ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-46 от 25.01.2022 Каларского районного суда (Забайкальский край)

Дела№2-46,48/2022

УИД 75RS0

УИД 75RS0

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 января 2022 года с. Чара

Каларский районный суд

Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Пешковой О.Н.,

при секретаре Сорокиной И.Б.,

с участием истца ФИО1,

истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о включении в список граждан, проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений по Каларскому муниципальному округу Забайкальского края,

установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прибыл на промышленное освоение Сибири и Дальнего Востока и был ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в Удоканскую партию в <адрес> геологической партии. Для проживания в <адрес> было предоставлено временное помещение. Впоследствии в 1996 году, в связи с ликвидацией участка Наминга ГПП Удоканской геологоразведочной экспедиции было предоставлено временное помещение по адресу <адрес>.

Истец ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прибыла на промышленное освоение Сибири и Дальнего Востока и была ДД.ММ.ГГГГ принята на работу воспитателем яслей-сада участка Наминга Удоканской геологоразведочной партии. Для проживания в <адрес> было предоставлено временное помещение. Впоследствии в 1996 году, в связи с ликвидацией участка Наминга ГПП Удоканской геологоразведочной экспедиции было предоставлено временное помещение по адресу <адрес>.

Помещения, в которых проживали работники Удоканской партии были построены в конце шестидесятых, начале семидесятых годов из перевезенных с участков Западный и Наминга домов и на баланс не ставились. Построены как временные строения, без соблюдений санитарных и противопожарных норм, установленных жилищным законодательством. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края каждым из них направлено заявление о включении в список граждан, проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений. Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об отказе во включении граждан в список граждан, проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений по муниципальному району «Каларский район», администрацией района вынесено решение об отказе во включении в список. Основанием отказа послужил подпункт 1 пункта 11 Правил как несоответствие граждан совокупности критериев, предусмотренных пунктом 3 Правил (гражданин проживает на территории муниципального района «Каларский район» в помещении, имеющий статус «жилое» (жилой квартира), помещение предоставлено гражданину после ДД.ММ.ГГГГ). С данным решением не согласны, просят обязать администрацию Каларского муниципального округа включить в список граждан, проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений по Каларскому муниципальному округу Забайкальского края.

Гражданские дела №2-46/2022 и №2-48/2022 соединены в одно производство протокольным определением.

В судебном заседании установлено.

Истцы на исках настаивают по основаниям, в них изложенным. Каждый в отдельности пояснили, что они проживали в гражданском браке и работали в Удоканской экспедиции на участке Наминга. При расформировании участка работникам экспедиции предоставлялось жилье в Чаре, однако их в список не включили по неизвестным причинам, и при переезде с участка сначала предоставили жилье по <адрес>, которое изначально было непригодно для проживания и в дальнейшем через сельскую администрацию решался вопрос о предоставлении жилого помещения в связи с ликвидацией участка Наминга и было предоставлено жилое помещение в 1996 г. по адресу <адрес>, которое также принадлежало сначала Удоканской экспедиции, которая дала разрешение на оформление ФИО3. Затем при выделении денежных средств со стороны администрации им было предоставлено это жилое помещение, в котором они проживают по настоящее время. Иного жилья на территории РФ не имеют, никогда не участвовали в программах по переселению, не имеют возможности самостоятельно обеспечить себя жилым помещением, а по ФИО10 13-2 проживать становится невозможным в виду ухудшения технических характеристик дома. В настоящее время они проживают в квартире, однако общего хозяйства и брачных отношений не имеют.

Представитель ответчика администрации Каларского муниципального округа ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, ссылаясь на пояснения в письменном отзыве о том, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена подпрограмма «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока». Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в муниципальную программу «Экономическое и территориальное развитие муниципального района «<адрес>» на 2018-2022 годы, утвержденную постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ» утверждена муниципальная подпрограмма «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений (помещений), созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока на территории муниципального района «<адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию Каларского муниципального округа с заявлениями о включении в список граждан, проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений, предоставив необходимый пакет документов.

В ходе проверки предоставленного ФИО1, ФИО2 пакета документов было установлено, что истцы проживают в жилом помещении (квартире), расположенной по адресу: <адрес>.

На основании решения Каларского районного суда от ДД.ММ.ГГГГг. признано право собственности ФИО1 и ФИО2 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Из решения суда следует, что администрация Чарского сельского совета выкупила указанную квартиру у ФИО4 для семьи ФИО2 и ФИО1 в связи с ликвидацией участка Наминга.

Согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, правообладателем жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес> является ФИО1 и ФИО2 по 1/3 доля в праве.

Поскольку они не отвечали совокупности критериев, предусмотренных Правилами (проживает на территории Каларского муниципального округа в помещении, имеющий статус «жилое (жилая квартира)», жилое помещение предоставлено после ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Каларского муниципального округа Забайкальского края вынесено решение (распоряжение) от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об отказе во включении в список граждан, проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений по Каларскому муниципальному округу Забайкальского края.

Жилое помещение по адресу <адрес> не признавалось не пригодным для проживания на основании ст.ст.15, 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации и не относится к жилым помещениям, входящим в аварийный жилищный фонд, включенный в Региональную адресную программу <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы.

Истцы не являлись ранее получателями мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На текущий момент не являются участниками какой-либо программы обеспечения жилым помещением за счет средств бюджетов бюджетной сферы системы РФ. Разрешение вопроса по искам оставляют на усмотрение суда, с установлением всех значимых обстоятельств, позволяющих принять законное и обоснованное решение (л.д.______).

Представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено.

Суд, выслушав истцов, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 261 внесены изменения в Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 58 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным или непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа".

Программа дополнена подпрограммой «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока».

Целью подпрограммы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, задачами - переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока.

Одним из приоритетов жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания, в том числе выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.

Существовавшая в годы промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока жилищная проблема решалась путем возведения временных строений (срубов), которые предназначались для работников геологоразведочных и изыскательских экспедиций, осуществлявших свою трудовую деятельность в Удоканской геологической экспедиции (Удоканское горно-геологическое предприятие), Удоканской экспедиции Забайкальского треста инженерно-строительных изысканий (ЗабТИСИЗ), базировавшихся на территории <адрес> (1971 - 1994 годы) и <адрес> (с 1961 года) в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока. Помещения были построены в период 1960 - 1980 годов.

После закрытия геологоразведочных и изыскательских экспедиций и партий работники остались проживать в таких временных строениях, так как геологоразведочные и изыскательские экспедиции и партии не строили постоянное жилье для переселения своих работников. Такие временные строения существуют до сих пор, хотя они были предназначены на несколько лет - для временного проживания геологов на период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока.

Граждане, которым были предоставлены такие строения в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, не имея иного жилого помещения для проживания, массово в судебном порядке признали право собственности на такие строения с отнесением к объектам жилого фонда, хотя они фактически являются непригодными и не соответствуют статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:

25 семей зарегистрировали такие строения в собственность с отнесением к объектам жилого фонда, в том числе в судебном порядке;

13 семей право собственности на такие строения не оформляли (основания проживания: ордера, акты по передаче жилья, справки Удоканского сельского Совета народных депутатов).

В Забайкальском крае период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока проходил на территории муниципального района "Каларский район". Жилищный фонд района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 219,6 тыс. кв. м. В настоящее время значительная часть жилищного фонда муниципального района "Каларский район" не удовлетворяет потребностям населения не только по объему, но и по своим качественным характеристикам.

Граждане, которые на текущий момент проживают в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, в подавляющем большинстве не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Муниципальное образование, учитывая высокую степень дотационности своего бюджета, самостоятельно проблему переселения граждан из аварийного и непригодного для проживания жилого фонда решить не может. Следовательно, решить ее можно только с помощью комплекса мероприятий с привлечением бюджетного и внебюджетного финансирования.

Проблема переселения граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока на территории Забайкальского края, на федеральном уровне решается в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 1710.

Подпрограмма будет реализовываться в 2020 - 2024 годы, в один этап.

Субсидия предоставляется на реализацию мероприятий в рамках государственной программы Забайкальского края "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным или непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГN 58 (далее - государственная программа), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год и плановый период.

Субсидия предоставляется муниципальному району на предоставление социальных выплат гражданам, включенным в Список граждан - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока (далее - Список граждан - претендентов), формируемый Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (далее - Министерство) на текущий финансовый год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации по переселению граждан из не предназначенных для проживания жилых помещений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока (приложение (3) государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации муниципального района «Каларский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в муниципальную программу «Экономическое и территориальное развитие муниципального района «Каларский район» на 2018-2022 годы, утвержденную постановлением администрации муниципального района «Каларский район» от ДД.ММ.ГГГГ» утверждена муниципальная подпрограмма «Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений (помещений), созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока на территории муниципального района «Каларский район» (л.д.________).

Пунктом 3 Правил предоставления гражданам, проживающим в непредназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений (с учетом внесенных изменений Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГN 261), право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие совокупности следующих критериев:

1) гражданин постоянно проживает на территории муниципального района в помещении, не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Помещение);

2) Помещение предоставлено гражданину для проживания до ДД.ММ.ГГГГ, либо гражданин является членом семьи лица, которому такое помещение предоставлено до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживает с таким лицом в этом помещении;

3) гражданин признан или может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в случае, если такие жилые помещения находятся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

4) ранее гражданин не являлся получателем мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Социальная выплата предоставляется гражданину и членам его семьи, включенным в Список граждан - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений, проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока (далее - Список граждан - претендентов), утвержденный Министерством на основании Списка, представленного администрацией муниципального района до 20 июля года, предшествующего планируемому (п.5 Правил).

Исходя из смысла п. 6 Правил для включения в Список гражданин в срок до 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в администрацию муниципального района перечисленные в данном пункте документы, в том числе, документ о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (при наличии).

Из представленных суду документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края с заявлениями о включении в Список (л.д.____).

Распоряжением администрации Каларского муниципального округа -р от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано во включении в Список (л.д.____).

Причиной отказа послужил факт того, что истцы проживают в квартире, признанной жилым помещением решением Каларского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и помещение предоставлено гражданам после ДД.ММ.ГГГГ (л.д.____).

Между тем, рассмотрение вопроса о признании права собственности на дом не рассматривалось в контексте отнесения его технических характеристик к статусу жилого помещения по смыслу, придаваемому ст.ст.15 и 16 ЖК РФ.

Согласно ч.1 ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч.2).

В понимании ч.2 ст.16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

По общему правилу и смыслу ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес> и серии <адрес> ФИО1, ФИО2 являются собственниками квартиры, доля права 1/3, площадью 46,8 кв.м, расположенной по адресу <адрес>, номер регистрации права (л.д._______).

Из объяснений истцов и представленных документов следует, что дом построен по типу временного строения, на земле, без фундамента.

По выписке из похозяйственной книги усматриваются следующие характеристики квартира: год постройки – 1985, материал стен – брус, материал кровли – толь, общая площадь – 49 кв.м, жилая площадь – 36 кв.м, число комнат -3. Дом не обладает признаками благоустройства (водопроводом, канализацией, центральным отоплением, ваннами, газом, горячим водоснабжением) (л.д.______).

Судом установлено, что с 1977-1978 года истцы проживают в Каларском районе на постоянной основе, никуда не выезжали.

Согласно выписке из ЕГРН жилья на территории Российской Федерации истец не имеют (л.д._____).

По сведениям администрации Каларского муниципального округа получателем социальных выплат, жилищных сертификатов истцы не являлись (л.д._______).

По паспортным данным истец ФИО1 зарегистрирован по адресу <адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Истец согласно записей трудовой книжки ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Удоканскую партию Удоканской геологоразведочной экспедиции, где проработал до ДД.ММ.ГГГГ и уволен по сокращению численности штата (л.д._____).

По паспортным данным истец ФИО2 зарегистрирована по адресу <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Истец согласно записей трудовой книжки ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в Удоканскую геологоразведочную экспедицию (л.д._____).

В судебном заседании исследованы документы из гражданского дела по искам ФИО1, ФИО2 о признании права собственности на квартиру по адресу <адрес>.

Из ответа главы администрации ФИО5 на имя начальника Читинского «Геолкома» ФИО7 следует, что в связи с ликвидацией УГРЭ администрация <адрес> неоднократно обращалась по вопросу переселения семей геологов с участков Наминга и Апсата. Администрация изыскала 45 млн.руб. из районного бюджета на приобретение жилья и оплате электроэнергии. «Геолкому» выставлен счет на 28 млн. руб. (11 квартир). На данный период остались без жилья и администрация не может изыскать средства на приобретение 4-х квартир, в том числе, ФИО2. Отчет о приобретении жилья данным семьям геологов будет предоставлен незамедлительно (л.д._____).

Также имеется список лиц, которым были куплены квартиры администрацией <адрес> в связи с ликвидацией <адрес> и Апсат за подписью главы администрации с. ФИО8 ФИО9, в котором под номером 10 значится ФИО2 – <адрес><адрес> (л.д.____).

Из Перечня квартир, переданных безвозмездно жильцам Удоканского горно-геологического предприятия на 1994 г., следует, что квартира по <адрес> передана ФИО4 (л.д._____), то есть данный дом принадлежал Удоканской экспедиции и был возведен для своих работников как временное жилье.

Из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представителем администрации сельское поселение «Чарское» указано о признании иска ФИО2 и ФИО1. Подтверждено, что администрация Чарского сельского Совета выделяла денежные средства на покупку дома для семьи ФИО2-ФИО1 в связи с ликвидацией <адрес> (л.д._____).

Аналогичные доводы содержит и решение Каларского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.______).

Анализ имеющихся доказательств, позволяет суду прийти к выводу о том, что доводы истцов согласуются с представленными документами о том, что на период расформирования участка Наминга они не были обеспечены, в числе иных сотрудников Удоканской экспедиции жилым помещением, в связи с чем изначально, им как лицам, переселяющимся с участка Наминга было предоставлено жилое помещение по <адрес>. Из объяснений истцов следует, что проживание в указанном доме изначально было проблемным, в связи с чем администрацией решался вопрос о возможности обеспечения жилым помещением для проживания семьи геологов. Данный вопрос был разрешен посредством привлечения средств местного бюджета именно для обеспечения семьи геологов ФИО2-ФИО1 как подлежащих расселению после расформирования участка Наминга.

В этой связи, суд не имеет возможности согласиться с доводами ответчика администрации Каларского муниципального округа о том, что истцы не имеют право на включение в список по причине предоставления жилья позднее даты ДД.ММ.ГГГГ, поскольку вопрос о предоставлении жилья не был своевременно разрешен уполномоченными органами при расформировании участка Наминга по независящим от истцов обстоятельствам. Однако, факт признания их геологами, как и факт наличия обязанности обеспечения жилым помещением на период ликвидации участка Наминга не оспаривался и признавался администрацией поселения.

Письмом -ок/07 от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на обращение Главы муниципального района «<адрес>» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу реализации Комплекса мер по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, проживающих в непредназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р сообщило, что критерии будут распространяться на граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования в помещении, не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть такие помещения не относятся к объектам жилищных прав и к определенному виду жилых помещений, определенных Жилищным кодексом. В этой связи нет необходимости такие помещения признавать непригодными для проживания. Также критериями предусмотрено, что такие помещения были предоставлены гражданину для проживания до ДД.ММ.ГГГГ либо гражданин, является членом семьи лица, которому такое помещение было предоставлено до ДД.ММ.ГГГГ и совместно проживает с ним в таком помещении (л.д._____).

При таких обстоятельствах, когда истцы прибыли в 1977-1978 году на освоение Сибири, работая в Удоканской геологической экспедиции; работали на участке Наминга в Удоканской экспедиции; получили временное строение в <адрес>, которое признавалось временным – сначала по <адрес> ввиду невозможности проживания – по ФИО10 <адрес>; при установлении факта возведения в годы промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока временных строений (срубов), которые предназначались для работников геологоразведочных и изыскательских экспедиций, осуществлявших свою трудовую деятельность в Удоканской геологической экспедиции (Удоканское горно-геологическое предприятие), Удоканской экспедиции Забайкальского треста инженерно-строительных изысканий (ЗабТИСИЗ), базировавшихся на территории <адрес> (1971 - 1994 годы) и <адрес> (с 1961 года) в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, годы постройки в период 1960 - 1980 годов; после закрытия геологоразведочных и изыскательских экспедиций и партий работники остались проживать в таких временных строениях, так как геологоразведочные и изыскательские экспедиции и партии не строили постоянное жилье для переселения своих работников; существование временного строения до сих пор, хотя оно было предназначено на несколько лет - для временного проживания геологов на период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока; истцы постоянно проживают на территории муниципального округа в помещении, не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истцов.

Отказ администрации Каларского муниципального округа со ссылкой на придание статуса жилого дома снижает уровень правовых гарантий истца, исключает возможность реализации гражданином, соответствующим всем критериям для включения в список на получение социальной выплаты, что ставит его в неравное положение с другими лицами, которые при прочих равных условиях, в своё время не приватизируя и не оформляя в собственность аналогичное по техническим характеристикам жилье, стали участниками подпрограммы, получили социальные выплаты и улучшили свои жилищные условия.

Поскольку утверждение Списка граждан - претендентов на текущий финансовый год осуществляется Министерством на основании Списка, формируемого муниципальным округом, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края по заявленному требованию является ненадлежащим ответчиком.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования ФИО1 и ФИО2, удовлетворить.

Обязать администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского округа включить ФИО2 в список граждан, проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений по Каларскому муниципальному округу Забайкальского края.

Обязать администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края включить ФИО1 в список граждан, проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений по Каларскому муниципальному округу Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья О. Н. Пешкова

Решение в окончательной форме изготовлено 27.01.2022 г.