Дело № 2-4605/2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2017 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кулинича Д.Н.
с участием прокурора Литасовой О.В.
при секретаре Ефремовой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Черняховска Калининградской области в интересах ФИО4 ФИО1 к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Калининградской области о понуждении произвести выплату по компенсации расходов на оплату за жилое помещение за период с 01 января 2015 года по декабрь 2016 года включительно,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов ФИО4, указывая, что последний является ветераном боевых действий, а также инвалидом третьей группы. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ФИО4 предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг. При этом в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ветераны боевых действий также имеют право на оплату в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений независимо от вида жилищного фонда. В связи с принятием в Калининградской области Закона № 372 от 20 августа 2009 года «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», предусматривающего замену указанных натуральных льгот на денежные компенсации отдельным категориям жителей Калининградской области, с 01 января 2010 года компенсация расходов на оплату за жилое помещение в размере 50% занимаемой площади ФИО4 не предоставляется. Между тем, в данном случае объем льгот, предусмотренных федеральным законами, отличен и должен предоставляться одновременно, в связи с чем, нарушаются социальные права ФИО4 Просил обязать ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» произвести выплату ФИО4 компенсации расходов на оплату за жилое помещение в размере 50% занимаемой площади за период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года в размере 12832,55 рублей за оплату обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКЖ, за период с 01.09.2015 года по 01.12.2015 года в размере 1640,00 рублей по оплате капитального ремонта, за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года в размере 14168,80 рублей за оплату обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКЖ, за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года по оплате капитального ремонта в размере 4927,68 рублей. Таким образом сумма компенсации, подлежащая выплате за 2015,2016 год составляет 50 % от 33569,03 рублей, то есть 16784,51 рубля.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинградского района г. Калининграда Литасова О.В. действующая на основании доверенности заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В суд представил письменные отзыв на заявленные исковые требования в котором просил в иске ФИО4 отказать по тем основаниям, что если гражданин одновременное имеет право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренное Федеральным законом «О ветеранах», и по другому федеральному закону или иному нормативно-правовому акту, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по одному из федеральных законов либо нормативно-правовых актов.
Министерства социальной политики, будучи извещенными о слушании дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание также не направили, представили в суд отзыв на заявленные требования по содержанию аналогичный отзыву ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения».
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО4 является ветераном боевых действий, одновременно является и инвалидом третьей группы, о чем свидетельствуют представленные суду удостоверение и справка МСЭ (л.д. 21-22).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального Закона «О ветеранах» ветераны боевых действий имеют право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Истец, зарегистрированный и проживающий в приватизированной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается копией поквартирной карты (л.д. 29), как ветеран боевых действий, на основании вышеуказанной нормы закона имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки в виде 50% скидки на оплату общей площади принадлежащего ему жилого помещения.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг независимо от принадлежности жилищного фонда, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Таким образом, истец как инвалид, проживающий в приватизированном им жилом помещении, на основании ч.13 ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» права на 50% оплату жилого помещения не имеет, вместе с тем, он имеет право на предоставление скидки в размере 50% на оплату коммунальных услуг.
Как установлено судом, начиная с 01 января 2010 года, такая компенсация ФИО4 выплачивается ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» ежемесячно.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185 – ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета).
В Калининградской области 20 августа 2009 года был принят Закон № 372 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», вступивший в силу с 01 января 2010 года, согласно ст. 1 которого предусмотрена замена натуральных льгот по оплате за жилое помещение и жилищно- коммунальные услуги на денежные компенсации отдельным категориям жителей Калининградской области, в том числе, имеющим право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При этом порядок выплаты компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен Постановлением правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года № 818 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». Согласно п.3 указанного Постановления, предоставление компенсации ежемесячно осуществляется областным государственным учреждением «Центр социальной поддержки населения» путем перечисления денежных средств на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета либо через учреждения федеральной почтовой связи по выбору гражданина в сроки, указанные в п.5 Порядка.
Согласно п.15 вышеуказанного Порядка при наличии у гражданина права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным или областным законодательством, она предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина.
Указанные положения соответствуют положениям ст.13 Федерального Закона «О ветеранах», которыми предусмотрено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Аналогичные положения предусмотрены и ст.31 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой предусмотрено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по указанному Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по данному Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Отказывая истцу в выплате с 01 января 2010 года компенсации расходов на оплату занимаемого им жилого помещения, ответчик ссылается на вышеуказанные положения ст. 13 Федерального Закона «О ветеранах», ст. 31 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 15 Порядка, не позволяющие, по мнению Учреждения, пользоваться истцу и мерами социальной поддержки в виде 50% оплаты коммунальных услуг как инвалиду, и 50% скидкой оплаты жилого помещения как ветерану боевых действий. При этом, позиция ответчика основана на том, что истец уже получает меры социальной поддержки по Федеральному Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поэтому не имеет права на получение мер социальной поддержки как ветеран боевых действий.
Однако с такой позицией ответчика согласиться нельзя, поскольку в данном случае объем льгот, предоставляемых истцу в соответствии с вышеуказанными федеральными законами различен. ФИО4 желает реализовать гарантированное ему законом как ветерану боевых действий право на предоставление меры социальной поддержки в виде 50% оплаты за принадлежащее ему жилое помещение и предоставленное ему законом как инвалиду право на предоставление меры специальной поддержки в виде 50% оплаты коммунальных услуг, что закону не противоречит.
Установлено, что ФИО4 не выбирал одну из мер социальной поддержки по выше перечисленным федеральным законам, она ему назначена автоматически и предоставлена в данном случае как инвалиду третьей группы на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Анализ положений п.15 вышеуказанного Порядка выплаты компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года № 818, свидетельствует о том, что лица, имеющие право на получение мер социальной поддержки, не вправе дважды получить одну и ту же выплату взамен предоставления льгот в натуре в виде выплаты компенсации расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Между тем, как изложено выше, в данном случае объем льгот, предоставляемых в соответствии с вышеуказанными федеральными законами различен. Следовательно, реализация гарантированного законом права ветеранам боевых действий на предоставление меры социальной поддержки в виде 50% оплаты за принадлежащее жилое помещение и предоставленное законом как инвалиду право на предоставление меры социальной поддержки в виде 50% оплаты коммунальных услуг, закону не противоречит. Иное толкование приведенных выше положений действующего законодательства привело бы к незаконному ограничению прав истца.
Более того, установлено, что ранее решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16 ноября 2015 года исковые требования ФИО4 к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» об обязании произвести выплату компенсации расходов на оплату за жилое помещение в размере 50 % занимаемой площади с 01 января 2012 года по 31 декабря 2014 года включительно были удовлетворены в полном объеме. Суд обязал ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» произвести выплату ФИО4 компенсации соответствующих расходов.
Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО4 неправомерно отказано в выплате компенсации расходов на оплату за жилое помещение и уполномоченный орган - ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обязан произвести ему выплату вышеуказанной компенсации за спорный период.
Согласно представленным стороной истца сведениям об оплате жилищно-коммунальных услуг (квитанций об оплате) ФИО4 зарегистрирован и проживает в кв. № 9, корп. 3, д.№ 13 по ул. Российской в г. Черняховске, общей площадью 69,6 кв.м.
За спорный период ФИО4 плата за жилое помещение произведена в полном объеме, что подтверждается представленными суду квитанциями.
Таким образом, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обязано произвести выплату ФИО4 компенсации расходов на оплату за жилое помещение в размере 50% занимаемой площади за период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года в размере 12832,55 рублей за оплату обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКЖ, за период с 01.09.2015 года по 01.12.2015 года в размере 1640,00 рублей по оплате капитального ремонта, за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года в размере 14168,80 рублей за оплату обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКЖ, за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года по оплате капитального ремонта в размере 4927,68 рублей. Таким образом сумма компенсации, подлежащая выплате за 2015,2016 год составляет 50 % от 33569,03 рублей, то есть 16784,51 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Черняховска Калининградской области в интересах ФИО4 ФИО2 удовлетворить.
Обязать ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» произвести выплату ФИО4 ФИО3 компенсацию расходов на оплату за жилое помещение в размере 50% занимаемой площади в размере 16784,51 рубля за период с 01.01.2015 года по 31.12.2016 года.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2017 года.
Судья Д.Н. Кулинич