ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-45/2021 от 10.03.2021 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2-45/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Каа-Хем 10 марта 2021 года


Кызылский районный суд в составе председательствующего судьи Тагалановой С.К., при секретаре Ховалыг А.Р., с участием заместителя Кызылского межрайонного прокурора О.А.С., истцов Б.Е.А., Б.Е.С., ответчика представителя администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва Г.И.С., участвующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному исковому заявлению заместителя Кызылского межрайонного прокурора, действующего в интересах Б.Е.А. к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва, Министерству строительства и жилищно – коммунального хозяйства Республики Тыва о признании бездействия в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 ЖК РФ незаконным и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан, возложить обязанность по предоставлении Б.Е.А., Б.Е.С. в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: пгт. Каа-Хем, <адрес> течение 6 месяцев после вступления в силу решения суда, суд

у с т а н о в и л:

заместитель Кызылского межрайонного прокурора О.В.Н. действующая в интересах Б.Е.А. обратилась в суд с уточненным иском к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва, Министерству строительства и жилищно – коммунального хозяйства Республики Тыва о признании бездействия в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 ЖК РФ незаконным и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан, возложить обязанность по предоставлении Б.Е.А., Б.Е.С. в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: пгт. Каа-Хем, <адрес> течение 6 месяцев после вступления в силу решения суда, указав в обоснование иска, что Кызылской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Б.Е.А. и коллективному обращению жителей домов и 25 пгт. Каа-Хем о нарушении их жилищных прав, выразившимся в длительном не переселении из аварийного и ветхого жилья. Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что дома, расположенные по адресу <адрес> и 25 пгт. Каа-Хем включены в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ. Жилые помещения в указанных домах находятся на праве собственности граждан. Таким образом, собственники по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность. Согласно сведениям администрации пгт. Каа-Хем, переселение жителей будет осуществляться до конца 2021 года путем предоставления квартир в новом строящемся доме по адресу <адрес>, пгт. Каа-Хем, а в целях досрочного переселения граждан из аварийных домов в 2019 году организован сход жителей, на котором им предложено переехать из аварийных домов, заключив соглашение об оказании финансовой помощи из бюджета пгт. Каа-Хем в размере <данные изъяты> на оплату аренды жилого помещения, на что жители не согласились. При этом ни один собственник не выбирал способ реализации жилищных прав в связи с признанием домов аварийными и подлежащими сносу путем предоставления другого жилого помещения в собственность. При этом отказов от данного права от жителей не поступало, администрацией пгт. Каа-Хем жителям домов не предлагались взамен изымаемым квартирам другие равнозначные квартиры. Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при выборе последним натуральной формы возмещения. После признания вышеуказанных домов аварийными и подлежащими сносу администрацией пгт. Каа-Хем не приняты меры к расселению собственников жилья, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, чем нарушаются права граждан на безопасные условия проживания. Выявленные нарушения Кызылской межрайонной прокуратурой были отражены в представлении об устранении нарушений федерального законодательства на имя председателя администрации пгт. Каа-Хем от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения представления администрацией пгт. Каа-Хем направлен ответ, что на переселение граждан из аварийных домов необходимы денежные средства в размере <данные изъяты>, таких денежных средств в бюджете администрации пгт. Каа-Хем не имеется. После признания вышеуказанных домов аварийными и по настоящее время администрацией пгт. Каа-Хем к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок не предъявлялись, действий, направленных по расселению граждан из аварийных домов по решению об изъятии земельного участка, на котором расположены указанные аварийные дома, для муниципальных нужд и об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, не осуществлялось. Многоквартирные <адрес><адрес> по <адрес>, пгт. Каа-Хем не снесены, жильцы там продолжают проживать, жилые помещения у собственников не изымались. Администрация пгт. Каа-Хем не заключала соглашения с жильцами указанных домов, определяющего переход права собственности на жилое помещение, в соответствии с которым собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению. Возможность предоставления возмещения в денежной форме администрацией пгт. Каа-Хем с собственниками квартир в вышеуказанных домах не согласовывалась, о предусмотренном законом выборе между денежной и натуральной формой компенсации за изымаемое жилье граждане не извещались. Б.Е.А. и остальные жители, проживающие по <адрес> пгт. Каа-Хем, обратились в межрайонную прокуратуру о защите их жилищных прав прокуратурой и принятии мер в целях их переселения из признанных аварийными и ветхими домами. Просит суд, признать бездействие администрации пгт. Каа-<адрес> в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ незаконным, обязать администрацию пгт. Каа-<адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан, возложить обязанность по предоставлению истцам Б.Е.А. и Б.Е.С. в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: пгт. Каа-Хем,у л. Зеленая, 25, <адрес> течение 6 месяцев после вступления в силу решения суда.

04 августа 2021 года в качестве третьего лица привлечено - Правительство Республики Тыва.

18 января 2021 года определением суда в качестве соответчика привлечено- Министерству строительства и жилищно – коммунального хозяйства Республики Тыва.

В судебном заседании заместитель Кызылского межрайонного прокурора О.А.С. просила удовлетворить иск.

Истцы Б.Е.А., Б.Е.С., в судебном заседании просили удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика – Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва Г.И.С. просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, представитель третьего лица - Правительство Республики Тыва не участвовали, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка по обращению Б.Е.А. и коллективному обращению жителей домов и <адрес> пгт. Каа-Хем о нарушении их жилищных прав, выразившимся в длительном непереселении из аварийного и ветхого жилья.

Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что дома, расположенные по адресу <адрес> и <адрес> пгт. Каа-Хем включены в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ.

13.02.2019 года Кызылской межрайонной прокуратурой на имя председателя администрации Кызылского района Республики Тыва внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства Российской Федерации, выявленных по результатам проверки.

Из ответа председателя администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва А.Ю.Ю. от 2019 года следует, что для решения вопроса по переселению граждан в соответствии с ЖК РФ необходимы денежные средства в размере <данные изъяты>. Администрацией пгт. Каа-Хем был разработан и направлен в Минстрой РТ проект муниципальной целевой программы, в настоящее время вышеуказанная программа дорабатывается с учетом методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденных Приказом Минстроя России от 31 января 2019 года №65пр. В бюджете городского поселения пгт. Каа-Хем на 2019 год предусмотрены денежные средства в размере <данные изъяты>, в случае принятия гражданами способа расселения как временное размещение собственников по договорам найма жилых помещений у частных лиц. Таким образом, считают, что бездействия со стороны администрации в рамках реализации программы переселения нет, так как в рамках полномочий и бюджетной обеспеченности принимаются необходимые действия, по реализации данной программы.

18.02.2020 года заместителем межрайонного прокурора О.В.Н. вынесено требование о явке для дачи объяснения 19.02.2020 в 12 часов с предоставлением документов о признании аварийными вышеуказанных домов и о проведенных работах по переселению граждан.

Из объяснения заместителя председателя по жизнеобеспечению и жилищно-коммунальным вопросам администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Д.Е.Д. от 19.02.2020 года следует, что переселение жителей будет осуществляться до конца 2021 года путем предоставления квартир в новом строящемся доме по адресу <адрес>, пгт. Каа-Хем, а в целях досрочного переселения граждан из аварийных домов в 2019 году организован сход жителей, на котором предложено переехать из аварийных домов, заключив соглашение об оказании финансовой помощи из бюджета пгт. Каа-Хем в размере <данные изъяты> на оплату аренды жилого помещения, на что жители отказались.

Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания №1 от 03.04.2016 года по адресу: <адрес> пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва, следует, что межведомственная комиссия, назначенная постановлением Администрации пгт. Каа-Хем от 18 июня 2015 г. 2015 года №321, приняла заключение о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна РТ аварийным и подлежащим сносу в связи с большим износом в процессе его эксплуатации (износ более 85%).

Согласно экспертного заключения проведенного по результатам лабораторных испытаний от 22.01.2016 года следует, что измеренная температура воздуха в ванной комнате жилой квартиры подъездах и 2, многоквартирного жилого дома по <адрес> не соответствует требованиям п. 4.1 СанПиН 2.1.22645-10 «Санитрано-эпидемиологическое требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Из письма председателя администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района РТ А.Ю.Ю. направленного на имя первого заместителя Председателя Правительства Республики Тыва ФИО1 следует, что во исполнение п.1.2 протокола межведомственного штаба по координации работы органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва по реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2020 годы и 2019-2025 годы от 26 июня 2020 г., администрацией пгт. Каа-Хем 08.07.2020 г. проведен сход граждан.

Постановлением Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва от 16.12.2019 года создана межведомственная комиссия по оценке и обследованию помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, и утвержден состав комиссии.

Постановлением Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва от 19.03.2019 года №58 утверждена прилагаемая муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения «поселок городского типа Каа-Хем» Кызылского кожууна Республики Тыва на 2019-2021 годы.

Согласно муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения «пгт Каа-Хем» Кызылского кожууна Республики Тыва на 201902021 годы. Цели задачи программы переселение граждан из аварийных многоквратирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, определение механизма переселения. Исполнитель программы Администрация пгт Каа-Хем Кызылского района. Общий объем финансирования программы составил <данные изъяты>. Администрация пгт Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва ежемесячно до 5 числа месяца следующим за отчетным, представляет государственному заказчику программы – Министерству строительства жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва отчеты о ходе реализации программы.

Согласно приложения переченью многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года пгт Каа-Хем <адрес>, площадью 499,20 кв.м., 36 жильцов, плнирумая дата окончания переселения 31.12.2021 год.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 27.08.2019 года №419 утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, участвующими в реализации мероприятий республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и о признании утратившим силу постановления Правительства Республики Тыва от 17 марта 2014 г. №97.

Согласно порядку взаимодействия уполномоченного органа исполнительтной власти РТ с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, участвующими в реализации мероприятий республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 27 августа 2019 года №419 следует, что порядок регламентирует взаимодействия уполномоченного органа Республики Тыва по реализации программы переселения - Министерству строительства жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, участвующими в реализации мероприятий республиканских адресных программ по переселению.

П. 4 порядка установлено, что Министерство строительства жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва координирует выполнение и осуществляет контроль за выполнением мероприятий программ переселения.

Подп. 6 п.4 письменно направляет в органы местного самоуправления, участвующими в реализации мероприятий республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Республики Тыва, предварительные списки планируемых к переселению граждан согласно заключенным госудаственным контрактам, с указанием улицы, номера предоставляемого дома и квартиры, её общей площади, в которую планируется заселение собственника и нанимателя жилого помещения, в течение 10 рабочих дней после постановки на кадастровый учет органами местного самоуправления Республики Тыва многоквартирного дома с жилым помещением.

Подп. 7 п.4 обеспечивает передачу в собственность муниципальных образований Республики многоквартирных домов, исходя из адресных программ по переселению граждан из аварийного жилого фонда, при этом жилые помещения должны быть равнозначными по общей площади ранее занимаемо жилья и отвечать установленным требованиям. В случае, если общая площадь предоставляемого жилья, построенного или приобретенного согласно заключенному государственному контракту, меньше общей площади жилого помещения в аварийном доме, переселение граждан возможно с их письменного согласия.

Подп. 4 П.5 органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва при выявлении разницы заявленных площадей согласно муниципальным адресным программам орган местного самоуправления принимает отдельное решение по предоставлению жилья либо оплаты разницы площадей.

Согласно свидетельству ЕГРН серия № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГБ.Е.А. на основании договора мены принадлежит на праве собственности 1\2 доля <адрес> пгт.Каа-Хем Кызылского района, двухкомнатная квартира общей площадью 43,5 кв.м.

Согласно свидетельству ЕГРН серия № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГБ.Е.С. на основании договора мены принадлежит на праве собственности 1\2 доля <адрес>, двухкомнатная квартира общей площадью 43,5 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГБ.Е.А., Б.Е.С. обратились в Администрацию пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики ФИО4 с заявлением, в котором просили предоставить информацию о жилом помещении, которое намерены предложить им взамен их квартиры, а именно: адрес, площадь, план квартиры и наличие жилых комнат.

Из справки выданной начальником управления труда и социального развития администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Б.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: Республика Тыва, Кызылский район, пгт. Каа-Хем, <адрес> состоит на учете по категории «инвалид 3 группы».

Председателем администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва направлено требование на имя Б.Е.А. проживающей по адресу: пгт. Каа-Хем, <адрес> выполнении сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГБ.Е.А. обратилась министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва с заявлением, в котором просила предоставить информацию о жилом помещении, которое намерены предложить им взамен их квартиры, а именно: адрес, площадь, план квартиры и наличие жилых комнат, желательно к судебному заседанию, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа на запрос суда Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по переселению граждан из аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: пгт. Каа-Хем, <адрес> выполнены частично. Во введенный многоквартирный дом по <адрес> переселены 4 семьи, ранее проживавшие в квартирах № указанного аварийного дома. Расселение оставшихся 8 семей, проживающих в квартирах № запланировано в 2021 году, в строящийся многоквартирный дом по <адрес> – 13 строение <адрес>. В ходе проведения Минстроем Республики Тыва совместно с администрацией пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна разъяснительной работы Б.Е.А., проживающей в <адрес> аварийного дома по <адрес> пгт. Каа-Хем неоднократно даны пояснения о расселении в строящийся многоквартирный дом по <адрес><адрес> строение <адрес> в соответствии с государственным контрактом между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Орион» от 11.12.2020 №227-20.

Б.Е.А., Б.Е.С. являются собственниками в равных долях жилого помещения , расположенного в многоквартирном <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01 января 2019 г., она утверждается на период до 01 сентября 2025 г.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 названного Закона, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 01 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Таким образом, в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть, путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Указанная позиция отражена в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> находится на праве собственности Б.Е.А., Б.Е.С.

Таким образом, собственники по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого помещения в собственность.

Однако в ходе рассмотрения дела по существу ответчик не представил доказательств тому, что органом местного самоуправления были предприняты, необходимые меры к расселению собственников жилья, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что после признания вышеуказанного дома аварийным и по настоящее время администрацией пгт. Каа-Хем к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок не предъявлялись, действий, направленных по расселению граждан из аварийных домов по решению об изъятии земельного участка, на котором расположены указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, не осуществлялось, что подтверждает наличие бездействия со стороны ответчика.

При таких обстоятельствах, исковое заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора действующего в интересах Б.Е.А. к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва, Министерству строительства и жилищно – коммунального хозяйства Республики Тыва о признании бездействия в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 ЖК РФ незаконным и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан, возложить обязанность по предоставлении Б.Е.А., Б.Е.С. в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: <адрес>, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н., действующего в интересах Б.Е.А. к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва, Министерству строительства и жилищно – коммунального хозяйства Республики Тыва о признании бездействия в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 ЖК РФ незаконным и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан, возложить обязанность по предоставлении Б.Е.А., Б.Е.С. в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: пгт. Каа-Хем, <адрес> течение 6 месяцев после вступления в силу решения суда, удовлетворить.

Признать бездействие администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч.10 ст. 32 ЖК РФ незаконным, возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан.

Обязать Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва по предоставлении Б.Е.А., Б.Е.С. в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: пгт. Каа-Хем, <адрес> течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2021 года с учетом выходных дней 13,14 марта 2021 года.


Председательствующий С.К. Тагаланова