ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-46 от 02.03.2016 Шумихинского районного суда (Курганская область)

Дело № 2 – 46

2 марта 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е (МОТИВИРОВАННОЕ)

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи МИХАЛЕВОЙ О. Л.

при секретаре ЗВЯГИНЦЕВОЙ А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе 2 марта 2016 года

гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Шумихи, Администрации Шумихинского района о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Шумихи, указывая, что проживает в многоквартирном доме на первом этаже по адресу: ***. С <Дата> является инвалидом 1 группы (передвигается на коляске), в связи с этим относится к маломобильной группе населения, не может свободно передвигаться там, где необходимо по причине отсутствия специально оборудованных мест, в том числе, пандусов для инвалидов. В связи с необходимостью беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры, в том числе, жилыми зданиями, он был вынужден за свой счет с помощью предпринимателя изготовить и произвести монтаж пандуса с отдельным входом в квартиру, оплатив при этом предпринимателю сумму в размере 94 000 руб. В <Дата> на его устное обращение в Администрацию г. Шумиха об установке пандуса в квартиру ему было отказано. На письменное заявление о компенсации суммы 94 000 руб., затраченной на изготовление и установку пандуса, получил отрицательный ответ из Администрации г. Шумихи. Администрация г. Шумихи игнорировала его требования как и требования законодательства о доступной среде для инвалидов, он лишен права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ). Законодательство РФ требует обеспечить доступность пользования зданиями, строениями, коммуникациями. Пандус является одним из видов устройств доступности, единственное устройство, требования к которому регламентированы нормативными документами, которые закреплены в своде правил СП 59.13330.2012. В соответствии со ст. 9 Конвенции «О правах инвалидов», ст. 7, 39 Конституции РФ, ст. 161 ЖК РФ, ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ФИО1 просит взыскать в его пользу с Администрации г. Шумихи денежные средства в размере 94 000 руб., потраченные на изготовление и установку пандуса, взыскать с ответчика сумму 2 000 руб., затраченную на оформление иска в суд.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 изменил исковые требования, предъявив их к Администрации г. Шумихи и Администрации Шумихинского района, просит взыскать с данных ответчиков 94 000 руб., потраченные на изготовление и установку пандуса, 2 000 руб., затраченные на оформление иска в суд.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия с участием его представителя Карпук Ю. В. Ранее в судебном заседании истец пояснял, что в <Дата> приобрел квартиру в *** на первом этаже для того, чтобы можно было сделать пандус. До изготовления пандуса в квартире не проживал, так как невозможно было войти и выйти из квартиры. В подъезде дома оборудовать пандус невозможно, так как лестница крутая, у пандуса был бы большой уклон, без посторонней помощи по такому пандусу ему не подняться, другой возможности установить пандус не было. Он обращался в Администрацию г. Шумихи через председателя общества инвалидов с просьбой об оказании помощи по установке пандуса, но получил отказ. В то время он не знал, что по закону ему полагается бесплатная установка пандуса, поэтому сделал пандус на свои средства. Администрацией города Шумихи выполненные работы по переустройству и переоборудованию квартиры не приняты в эксплуатацию по тем основаниям, что имеются нарушения требований нормативных документов. Он не согласен с данными нарушениями, так как проект, который был одобрен архитектором администрации г. Шумиха, не соответствует Своду правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Пандус, предусмотренный проектом, не совсем ему подходил, поэтому он его улучшил, покрыл нескользящей плиткой, сделал козырек над дверью.

Представитель истца адвокат Карпук Ю. В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что ФИО1 проживает в многоквартирном доме, установил пандус для того, чтобы можно было спокойно заезжать в квартиру, пользоваться жилым помещением, подъезжать к своему автомобилю. Без пандуса ФИО1 в квартиру попасть не может, какое-то иное устройство, установленное в подъезде дома до квартиры ФИО1, мешало бы жильцам дома. ФИО1 за счет собственных средств установил пандус, сделав отдельный вход в квартиру с улицы, через окно, потратил 94 000 руб. на его установку. Данные средства необходимо взыскать с Администрации Шумихинского района, так как целями и задачами целевой программы *** «Доступная среда для инвалидов на <Дата>-<Дата>» является создание условий для обеспечения безбарьерной среды для деятельности инвалидов, организация беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной инфраструктуры. Администрация Шумихинского района имеет комиссию, которая рассматривает различные вопросы, касающиеся инвалидов. Поскольку законодательством предусмотрено, что государство должно обеспечивать доступность для инвалидов государственных учреждений, то доступность жилых домов должна быть обеспечена в первоочередном порядке. Просит исковые требования удовлетворить, взыскать в пользу истца с Администрации Шумихинского района 94 000 руб., которые были потрачены на установку пандуса, и 2 000 руб. за подготовку иска в суд.

Представитель ответчика Администрации г. Шумихи ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Администрация города Шумихи не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как обеспечение пандусами маломобильных групп населения не отнесено к полномочиям Администрации г. Шумиха Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в уставе МО «Город Шумиха» данные полномочия не отражены, в бюджете города не предусмотрены денежные средства для оказания материальной помощи инвалидам. В Администрации Шумихинского района существует комиссия по социальной защите инвалидов. Индивидуальному предпринимателю, который устанавливал пандус ФИО1, не был представлен проект по изготовлению пандуса. Пандус был изготовлен с нарушением проекта. Поскольку истец является собственником жилого помещения, то по правилам содержания общедомового имущества многоквартирного дома данное имущество является общим, бремя содержания и обслуживания данного имущества несет собственник.

Представитель ответчика Администрации Шумихинского района ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в Шумихинском районе действует комиссии по социальной защите инвалидов, но ФИО1 в данную комиссию не обращался. Имеется районная программа по социальной защите инвалидов, но по установке пандусов в программе мероприятий не предусмотрено. В соответствии с законом Курганской области в Шумихинском районе 32 социально-значимых объекта оборудованы пандусами для доступности инвалидов: это школы, магазины, больница, ФАПы, аптеки и другие общественные организации. В жилых домах установка пандуса производится по решению собственников квартир, за их счет, так как собственник жилого помещения несет бремя содержания своего имущества.

Представитель третьего лица управляющей компании «Глобал-Сервис плюс» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель третьего лица ФИО4 пояснял, что управляющая компания обслуживает дом по техническому состоянию в том виде, котором он введен в эксплуатацию, пандус в жилом доме установлен не был. Управляющая компания оказывает услуги по аварийному обслуживанию на тепло-, водо- и электросистемах и уборке территории. Ответственность за техническое состояние дома несут собственники квартир. В управляющую компанию ТСЖ и собственники квартир по поводу установки пандуса не обращались.

Представитель ТСЖ «Центр», привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании председатель ТСЖ «Центр» ФИО5 пояснял, что ФИО1 обращался в ТСЖ с заявлением, в котором просил разрешение на установку пандуса. Общее собрание жильцов дома приняло решение о разрешении ему установки пандуса. Войти в подъезд с инвалидной коляской невозможно, так как установлены двойные двери, имеется небольшое крыльцо, проемы очень узкие, пандус в подъезде помешал бы остальным жителям. Как депутату Шумихинской городской Думы ему известно, что Дума рассматривает вопросы об оказании материальной помощи гражданам в экстренных случаях в небольших суммах. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает обязанность Администрации г. Шумихи предусматривать в бюджете денежные средства на обеспечение благоприятной среды для инвалидов, этим всегда занималась Администрация Шумихинского района.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста, показания свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Часть 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции закона, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривала, что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно положениям указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.

Частью 5 ст. 15 (в редакции закона, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) было предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям с учетом их доступности для маломобильных групп населения установлены Сводом правил. СП 59.13330. 2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605.

Согласно п. 4.1.14 указанного свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной на первом этаже по адресу: ***.

ФИО1 является инвалидом 1 группы бессрочно согласно справке МСЭ-2006 № *** от <Дата>, передвигается на кресле-коляске.

Управление многоквартирным домом по *** осуществляется товариществом собственников жилья «Центр», управляющей организацией указанного многоквартирного дома является ООО «Глобал-Сервис плюс».

ТСЖ «Центр» было принято решение о согласовании ФИО1 устройства пандуса в 4-ом подъезде дома на 1 этаже в квартире № ***, располагаемого в оконном проеме дома (протокол общего собрания собственников жилья № *** от <Дата>) за счет средств собственника.

<Дата>ФИО1 обратился в Администрацию города Шумихи с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения –квартиры по ***, с устройством отдельного входа. Заявителем была предоставлена проектная документация на перепланировку квартиры по адресу: *** с устройством отдельного входа ***, выполненная ООО «ПРОТЭКС». Проектом предусмотрено устройство пандуса.

<Дата> Администрацией г. Шумиха принято решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с представленным проектом шифр ***.

Согласно акту о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от <Дата> работы по устройству отдельного входа с улицы, устройство теплого тамбура, устройство лестницы и пандуса, закладка дверного проема с лестничной площадки, выполнены не в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих для многоквартирных домов. В акте отмечено, что все металлические элементы лестницы и пандуса изготовлены не по схеме стоек, косоуров и площадочных балок и экспликации, приведенной в проекте, ограждение, поручни пандуса не соответствуют проекту.

За изготовление и установку пандуса ФИО1 заплатил ИП Б. 94 000 руб., что подтверждается квитанцией -договором № *** от <Дата>

<Дата>ФИО1 обратился в Администрацию г. Шумиха с заявлением о компенсации потраченных средств на обеспечение беспрепятственного доступа к месту проживания. Письмом от <Дата>ФИО1 отказано по тем основаниям, что компенсация расходов органом местного самоуправления *** за самостоятельно проведенные работы по обеспечению доступности в квартиру действующим законодательством не предусмотрено, Шумихинской городской Думы <Дата> принято решение об отказе в компенсации затраченных средств на изготовление и установку пандуса, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете *** в <Дата>, данные расходы будут учтены при формировании бюджета *** на <Дата>.

Согласно выписке из решения о бюджете от <Дата> в бюджете *** на <Дата> средства на устройство пандуса для маломобильных групп населения не предусмотрены.

Свидетель Т. показала, что является председателем общественной организации Шумихинского общества инвалидов, ей известно, что ФИО1 является членом общества инвалидов, относится к группе инвалидов-колясочников. В <Дата>ФИО1 купил квартиру в *** в многоквартирном доме, без посторонней помощи в квартиру он заходить не мог, ему необходим пандус. ФИО1 решил установить отдельный вход в квартиру с пандусом, чтобы самостоятельно попадать в квартиру. Жильцы дома дали согласие на перепланировку. По просьбе ФИО1 она обращалась в комплексный цент социального обслуживания, Администрацию Шумихинского района с просьбой оказать ему материальную помощь для установки пандуса, но получила устный отказ. Затем по просьбе ФИО1 она обратилась к адвокату, было подготовлено исковое заявление в суд. Из Администрации г. Шумихи был получен письменный отказ в выделении денежных средств.

Свидетель Б. показал, что к нему обратился ФИО1 с просьбой установить пандус, дверь из окна и козырек над дверью. Работа была выполнена, ФИО1 заплатил ему 94 000 руб. согласно смете работ, из которых 20 000 руб.- стоимость двери, 10 000 руб.-стоимость козырька, 64 000 руб.-стоимость пандуса и работ.

Специалист архитектор администрации г. Шумихи Ю. пояснила, что <Дата>ФИО1 обратился в Администрацию г. Шумиха с заявлением о перепланировке и переустройстве жилого помещения, предоставил правоустанавливающие документы на жилое помещение и проектную документацию о перепланировке квартиры по *** с устройством отдельного входа. Заявителю было выдано разрешение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения. С заявлением о завершении переустройства и перепланировки заявитель не обращался. В соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация разрабатывается на основании заявления и договора на выполнение проектных работ. В проектную документацию включен раздел о доступности мобильных групп населения, т.е. заказчиком оговаривалось устройство пандуса и отдельного выхода. Было запрошено разрешение на перепланировку от ТСЖ. Согласно СНиП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» все мероприятия организовываются при проектировании нового объекта или реконструкции объекта капитального строительства. В данном случае не было реконструкции объекта капитального строительства и проектирования нового объекта, была выполнена перепланировка и переустройство в соответствии со ст. 26 ЖК РФ: ФИО1 из оконного проема сделал дверной проем, сделал отдельный вход в квартиру. Возможность оборудования пандуса в подъезде дома не обсуждалась, так как этот вопрос должна была решать проектная организация, с которой был заключен договор ФИО1

В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно ст. 246, п. 1 ст. 247 ГК РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников.

В соответствии ст. ст. 25, 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии и представляет необходимые документы.

В силу п. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.

В силу п. 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются, в числе прочего, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений. Пользование и распоряжение общим имуществом многоквартирного дома, включающем в себя несущие и ненесущие конструкции дома, в силу вышеуказанных норм законодательства осуществляется с согласия всех собственников квартир в многоквартирном доме. Собственниками квартир дома по *** принято решение о разрешении ФИО1 установки пандуса за счет собственных средств. ФИО1 не оборудовал пандусом подъезд многоквартирного дома, а произвел переустройство и перепланировку принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения с устройством отдельного входа с улицы, устройством лестницы и пандуса, устройством теплого тамбура в квартире и закладкой дверного проема с лестничной площадки. На органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по компенсации собственнику жилого помещения затраченных на переустройство и перепланировку жилого помещения средств.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и городского поселения выполнение мероприятий, направленных на социальную защиту инвалидов. В силу п. 10 ст. 15.1 и п. 11 ст. 14.1 закона органы местного самоуправления имеют право на оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Постановлением Администрации Шумихинского района от <Дата>*** утверждена целевая комплексная программа Шумихинского района «Доступная среда для инвалидов на <Дата>-<Дата>». Одной из целей программы является организация беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Источником финансирования программы являются средства районного бюджета, общий объем финансовых средств для реализации программы составляет 380, 5 тыс. руб., в том числе, на <Дата>-75, 5 тыс. руб. Данной программой предусмотрены мероприятия: оборудование ГУ «КЦСОН по Шумихинскому району» средствами малой механизации, подъемными устройствами, вспомогательными приспособлениями для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обеспечение беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здания образовательных учреждения (п. п.4.1, 4.2)

Постановлением Администрации Шумихинского района от <Дата>*** утверждена муниципальная программа Шумихинского района «Доступная среда для инвалидов на <Дата>-<Дата>». Общий объем финансовых средств для реализации программы составляет 33, 5 тыс. руб., в том числе, на <Дата>-7, 5 тыс. руб. Данной программой предусмотрено обеспечение беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здания образовательных учреждений, обеспечение безбарьерной среды ребенку-инвалиду.

Из анализа данных программ следует, что мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в жилые здания данными программами не предусмотрены, средства для возмещения расходов инвалидов по установке пандусов в жилых домах в районном бюджете не предусмотрены.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по выплате компенсации инвалидам в счет возмещения произведенных ими расходов по изготовлению и установке пандусов. В бюджете муниципального образования города Шумихи и Шумихихинского района не предусмотрены данные расходы.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая изложенные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г. Шумихи, Администрации Шумихинского района о взыскании денежных средств, потраченных на изготовление и установку пандуса, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться 9 марта 2016 г. в 16 час. 00 мин.

Судья: О. Л. Михалева