ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4609/19 от 29.08.2019 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2019 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Свиновой Е.Е.,

при секретаре Пановой Н.К.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2 –ФИО3, действующего на основании доверенности, представителя администрации города по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4609/2019 по исковому заявлению ФИО2, ФИО1 к Общественному совету города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, ФИО5 о признании недействительным протокола заседания Общественного совета города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от <дата>,

УСТАНОВИЛ

ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что <дата> проведено собрание членов Общественного совета города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которого принято решение об одобрении проекта решения Думы города Нижневартовска «Об обращении Думы города Нижневартовска к Губернатору ХМАО-Югры с инициативой об установлении предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальному образовательному округу – Югре более чем на величину отклонения по автономному округу». Полагают, что в нарушении положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона от <дата> № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в состав общественного совета вошли лица, которые не могут быть членами Общественной палаты Российской Федерации, что привело к конфликту интересов. Кроме того, минимальным кворумом для проведения легитимного собрания Общественного совета города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, является присутствие не менее 16 членов Общественного совета. В протоколе от <дата> указано, что на собрании присутствовало 13 членов, при этом по вопросу «за» проголосовало 13 членов, «против» - 1 член. Следовательно, имеет место несоответствие количества членов, принявших участие в собрании. В силу ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие решения при отсутствии необходимого кворума является основанием для признания решения собрания ничтожным. Просят признать недействительным протокол заседания Общественного совета города Нижневартовска от <дата>.

В судебном заседании истец ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, на удовлетворении исковых требований настаивал. Пояснил, что его права как истца нарушены тем, что решение Общественного совета положено в основу Постановления Губернатора ХМАО-Югры от <дата>.

Представитель истца ФИО2- ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, на удовлетворении требований настаивал.

В Общественный совет города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, были направлены судебные извещения, по адресу, указанному в исковом заявлении.

Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом по адресу, указанному в исковом заявлении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации города Нижневартовска, ФИО4, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения на исковое заявление, доводы которых поддержала в судебном заседании.

Выслушав истца, представителя истца ФИО2, представителя администрации города Нижневартовска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что <дата> проведено заседание Общественного совета города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, из протокола указанного заседания следует, что вторым вопросом рассматривался проект решения Думы города Нижневартовска «Об обращении Думы города Нижневартовска к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с инициативой об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальному образованию город Нижневартовск в размере, превышающем индекс по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре более чем на величину отклонения по автономному округу».

По данному вопросу принято решение об одобрении проекта решения Думы города Нижневартовска «Об обращении Думы города Нижневартовска к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с инициативой об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальному образованию город Нижневартовск в размере, превышающем индекс по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре более чем на величину отклонения по автономному округу». По результатами голосования «за»- проголосовало 13, « против»-1.

Полагая, что протокол заседания Общественного совета города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от <дата> является недействительным, истцы обратились в суд.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» понятие общественного контроля определено как деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в цепях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Субъектами общественного контроля, наряду с Общественной палатой Российской Федерации, являются общественные палаты субъектов Российской Федерации и общественные палаты (советы) муниципальных образований (подп. 1 - 3 п. 1 ст. 9 названного Федерального закона).

Таким образом, общественные палаты являются особой формой объединений, деятельность которых урегулирована специальным законодательством. При этом государственная регистрация общественных палат в качестве юридических лиц действующим законодательством не предусмотрена.

Постановлением администрации города Нижневартовска от 12.11.2015 № 2004 «Об Общественном совете города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства» утверждено Положение об Общественном совете города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (действующее на момент спорных правоотношений).

В соответствии с данным Положением Общественный совет города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (далее - Общественный совет) является коллегиальным постоянно действующим координационным и совещательным органом, созданным в целях обеспечения эффективного взаимодействия собственников помещений в многоквартирных жилых домах, товариществ собственников жилья с органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими, управляющими организациями, другими организациями жилищно-коммунального комплекса, а также более широкого участия общественности при решении вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории города Нижневартовска (п. 1.1). Решения Общественного совета носят рекомендательный характер (п. 1.4).

В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают гражданские дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Как следует из приведенных норм права, Общественный совет города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства не является юридическим лицом, не обладает гражданской процессуальной правоспособностью, в связи с чем не может быть стороной по данному гражданскому делу. Согласно исковому заявлению, к ответчику ФИО5 заявлены требования как к секретарю Общественного совета города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, а не как к гражданину, в связи с чем она также не может быть стороной по данному гражданскому делу.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцами не представлено суду доказательств нарушения их прав протоколом заседания Общественного совета города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от <дата>, а также того, что признание судом указанного протокола недействительным приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО2 и ФИО1 о признании недействительным протокола заседания Общественного совета города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от <дата> являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.,198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО1 к Общественному совету города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, ФИО5 о признании недействительным протокола заседания Общественного совета города Нижневартовска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от <дата>, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.

Судья Е.Е. Свинова

Мотивированное решение изготовлено <дата>