ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4606/2022 от 29.08.2022 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 года

ФИО5 городской суд ФИО2<адрес> в составе:

председательствующего судьи Дошина П.А.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2<адрес> «ФИО5 техникум» о признании незаконным действия ФИО2<адрес> «ФИО5 техникум» (региональный центр сопровождения инвалидов ФИО2<адрес>), выразившиеся в отказе предоставить запрошенные сведения о перечне специальностей (профессий), на который ФИО1 может поступить при среднем балле аттестат 3.27, обязать организовать работу по сопровождению ФИО1, о признании незаконным действия ФИО11 БПОО ФИО5 техникум ФИО8, выразившиеся в направлении ответа от ДД.ММ.ГГГГ с нарушением сроков рассмотрения обращений, предусмотренных федеральным законодательством,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, указывая на то, что ФИО1 является инвалидом детства с 2013 года. С 2016 по 2021 год ФИО1 было неоднократно отказано в зачислении на обучение за счет бюджетных ассигнований (средний балл аттестат 3,27). Ответами ФИО11 ГПОУ ФИО5 техникум ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в определении ФИО1 МБ в рамках сопровождения инвалидов ФИО2<адрес> в образовательную организацию отказано. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в региональный центр сопровождения инвалидов, организованного на базе ФИО3 техникум, в котором просил сообщить информацию на какие специальности ФИО1 может поступить на обучение за счет бюджетного финансирования (средний балл аттестат 3,27). Ответом ФИО3 техникум ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 разъяснено, что льгот для поступления на обучение для инвалидов закон не содержит, прием на обучение за счет бюджетных средств является общедоступным, в связи с чем, учитываются исключительно результаты освоения общеобразовательных программ. При этом, ФИО1 может выбирать любую из специальностей, в случае если она не противопоказана ему по состоянию здоровья. Особо подчеркнуто, что учебное заведение выбирает для обучения за счет бюджетных ассигнований лучших, критерии которые к ФИО1 не относится, т.к инвалидам невозможно поступить на обучение вообще, о чем свидетельствуют отказы ГАПОУ Энергия, ГПОУ Ногинский колледж в приеме ФИО1 на поступление в период с 2016-2021гг. Таким образом, ФИО11 регионального центра сопровождения инвалидов не конкретизировано на какие специальности ФИО1 может поступить с учетом риска такого непоступления, в ответе содержатся общие фразы, что свидетельствует о том, что ответчиком не организован индивидуальный подход к инвалиду, не проведена соответствующая работа, предусмотренная Методическими рекомендациями, утвержденные министерством просвещения РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не рекомендованы специальности с учетом риска непоступления, не организована консультация по выбору образовательного маршрута, не выяснены медицинские противопоказания той или иной специальности или профессии и др. Кроме того, обращение ФИО1 рассмотрена с нарушением порядка, предусмотренного ФЗ О рассмотрении обращений, поскольку ответ на обращение ФИО1 был направлен ответчиком лишь ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением статьи 10 ФЗ -59 О рассмотрении обращений граждан в РФ. В связи с чем, истец просит признать незаконным действия ФИО3 техникум (региональный центр сопровождения инвалидов ФИО2<адрес>) ФИО8, выразившиеся в отказе предоставить запрошенные сведения о перечне специальностей (профессий), на который ФИО1 может поступить при среднем балле аттестат 3.27, обязать организовать работу по сопровождению ФИО1 И признать незаконным действия ФИО11 БПОО ФИО5 техникум ФИО8, выразившиеся в направлении ответа от ДД.ММ.ГГГГ с нарушением сроков рассмотрения обращений, предусмотренных федеральным законодательством.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о дне слушания дела был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ФИО2<адрес> «ФИО5 техникум» по доверенности ФИО7 в судебное заседание явился, с иском не согласился, представил письменный отзыв на иск.

Ответчик, ФИО2<адрес> «ФИО5 техникум» ФИО8, явился, с иском не согласился, просил отказать в иске по основаниям, указанным в письменном возражении представителя.

Суд, выслушав представителя, ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создания условий для реализации права на образование регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования.

Частью 4 статьи 68 Закона № 273-ФЗ установлено, что в случае, если численность поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 100 Федерального закона -Ф3 число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - контрольные цифры приема).

Частью 4 статьи 100 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контрольные цифры приема по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств бюджета ФИО2<адрес> по профессиям и специальностям распределяются Министерством в соответствии с Порядком установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета ФИО2<адрес>, утвержденным приказом министра образования ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета ФИО2<адрес>».

Контрольные цифры приема на бюджетные места по профессиям и специальностям среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с кадровыми потребностями предприятий и организаций ФИО2<адрес>, которые формируются в Информационно-аналитической системе «Кадры Подмосковья».

Необходимо отметить, что смешение понятий «поддержка инвалидов в сфере образования» и «обучение по программам среднего специального образования» не допустимо, так как первая из названных категорий касается только создания предпосылок для реализации прав инвалидов на получение образования наравне с другими лицами, при условии, что инвалид по своим личным качествам способен пройти программу обучения и соответствует по способностям избираемой профессии и уровню подготовки в учебном заведении.

В целях устранения барьеров перед инвалидами по получению образования, в том числе и среднему профессиональному, устанавливаются дополнительные гарантии, однако, такие гарантии не представляют собой безграничное право.

В соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закона -ФЭ, прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

Названной нормой предусмотрено, что при превышении численности поступающих количеству «бюджетных мест», образовательное учреждение вправе выбрать из числа абитуриентов лучших, учитывая результаты освоения поступающими общеобразовательной программы, результаты индивидуальных достижений и иное.

Иного порядка при этом для определения поступающих «на бюджет» законом не предусмотрено, что совершенно не означает, что отсутствует поддержка инвалидов.

Таким лицам, при соответствии их высоким требованиям для поступающего на конкретную специальность в конкретное учебное заведение, гарантировано при осуществлении обучения реализация статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ (право на адаптацию учебной программы, обеспечение бесплатного питания, право на бесплатные учебники и т.д.).

Попытка вывести дополнительную льготу на поступление в колледжи и техникумы не по правилам статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ не основана на законе.

Необходимо учитывать правило толкований законов о льготах, согласно которому любые исключения из общего правила не подлежат расширительному толкованию и к таким исключениям не применим закон по аналогии.

В этой связи, льготы предоставляемые инвалидам, как исключение из общего правила, не подлежат расширительному толкованию, а следовательно, отсутствует возможность «усмотреть» дополнительное право, если таковое не предусмотрено законом.

Так, судом установлено, что ответчик ФИО2 МО «ФИО5 техникум» в своем ответе на обращение ФИО1 указал, что с 2016 по 2021 год ФИО1 действительно неоднократно было отказано в зачислении на обучение в связи с тем, что ФИО1 не прошел конкурс из-за недостаточного уровня аттестационного балла. ФИО3 техникум в пределах своих компетенций не отказывало ФИО1 в проведении консультативных и других работ (в том числе: помощь в профориентации; информирование о возможности и условиях инклюзивного профессионального образования в ПОО на территории ФИО2<адрес>; консультация на основании ИПРА и (или) ПМПК по определению круга специальностей и профессий, которые могут быть освоены поступающим в профессиональной образовательной организации ФИО2<адрес>).

На просьбу ФИО1 дать информацию о специальностях, куда ФИО1 может поступить на обучение за счет бюджетного финансирования с учетом риска непоступления со средним баллом аттестата 3,27, ФИО11 был дан ответ, что Господин ФИО1 может поступить на любые специальности за счет бюджетного финансирования, если:

а) не имеются противопоказания с учетом его ИПР и медицинских противопоказаний;

б) результаты освоения образовательной программы основного общего образования (средний балл аттестата) будут равны или больше установленного соответствующим учреждением образования проходного балла для требуемой специальности.

Обосновал свой ответ частью 4 статьи 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», указав на то, что в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 данного закона.

При превышении численности поступающих количеству «бюджетных мест», образовательное учреждение вправе выбрать из числа абитуриентов лучших, учитывая результаты освоения поступающими общеобразовательной программы, результаты индивидуальных достижений и иное.

Далее ФИО11 учреждения предложил ФИО1, определиться с выбором профессии и далее обратиться в Региональный центр сопровождения инвалидов. При этом, если у ФИО1 возникнет сложности с выбором профессии, то сотрудники Центра также могут оказать в этом помощь.

Также ФИО1 предложено обратиться в ПМПК МБОУ городского округа Балашиха «Центр психолого - педагогической – медицинской и социальной помощи «Радуга»» для получения заключения по необходимым условиям организации обучения, чтобы специалисты Центра наилучшим образом могли помочь определиться с выбором профессии и разработать мероприятий по получению ФИО1 профессионального образования.

Таким образом, ФИО11 учреждения был дан ответ, что ФИО1 может поступить на любые специальности за счет бюджетного финансирования, если не имеются медицинские противопоказания и его средний бал аттестата будет равен или больше установленного соответствующим учреждением образования проходного балла для требуемой специальности. При этом было предложено, в случае необходимости, обратиться непосредственно в Центр для получения профессиональной помощи.

Ответ ФИО2 МО «ФИО5 техникум» ФИО9 содержит исчерпывающую информацию.

Судом установлено, что ФИО1 по средству электронной почты обращался в Региональный центр сопровождения инвалидов в субботу ДД.ММ.ГГГГ с просьбой сообщить на какие специальности ФИО1 может поступить на обучение за счет бюджетного финансирования. Этот день является нерабочим днем, в связи с чем, обращение было зарегистрировано в ближайший рабочий день - понедельник ДД.ММ.ГГГГг.

Ответ на данное обращение было направлено 11.05.2022г.

Суд считает, что ответ был направлен Заявителю в установленные законом сроки по следующим основаниям. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Частью 2 ст.8 Федерального закона установлено, что письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. ФИО1 обратился в ФИО4 МО «ФИО5 техникум» в субботу ДД.ММ.ГГГГ<адрес> является нерабочим днем, в связи с чем, обращение было зарегистрировано в ближайший рабочий день - понедельник ДД.ММ.ГГГГ В силу требований ч.1 ст.12 Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Согласно календарю 2022 года, 30 дней с ДД.ММ.ГГГГ истекают ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ является нерабочим днем.

Главой 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определен порядок исчисления сроков.

Так согласно ст.193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В данной связи, днем окончания срока считается ДД.ММ.ГГГГ, являющийся ближайшим следующим за нерабочим днем.

Соответственно, ответ был направлен Истцу в установленные законодательством сроки.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что обращение истца объективно рассмотрено ответчиком, по результатам рассмотрения дан своевременный мотивированный ответ по существу поставленных вопросов в пределах компетенции ответчика, что соответствует ст.ст. 9-11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в которых закрепляется порядок принятия, рассмотрения обращений, поступивших в соответствующий орган, а также основания и случаи, когда обращения не рассматриваются по существу или ответ на обращение не дается.

Несогласие с ответами на заявления само по себе не является безусловным основанием для удовлетворения требований истца. Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Правовая позиция истца основана на неверной интерпретации положений действующего законодательства, которая не может быть положена судом в обоснование удовлетворения исковых требований.

Истец освобожден от оплаты госпошлмны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях ФИО1 к ФИО2<адрес> «ФИО5 техникум» о признании незаконным действия ФИО2 МО ФИО5 техникум (региональный центр сопровождения инвалидов ФИО2<адрес>) ФИО8, выразившиеся в отказе предоставить запрошенные сведения о перечне специальностей (профессий), на который ФИО1 может поступить при среднем балле аттестат 3.27, обязать организовать работу по сопровождению ФИО1, о признании незаконным действия ФИО11 БПОО ФИО5 техникум ФИО8, выразившиеся в направлении ответа с нарушением сроков рассмотрения обращений, предусмотренных федеральным законодательством, отказать.

Решение может быть обжаловано в ФИО2 областной суд через ФИО5 городской суд ФИО2<адрес> в апелляционном порядке в течение месяца, с даты изготовления мотивированного решения.

Решение принято в окончательной форме 09.09.2022г.

Судья Дошин П.А.