ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4608/2013 от 01.04.2013 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-4608/2013 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2013 г., г. Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Егорова Д.С.,

при секретаре Шипициной А.А., с участием:

заместителя прокурора города Перми – Бабкиной А.В., на основании служебного удостоверения,

представителя заинтересованного лица Пермской городской Думы - ФИО1, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Перми, в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

заинтересованные лица: Пермская городская Дума, Администрация города Перми,

У с т а н о в и л:

Прокурор города Перми, в порядке Гл. 25 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, просит признать незаконным бездействие Пермской городской Думы по урегулированию Уставом города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г. (в редакции от 21.06.2011 г.), правоотношений:

- процедуры, обеспечивающей возможность депутатам Пермской городской Думы, Главе города Перми – председателю Пермской городской Думы при их отзыве дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для их отзыва;- установления основания ответственности представительного органа перед государством – не проведение представительным органом, в том числе вновь избранным, заседания в течение трех месяцев подряд;- порядка досрочного прекращения полномочий Пермской городской Думы (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 35 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), депутата Пермской городской Думы (в случаях, предусмотренных пунктами 1-7, 9, 9.1 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), Главы города Перми – Председателя Пермской городской Думы (в случаях, предусмотренных пунктами 1-2.1, 4 – 8, 10, 111 – 14 ч. 6 ст. 36 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);- условий и порядка прекращения полномочий Главы города Перми – председателя Пермской городской Думы в случае удаления его в отставку;

- порядка дополнительного использования материальных ресурсов и финансовых средств городского округа город Пермь для осуществления переданных отдельных государственных полномочий. В качестве устранения допущенного нарушения прав неопределенного круга лиц, просит обязать Пермскую городскую Думу урегулировать Уставом города Перми указанные правоотношения в течение 2-х месяцев с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу. Свои требования Прокурор обосновывает тем, что Пермская городская Дума, являясь представительным органом местного самоуправления, допускает незаконное бездействие, несмотря на принесение соответствующего протеста, длительное время не принимает мер по внесению в Устав города Перми соответствующих дополнений, что влечен несоответствие Устава города Перми установленным законом требованиям, предъявляемым к Уставам муниципальных образований – городских округов.

В качестве способа восстановления прав неопределенного круга лиц, прокурор просит обязать Пермскую городскую думу урегулировать Уставом города Перми указанные правоотношения в течение 2 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании прокурор Бабкина А.В. на заявленных требованиях настаивала, полагает, что представительный орган местного самоуправления обязан контролировать соответствие устава муниципального образования положениям федерального законодательства, вместе с тем Пермская городская Дума на протяжении длительного времени бездействует и не разрешает вопрос о внесении необходимых изменений в Устав города Перми.

Представитель заинтересованного лица Пермской городской Думы ФИО1 полагает, что обращаясь в суд с настоящими требованиями прокурор допускает нарушение конституционного принципа независимости местного самоуправления, а также подрывает саму по себе правовую природу деятельности представительного органа местного самоуправления, решения которого принимаются исходя из волеизъявления депутатов – представителей населения города Перми, и не могут быть предопределены судебным постановлением. Процедура принятия правового акта местного самоуправления предполагает соблюдение ряда специальных процедур, в т.ч. необходимость внесения уполномоченными субъектами правотворческой инициативы. Вместе с тем, сама по себе Пермская городская Дума не является субъектом правотворческой инициативы и рассматривает проекты правовых актов, которые вносят уполномоченные на то лица. В настоящее время специально созданная рабочая группа готовит проект поправок в Устав города Перми, которые будут в установленном порядке рассмотрены и, при наличии положительного решения депутатов, приняты.

Пермской городской Думой представлены письменные возражения относительно заявления, аналогичного содержания.

Заинтересованное лицо Администрация города Перми о времени и месте рассмотрения дела извещено, своего представителя в судебное заседание не направило.

С учетом мнения явившихся в судебное заседание представителей сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения прокурора и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 3, ст. 10 ст. 12, ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст. 34 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», представительные органы местного самоуправления являются институтом опосредованного осуществления власти населением, которому гарантирована возможность сохранения самостоятельности при принятии решений в пределах своей компетенции, и в соответствии с принципом разделения властей в системе органов местного самоуправления городского округа.

Согласно ч. 3 ст. 44 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

Как следует из заявления прокурора, им заявляются требования не о признании Устава муниципального образования Город Пермь противоречащим закону (Гл. 24 ГПК РФ), а о признании незаконным бездействия представительного органа именно по невнесению изменений в правовой акт и о понуждении представительного органа местного самоуправления Пермского городского округа – Пермской городской Думы внести изменения в муниципальный правовой акт - Устав города Перми.

Суд считает, что, исходя из вышеназванных конституционных принципов разделения властей и самостоятельности местного самоуправления, помимо проверки на соответствие закону муниципальных правовых актов, осуществляемой в порядке Гл. 24 ГПК РФ, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность представительных органов местного самоуправления, в т.ч. предопределяя содержание издаваемых ими правовых актов. В противном случае, нарушаются закрепленные основами конституционного строя Российской Федерации принципы демократического государства, в т.ч., принципы разделения властей, самостоятельности местного самоуправления, принадлежности власти народу, с возможностью ее осуществления через представителей в органах местного самоуправления (депутатов).

С учетом изложенного, а также того, что требования заявителя о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления, фактически сводятся к понуждению Пермской городской Думы к изменению и дополнению Устава муниципального образования Город Пермь, что выходит за пределы компетенции суда, в удовлетворении требований Прокурора города Перми следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении заявления Прокурора города Перми об оспаривании бездействия Пермской городской Думы по урегулированию Уставом города Перми, утвержденным решением пермской городской Думы от 13.03.1996 г., в редакции решения правоотношений, отказать в полном объеме.

Решение в течение месяца с момента его составления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2013 г.

Председательствующий:

<данные изъяты>