Оханский районный суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Оханский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-46/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Оханск Пермского края «23» мая 2011г.
Оханский районный суд Пермского края:
под председательством судьи Петуховой О.В.,
при секретаре Шиловой О.А.,
с участием: прокурора - Ванюковой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Оханского района в интересах ФИО1 к администрации Оханского муниципального района, Правительству Пермского края, Министерству финансов Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения
установил:
Прокурор Оханского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с данным иском, указав, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку её родители решением Оханского райсуда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. В связи с этим ФИО1 имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в том числе, в силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и на получение жилья вне очереди, поскольку жилое помещение за ФИО1 не закреплялось в связи с отсутствием такового у её родителей. Согласно постановления администрации Казанского сельского поселения от 20. 05. 1999г. № 31 ФИО1 была поставлена на льготную очередь на получение жилья, а также включена в список детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в получении жилого помещения, который ведется администрацией Оханского района и ежегодно утверждается. В июне 2010г ФИО1 закончила », однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее законное право на получение жилья. В силу ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство, или реконструкцию жилья для детей сирот-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006года № 16-п, «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000г, учитывая, что органы местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленном ст. 132 Конституции РФ и ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не наделялись, то просит обязать правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей администрации Оханского муниципального района для приобретения благоустроенного жилого помещения ФИО1; обязать Министерство финансов Правительства Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его ФИО1, а администрацию Оханского муниципального района Пермского края обязать предоставить Шатуновой вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади. Полагает, что исполнение судебного решения о предоставлении жилья детям, оставшимся без попечения родителей, возможно лишь при финансирования данной потребности муниципального образования в полном объеме, т.е. при обязательном участии Правительства и Минфина Пермского края.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований.
ФИО1 в судебном заседании не участвовала, просила дело рассмотреть в её отсутствие.
Представители ответчиков и третьих лиц в судебном заседании не участвовали, представив заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Правительство Пермского края в своих возражения указало, что в силу ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. К исключительной компетенции органов государственной власти субъектов, согласно п.4 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» относится и определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении" и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей". Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на данные цели, которые направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение, строительство или реконструкцию жилья детям, оставшимся без попечения родителей. Правительство Пермского края исполняет свои обязательства по предоставлению и распределению денежных средств для ремонта, покупки или реконструкции жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в полном объеме. Согласно распоряжения Правительства Пермского края от 14. 12. 2010г №247-рп Оханскому муниципальному району в 2010г выделено тыс. рублей, также согласно распоряжения Правительства Пермского края от 24. 03. 2011г. №52-рп Оханскому муниципальному району в 2011г выделено тыс. рублей. Полагают, что для определения по делу юридически значимых обстоятельств не имеется достаточных доказательств, свидетельствующих об отсутствии жилья, как у самой ФИО1, так и у её родителей, на которое она имеет право в соответствии со ст. 71 Семейного Кодекса РФ. При наличии у ФИО1 права собственности или пользования жилым помещением права на обеспечение её жильем в результате реализации мер по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, она не имеет. Так же ФИО1 не имеет права на получение жилья в настоящее время, поскольку обучается в образовательном учреждении, где жильем была обеспечена.
Из отзыва Министерства финансов Пермского края Правительства Пермского края по иску следует, что Министерство финансов Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к полномочиям других органов государственной власти края: перечисление, распределение субсидий местным бюджетам, в соответствии с п.п.2, 5 «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот…», утвержденного постановлением Правительства Пермского края №16-П от 10. 08. 2006г, осуществляют Министерство социального развития и Министерство ЖКХ Пермского края. При этом Министерство ЖКХ является и главным распорядителем средств бюджета Пермского края в части субсидий на предоставление жилья детям-сиротам и, согласно п. п. 1, 4, 5 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета и распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Требования прокурора о возложении обязанностей на Министерства финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления истцу нарушают бюджетный процесс Пермского края и бюджетные полномочия Минфина Пермского края. Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот в Пермском крае определен Постановлением Правительства Пермского края №16-П от 10. 08. 2006г, в соответствии с которым и должно осуществляться выделение средств для приобретения жилья истцу. Так же указывают на то, что при выдвижении прокурором требований по возложению на Минфин Пермского края обязанности по оплате расходов по приобретению жилья, доказательств наличия понесенных расходов, не представлено.
Администрация Оханского района Пермского края с исковыми требованиями прокурора так же не согласилась, указав, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в установленном законом порядке: за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Согласно ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопрос по обеспечению жильем детей-сирот к вопросам местного значения не относится. Закон Пермского края о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, не принимался. Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов.
Третье лицо со стороны ответчика - Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края указали, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителейобязанность органов исполнительной власти по месту жительства этих лиц. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края №16-п от 10. 08. 2006г «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот…» Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края. Перечисление денежных средств в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год. После принятия распоряжения Правительства Министерство ЖКХ перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета с последующим перечислением в местные бюджеты. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. В 2011г на основании распоряжения Правительства Пермского края от 24. 03. 2011г №52-рп муниципальному образованию «Оханский муниципальный район» для приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было перечислено тысяч рублей за счет средств краевого бюджета, которые в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10. 08. 20-06г №16-п могут быть использованы органами местного самоуправления на исполнение судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, обратившимся в суд. Свои обязательства Правительством Пермского края и Министерством финансов по выделению из бюджета денежных средств на приобретением жилья для детей, оставшихся без попечения родителей выполнены, в связи с чем требования прокурора являются неправомерными.
Министерство социального развития Пермского края поддержало доводы Правительства Пермского края.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
л.д.8).
.
).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации сельского совета ФИО1 поставлена в льготную очередь на получение жилья в сельском совете, но до настоящего времени муниципальным жильем не обеспечена (л.д.15, 18).
Согласно постановления главы Оханского муниципального района от 03. 03. 2011года № 47 «Об утверждении уточненного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении на территории Оханского муниципального района ФИО1 числиться в списке за № (л.д.19).
По сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним за ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, не зарегистрировано (л.д. 17).
В июне 2010г ФИО1 окончила обучение в (л.д. 16).
На основании ст. 121 Семейного Кодекса РФ к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, в частности, в случае лишения родителей их родительских прав.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…» так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет; пользуется дополнительными гарантиями по социальной поддержке, в том числе и по обеспечению жилой площадью; не имеет закрепленного за ней жилья, где бы она имела право пользования, либо право собственности (в связи с чем и была поставлена органами местного самоуправления на учет, как нуждающаяся в жилом помещении); в 2010г окончила пребывание в учреждении профессионального образования, но до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, то требования прокурора в части возложении обязанности на администрацию Оханского муниципального района по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади являются обоснованными.
То обстоятельство, что ФИО1 в настоящее время реализует свое право на получение второго начального бесплатного профессионального образования, предусмотренное ч.2 ст. 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не ограничивает её право на своевременное обеспечение её жилым помещением.
Доводы Правительства Пермского края о том, что ФИО1 необоснованно поставлена на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилья, суд находит несостоятельными, поскольку обоснованность решения о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся, принятого органом местного самоуправления, обязанного проводить проверку оснований постановки на учет, а в дальнейшем и обеспечивать реализацию этих прав граждан, сомнений не вызывает.
Наряду с этим, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета края денежных средств администрации Оханского муниципального района для приобретения жилья ФИО1, возложении обязанности на Министерство финансов Правительства Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления ФИО1.
Несмотря на то, что в Пермском крае отсутствует закон, предусматривающий передачу органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями вне очереди, порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и лиц из их числа установлен и законодательно закреплен Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» и Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении».
При этом, Постановление Правительства Пермского края от 10. 08. 2006г №16-п регулирует бюджетные отношения между участниками бюджетного процесса.
Закон Пермского края «О бюджете Пермского края» ежегодно предусматривает бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей из категории этих лиц, которые распределяются и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций.
В этой части заслуживают внимания доводы Министерства финансов Правительства Пермского края о том, что требованиями прокурора о возложении обязанностей на Правительство Пермского края и Минфин Пермского края по выделению и перечислению денег администрации Оханского района нарушается бюджетный процесс Пермского края.
Данных о том, что между ответчиками, как участниками бюджетного процесса, имеется спор о неисполнении, либо ненадлежащем исполнении бюджетных обязательств, не имеется.
ФИО1, в защиту интересов которой подано исковое заявление, участником бюджетного процесса не является.
Таким образом, исковые требования прокурора в интересах ФИО1 подлежат удовлетворению лишь в части возложения обязанности на администрацию Оханского района по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы социальной площади, вне очереди по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.
В силу п. 19 ч.1 ст.333. 36 Налогового Кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Оханского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели, предоставить ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади жилого помещения.
В остальной части исковых требований прокурору, предъявившему исковые требования в интересах ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Оханский райсуд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий /подпись/
Верно, судья О.В.Петухова
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда 27.07.2011 года
определила:
Кассационную жалобу Оханского муниципального района Пермского края на решение Оханского районного суда Пермского края от 23.05.2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/
Верно, судья О.В. Петухова