ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4602/18 от 13.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-4602/2018

Решение

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска в составе: председательствующего судьи Гончаренко Г.Н. при секретаре судебного заседания Пшеченко К.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске «13» декабря 2018 года гражданское дело по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу к Обществу с ограниченной ответственностью Производственная компания «ХимПром» о признании деятельности ООО ПК «Х» по ненормированным и неучтенным выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконной и обязании приостановления данной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу обратился в суд с иском Обществу с ограниченной ответственностью Производственная компания «Х» о признании деятельности ООО ПК «Х» по ненормированным и неучтенным выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконной и обязании приостановления данной деятельности, указав, что Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере (Росприроднадзора) по Сибирскому федеральному округу в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. при проведении выездной внеплановой проверки соблюдения ООО Производственной компании «Х» (далее - ООО ПК «Х») требований природоохранного законодательства Российской Федерации, были выявлены нарушения в области охраны атмосферного воздуха, а именно: ООО ПК «ХимПром» осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... (далее - разрешение) в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., выданного Министерством природных ресурсов и экологии Омской области на основании распоряжения № ... от ДД.ММ.ГГГГ В ходе проведения проверки специалистами филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Омск ДД.ММ.ГГГГ. были отобраны пробы промышленных выбросов от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № ...), гранулятор вытяжная система № ... (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № 3 (источник № ...). В соответствии с протоколом испытаний промышленных выбросов филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Омск от ДД.ММ.ГГГГ. № ... от источника № ... (вытяжная система плавильников) был зафиксирован выброс бензола (2,9± 0,9) 10-4 г/с, толуола (1,4± 0,4) 10 -4 г/с, этилбензола (2,1± 0,6) 10 -5 г/с, формальдегида (3,6± 1,1) " 10 "-5 г/с. В соответствии с протоколом испытаний промышленных выбросов филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Омск от ДД.ММ.ГГГГ. № 308Г-ПВ от источника № ... (гранулятор вытяжная система № ...) был зафиксирован выброс бензола (8,0± 2,4) " 10 "-5 г/с, толуола (2,0± 0,6) "10 "-4 г/с, взвешенные частицы (1,6±0,5) " 10 "-2 г/с. В соответствии с протоколом испытаний промышленных выбросов филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Омск от ДД.ММ.ГГГГ. № 309Г-ПВ от источника № ... (реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № ...) был зафиксирован выброс бензола более 22. 10 -4 г/с, толуола более 22" 10" -4 г/с, стирола (2,8± 0,8)"10" -4 г/с, о-ксилола (6,7±2,0) " 10" -5 г/с, м+п ксилола (2,1±0,6) " 10" -4 г/с, этилбензола (2,9±0,9) " 10 -"4 г/с. Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Вышеуказанные загрязняющие вещества входят в данный перечень. Таким образом, Департаментом Росприроднадзора по СФО в ходе проведения проверки было установлено, что указанные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № ...), гранулятор вытяжная система № 1 (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № ... (источник № ... не учтены в действующем проекте предельно-допустимых выброс и в разрешении на сброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... от ДД.ММ.ГГГГ., выданным Министерством природных ресурсов и экологии Омской области. Также проверкой было установлено, что основным видом деятельности ООО ПК «Х», согласно ОКВЭД, является производство прочих основных органических химических веществ. При осуществлении производственного процесса в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества (бензол, толуол, ксилолы, этилбензол и др.), при этом на ООО ПК «Х» отсутствуют технологический регламент, отражающий производственный процесс, технологические инструкции операторов, вахтовые журналы, в которых должны отражаться время загрузки сырья, параметры и длительность операций при осуществлении производственного процесса. При этом стационарные источники ООО ПК «Х» не оснащены установками очистки газов. По результатам проведения внеплановой выездной проверки ООО ПК «Х» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ (нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него) постановлением о назначении административного наказания № ... от ДД.ММ.ГГГГ. (в отношении юридического лица) и постановлением о назначении административного наказания № ... в/4 от ДД.ММ.ГГГГ. (в отношении должностного лица). Постановления № ... от ДД.ММ.ГГГГ. и № ... в/4 от ДД.ММ.ГГГГ. вступили в законную силу, обжалованы со стороны ООО ПК «Х» не были. Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении являются доказательствами, по вопросам о том, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Также по результатам проведенной проверки ООО ПК «ХимПром» было выдано предписание № ... от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований: приостановить выбросы бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, взвешенных веществ, стирола, о-ксилола, м+п ксилола от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № ...), гранулятор вытяжная система № 1 (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № 3 (источник № ...). Срок исполнения предписания установлен на следующий день с момента получения предписания. В ходе проведения Департаментом Росприроднадзора по СФО внеплановой выездной проверки исполнения ранее выданного предписания № ... от ДД.ММ.ГГГГ., в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., специалистами филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Омск ДД.ММ.ГГГГ. были отобраны пробы промышленных выбросов от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № ... гранулятор вытяжная система № 1 (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № ... (источник № ...). Согласно протоколу испытаний промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ... в результате отбора проб ДД.ММ.ГГГГ от источника № ... зафиксирован фактический выброс бензола (1,1±0,3) " 10" -4 г/с, толуола (1,9± 0,6) " 10 "-4 г/с, этилбензола (3,4±1,1) " 10" -5 г/с, формальдегида (1,9±0,6)"10"-5 г/с, хМ+п-ксилола (4,3±1,4)"10" -5, о-ксилола (8,1±2,6) "10"-5, стирола (2,8±0,9)"10"-5. Согласно протоколу испытаний промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ № 396Г-ПВ от источника, объединяющего источники № ..., № ... зафиксирован фактический выброс формальдегида (2,3±0,8)"10"-4 г/с, бензола (5,4±2,0) "10"5 г/с, этилбензола (3,9±1,4)"10" -5 г/с, толуола (2,6±0,9)"10"-5 г/с, м+п-ксилола (7,3±2,7) " 10"-5, о-ксилола (1,9±0,7)"10"-4, стирола (1,3±0,5)"10"-4. Таким образом, по результатам проведенной проверки было установлено, что выбросы бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, стирола, о- ксилола, м+п ксилола, от стационарных источников выбросов № ..., № ..., № ... 000 ПК «Х» не приостановлены, предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № ... в/1 от ДД.ММ.ГГГГ. предприятием не выполнено. В связи с неисполнением данного предписания Департаментом Росприроднадзора по СФО в отношении ООО ПК «Х» был составлен протокол об административном правонарушении № ...-в от ДД.ММ.ГГГГ. и направлено заявление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ мировому судье судебного участка № ... в Советском судебном районе в г.Омске. Кроме того, по результатам отбора проб промышленных выбросов от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № ...), гранулятор вытяжная система № 1 (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № 3 (источник № ...) специалистами филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Омск ДД.ММ.ГГГГ. было установлено, что согласно протоколу испытаний промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ... от источника № ... также был зафиксирован фактический выброс ацетона (1,4±0,4) " 10" -2 г/с, изопропилового спирта (2,9±0,9) " 10" -3 г/с, пропилового спирта (5,9±1,9) " 10 " -4 г/с, изопропилбензола (1,2±0,4) " 10" -4 г/с, фенола (4,8±1,5) " 10" -4. Согласно протоколу испытаний промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ... от источника, объединяющего источники № ..., № ... был зафиксирован фактический выброс ацетона (1,5±0,5) " 10" -3 г/с, изопропилового спирта (6,1±2,2) " 10" -4 г/с, пропилового спирта (2,6±0,9) " 10" -5 г/с, изопропилбензола (4,9±1,8) " 10" -4 г/с, фенола (1,9±0,7) " 10" -3 г/с. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015г. № 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Вышеуказанные загрязняющие вещества входят в данный перечень. Указанные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № ... гранулятор вытяжная система № ... (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № ... (источник № ... в действующем проекте предельно-допустимых выбросов и в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... от ДД.ММ.ГГГГ., выданным Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, ООО ПК «Х» не учтены. По результатам проведения внеплановой выездной проверки исполнения ранее выданного предписания, ООО ПК «Х» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ (нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него) постановлением о назначении административного наказания № ... от ДД.ММ.ГГГГ., которое вступило в законную силу. Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении являются доказательствами, обязательными для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяния лица, в отношении которого вынесены постановления, по вопросам о том, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Осуществление ООО ПК «Х» выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № ...), гранулятор вытяжная система № 1 (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № ... (источник № ...) без получения соответствующего разрешения нарушает предусмотренное Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права неограниченного круга граждан на благоприятную окружающую среду и угрожает причинением вреда неопределенному кругу лиц, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможным превышением источниками загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха. Просят признать деятельность ООО ПК «Х» по ненормированным и неучтенным выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов: вытяжной системы плавильников (источник № ...), гранулятора вытяжной системы № 1 (источник № ...), реактора РЗ, Р4 вытяжной системы грязевика № ... (источник № ...) незаконной; Обязать ООО ПК «Х» приостановить деятельность по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (вытяжной системы плавильников (источник № ...), гранулятора вытяжной системы № ... (источник № ...), реактора РЗ, Р4 вытяжной системы грязевика № ... (источник № ...)) до внесения изменений в инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки проекта нормативов предельно допустимых сбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с учетом выбросов от стационарных источников выбросов: вытяжной системы плавильников (источник № ...), гранулятора вытяжной системы № ... (источник № ...), реактора РЗ, Р4 вытяжной системы грязевика № ... (источник № ...).

В судебном заседании представитель истца Саввина О.В. заявленные исковые требования поддержала, уточнив их, просила признать деятельность ООО ПК «Х» по ненормированным и неучтенным выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов:

- бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от вытяжной системы плавильников (источник № ...);

- бензола, толуола, стирола, о-ксилола, м+п ксилола, этилбензола, взвешанных частиц, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от гранулятора вытяжной системы № ... (источник № ...) и реактора РЗ, Р4 вытяжной системы грязевика № ... (источник № ...) незаконной.

Обязать ООО ПК «Х» приостановить деятельность по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов: бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от вытяжной системы плавильников от вытяжной системы плавильников (источник № ...); бензола, толуола, стирола, о-ксилола, м+п ксилола, этилбензола, взвешанных частиц, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от гранулятора вытяжной системы № 1 (источник № ...) и реактора РЗ, Р4 вытяжной системы грязевика № ... (источник № ...) до внесения изменений в инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки проекта нормативов предельно допустимых сбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с учетом выбросов от стационарных источников выбросов: бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от вытяжной системы плавильников вытяжной системы плавильников (источник № ...); бензола, толуола, стирола, о-ксилола, м+п ксилола, этилбензола, взвешанных частиц, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от гранулятора вытяжной системы № ... (источник № ...) и реактора РЗ, Р4 вытяжной системы грязевика № ... (источник № ...).

В судебном заседании представители ответчика ООО ПК «Х» Сазанович Е.А., Василенко А.С. заявленные исковое требования не признали, суду пояснили, что ООО «ПК «Х» в 2017 году было получено санитарно-эпидемиологическое заключение, которое удостоверяет, что требования, установленные в проектной документации, а именно проект санитарно-защитной зоны ООО ПК «ХимПром» расположенного по адресу г. Омск, ул. <адрес> соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

С ДД.ММ.ГГГГ ООО ПК «ХИМПРОМ» не ведёт производственную деятельность, сотрудники, задействованные в производстве, отстранены от выполнения своей трудовой функции на основании Приказа № 14 от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на объекте ООО ПК «Х» по адресу г. Омск, ул. <адрес> ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» были проведены испытания воздуха. Согласно Экспертному заключению по результатам лабораторно-инструментальных исследований предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ расположенных на границах санитарнозащитной зоны соответствуют: ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации «ПДК» загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений». В целях исполнения Предписания Росприроднадзора № ... от ДД.ММ.ГГГГ. ООО ПК «ХимПром» заключило Договор №... от ДД.ММ.ГГГГ. с ООО «СанЭкоСтандарт» на оказание услуг по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ). Считают, что нет оснований для удовлетворения искового заявления, деятельность ООО ПК «Х» производственную деятельность приостановило, эксплуатация источников выбросов не ведется, соответственно не может быть причинен вред окружающей среде. Считают, что истец не доказал факт опасности причинения вреда как в настоящем так и в будущем, опасность должна иметь реальный характер и подтверждаться соответствующими видами доказательств. Разработанный и утвержденный проект санитарно-защитной зоны в радиусе 300 метров от ООО ПК «Х» подтверждает отсутствие причинения вреда охраняемым общественным интересам. Просили в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Согласно положениям ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарнозащитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны

окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» утверждены Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (далее - Положение).

В частности, настоящее Положение определяет порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Из содержания п. 6 Положений следует, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных I загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Пунктом 8 Положения установлено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Пунктами 9 Положения установлено, что нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» дано определение стационарного источника - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 650 от 25.07.2011г. утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, который определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями территориальных органов Росприроднадзора при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него, могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что проведенной Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере (Росприроднадзора) по Сибирскому федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по СФО) в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. выездной внеплановой проверкой соблюдения ООО Производственной компании «Х» (далее - ООО ПК «Х») требований природоохранного законодательства Российской Федерации, были выявлены нарушения в области охраны атмосферного воздуха, которые выражены в следующем: ООО ПК «Х» осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... (далее - разрешение) в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., выданного Министерством природных ресурсов и экологии Омской области на основании распоряжения № ... от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения проверки специалистами филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Омск ДД.ММ.ГГГГ были отобраны пробы промышленных выбросов от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № 0001), гранулятор вытяжная система № 1 (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № ... (источник № ...). В соответствии с протоколом испытаний промышленных выбросов филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Омск от ДД.ММ.ГГГГ. № ... от источника № ... (вытяжная система плавильников) был зафиксирован выброс бензола (2,9±0,9) " 10"-4 г/с, толуола (1,4±0,4) " 10 "-4 г/с, этилбензола (2,1±0,6) " 10 "-5 г/с, формальдегида (3,6±1,1) " 10 "-4 г/с. В соответствии с протоколом испытаний промышленных выбросов филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Омск от ДД.ММ.ГГГГ. № ... от источника № ... (гранулятор вытяжная система № ...) был зафиксирован выброс бензола (8,0± 2,4) " 10 "-5 г/с, толуола (2,0±0,6) " 10 "-4 г/с, взвешенные частицы (1,6±0,5) " 10 "-2 г/с. В соответствии с протоколом испытаний промышленных выбросов филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Омск от ДД.ММ.ГГГГ. № ... от источника № ... (реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № ...) был зафиксирован выброс бензола более 22.10 -4 г/с, толуола более 22 " 10" -4 г/с, стирола (2,8±0,8) " 10 "-4 г/с, о-ксилола (6,7±2,0) " 10 "-5 г/с, м+п ксилола (2,1±0,6) " 10 "-4 г/с, этилбензола (2,9±0,9) " 10 "-4 г/с.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015г. № 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Вышеуказанные загрязняющие вещества входят в данный перечень.

Департаментом Росприроднадзора по СФО в ходе проведения проверки было установлено, что указанные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № ...), гранулятор вытяжная система № ... (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № ... (источник № ...) не учтены в действующем проекте предельно-допустимых выброс и в разрешении на сброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... от ДД.ММ.ГГГГ., выданным Министерством природных ресурсов и экологии Омской области.

Кроме того, проверкой было установлено, что основным видом деятельности ООО ПК «Х», согласно ОКВЭД, является производство прочих основных органических химических веществ. При осуществлении производственного процесса в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества (бензол, толуол, ксилолы, этилбензол и др.), при этом на ООО ПК «Х» отсутствуют технологический регламент, отражающий производственный процесс, технологические инструкции операторов, вахтовые журналы, в которых должны отражаться время загрузки сырья, параметры и длительность операций при осуществлении производственного процесса, а стационарные источники ООО ПК «Х» не оснащены установками очистки газов.

Постановлением о назначении административного наказания № ... от ДД.ММ.ГГГГ. вынесенным государственным инспектором РФ в области ООС по Сибирскому федеральному округу Катуниной Е.В., ООО ПК «Х» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Кроме того, постановлением государственного инспектора РФ в области ООС по Сибирскому федеральному округу Катуниной Е.В. № ... от ДД.ММ.ГГГГ, директор ООО ПК «ХимПром» Зейнок И.В. также признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Помимо этого, по результатам проведенной проверки ООО ПК «Х» было выдано предписание № ... от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований: приостановить выбросы бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, взвешенных веществ, стирола, о-ксилола, м+п ксилола от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № ...), гранулятор вытяжная система № ... (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № ... (источник № ... Срок исполнения предписания установлен на следующий день с момента получения предписания.

В ходе проведения Департаментом Росприроднадзора по СФО внеплановой выездной проверки исполнения ранее выданного предписания № ... от ДД.ММ.ГГГГ., в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., специалистами филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Омск ДД.ММ.ГГГГ. были отобраны пробы промышленных выбросов от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № ...), гранулятор вытяжная система № 1 (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № ... (источник № ...). Согласно протоколу испытаний промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ... в результате отбора проб ДД.ММ.ГГГГ от источника № ... зафиксирован фактический выброс бензола (1,1±0,3) " 10 "-4 г/с, толуола (1,9±0,6) "10 "-4 г/с, этилбензола (3,4±1,1) "10 "-5 г/с, формальдегида (1,9±0,6) " 10" -4 г/с, хМ+п-ксилола (4,3±1,4) " 10"-5, о-ксилола (8,1±2,6)" 10"-5, стирола (2,8±0,9)"10"-4.

Протоколом испытаний промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ... от источника, объединяющего источники № ..., № ... зафиксирован фактический выброс формальдегида (2,3±0,8) " 10 "-4 г/с, бензола (5,4± 2,0) "10 "-5 г/с, этилбензола (3,9±1,4) " 10 "-5 г/с, толуола (2,6±0,9) " 10 "-5 г/с, м+п-ксилола (7,3±2,7)" 10"-5, о-ксилола (1,9±0,7) " 10"-4, стирола (1,3± 0,5) " 10 "-4.

В ходе проведенной проверки было установлено, что выбросы бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, стирола, о- ксилола, м+п ксилола, от стационарных источников выбросов № ..., № ..., № ... 000 ПК «Х» не приостановлены, предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № ... от ДД.ММ.ГГГГ. предприятием не выполнено.

Кроме того, по результатам отбора проб промышленных выбросов от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № ...), гранулятор вытяжная система № ... (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № ... (источник № ...) специалистами филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Омск ДД.ММ.ГГГГ. было установлено, что согласно протоколу испытаний промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ... от источника № ... также был зафиксирован фактический выброс ацетона (1,4±0,4) "10 "-2 г/с, изопропилового спирта (2,9±0,9) " 10 "-3 г/с, пропилового спирта (5,9±1,9) "10 "-4 г/с, изопропилбензола (1,2±0,4) "10 "-4 г/с, фенола (4,8±1,5)" 10"-4.

Согласно протоколу испытаний промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ... от источника, объединяющего источники № ...... был зафиксирован фактический выброс ацетона (1,5±0,5) "10 "-3 г/с, изопропилового спирта (6,1±2,2) "10 "-4 г/с, пропилового спирта (2,6±0,9) "10 "-5 г/с, изопропилбензола (4,9±1,8) " 10 "-4 г/с, фенола (1,9±0,7) " 10"-3 г/с.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015г. № 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Вышеуказанные загрязняющие вещества входят в данный перечень.

Указанные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов: вытяжная система плавильников (источник № ...), гранулятор вытяжная система № ... (источник № ...), реактор РЗ, Р4 вытяжная система грязевика № ... (источник № ...) в действующем проекте предельно-допустимых выбросов и в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ... от ДД.ММ.ГГГГ., выданным Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, ООО ПК «Х» не учтены.

В связи с неисполнением указанного выше предписания Департаментом Росприроднадзора по СФО в отношении ООО ПК «Х» был составлен протокол об административном правонарушении № ...-в от ДД.ММ.ГГГГ. по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением Мирового судьи судебного участка № ... в Советском судебном районе в г.Омске от ДД.ММ.ГГГГ..., Общество с ограниченной ответственностью Производственная компания «Х» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Также судом установлено, что в настоящее время штрафы в размере 10 000 рублей и 80 000 рублей ООО КП «ХимПром» оплачены, что подтверждается платежными поручениями № ... от ДД.ММ.ГГГГ, № ... от ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет суду сделать вывод о признании ответчиком указанных нарушений.

В силу статьи 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности организации может являться эксплуатация объекта без разрешений (лицензий) либо с нарушением условий выданных разрешений (лицензий), в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, несоблюдение требований пожарной и (или) промышленной безопасности и другие нарушения. Даже опасность причинения вреда окружающей среде в будущем может являться достаточным основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации). Аналогичная позиция высказана в пп. 38 - 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

С учетом разъяснений, изложенных в абзаце 2 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 30 ноября 2017 года № 49 « О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», в случае превышения юридическими лицами индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды) Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступления вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

Соответствующих доказательств ответчиком в материалы дела не представлено.

В материалы дела стороной ответчика представлена копия договора № ... от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО ПК «Х» и ООО «СанЭкоСтандарт» на оказание услуг по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ). Срок оказания услуг установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений по иску. Судом разъяснены сторонам, какие обстоятельства, и какой стороне надлежит их доказывать, и каковы последствия непредставления этих доказательств (статья 12 ГПК РФ), доказательств получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух ответчиком не представлено.

Утверждения представителей ООО ПК «Х» касающиеся того, что их организация не ведет производственную деятельность с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № ... от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют материалам дела, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ..., который также установлен постановлением о привлечении в административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Осуществление ответчиком выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, без получения соответствующего разрешения создает угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан.

Таким образом, обстоятельства, указанные истцом в обоснование заявленных требований о признании деятельности ООО ПК «Х по ненормированным и неучтенным выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов: бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от вытяжной системы плавильников (источник № ...); бензола, толуола, стирола, о-ксилола, м+п ксилола, этилбензола, взвешанных частиц, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от гранулятора вытяжной системы № ... (источник № ...) и реактора РЗ, Р4 вытяжной системы грязевика № ... (источник № ...) незаконной; и об обязании ООО ПК Х» приостановить деятельность по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов: бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от вытяжной системы плавильников от вытяжной системы плавильников (источник № ...); бензола, толуола, стирола, о- ксилола, м+п ксилола, этилбензола, взвешанных частиц, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от гранулятора вытяжной системы № ... (источник № ...) и реактора РЗ, Р4 вытяжной системы грязевика № ... (источник № ...) до внесения изменений в инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки проекта нормативов предельно допустимых сбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с учетом выбросов от стационарных источников выбросов: бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от вытяжной системы плавильников вытяжной системы плавильников (источник № ...); бензола, толуола, стирола, о-ксилола, м+п ксилола, этилбензола, взвешанных частиц, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от гранулятора вытяжной системы № ... (источник № ...) и реактора РЗ, Р4 вытяжной системы грязевика № ... (источник № ...), нашли свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина за подачу иска в сумме 6000 рублей пропорционально удовлетворенным требованиям, от уплаты которой истец освобожден в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать деятельность ООО ПК «Х» по ненормированным и неучтенным выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов:

бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от вытяжной системы плавильников (источник № ...);

бензола, толуола, стирола, о-ксилола, м+п ксилола, этилбензола, взвешанных частиц, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от гранулятора вытяжной системы № ... (источник № ...) и реактора РЗ, Р4 вытяжной системы грязевика № ... (источник № ...) незаконной;

1) Обязать ООО ПК «Х» приостановить деятельность по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов: бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от вытяжной системы плавильников от вытяжной системы плавильников (источник № ...); бензола, толуола, стирола, о- ксилола, м+п ксилола, этилбензола, взвешанных частиц, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от гранулятора вытяжной системы № ... (источник № ...) и реактора РЗ, Р4 вытяжной системы грязевика № ... (источник № ...) до внесения изменений в инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки проекта нормативов предельно допустимых сбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с учетом выбросов от стационарных источников выбросов: бензола, толуола, этилбензола, формальдегида, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от вытяжной системы плавильников вытяжной системы плавильников (источник № ...); бензола, толуола, стирола, о-ксилола, м+п ксилола, этилбензола, взвешанных частиц, ацетона, изопропилового спирта, пропилового спирта, изопропилбензола, фенола от гранулятора вытяжной системы № ... (источник № ...) и реактора РЗ, Р4 вытяжной системы грязевика № ...источник № ...).

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Производственная компания «Х» в бюджет города Омска государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Омска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Г.Н. Гончаренко

Мотивированное решение по данному делу изготовлено 18.12.2018 года