ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-460/2015 от 07.12.2015 Новониколаевского районного суда (Волгоградская область)

Дело №2-460/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Новониколаевский 07 декабря 2015 года

Новониколаевский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего федерального судьи - Федорченко Т.В.

при секретаре - Помельниковой Ю.А.

с участием:

истца - прокурора Новониколаевского района Волгоградской области Нижникова Д.С.

представителя ответчиков - Тюрина С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании объединённое гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Новониколаевского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Комсомольского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Куликовского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Хоперского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Двойновского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Верхнекардаильского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Алексиковского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов,

установил:

Прокурор Новониколаевского района Волгоградской области обратился в суд с исковыми заявлениями в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Комсомольского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Куликовского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Хоперского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Двойновского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Верхнекардаильского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Алексиковского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов и просит:

обязать Администрацию Комсомольского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению», взыскать с ответчика судебные расходы по делу,

обязать Администрацию Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению», взыскать с ответчика судебные расходы по делу,

обязать Администрацию Куликовского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению», взыскать с ответчика судебные расходы по делу,

обязать Администрацию Хоперского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению», взыскать с ответчика судебные расходы по делу,

обязать Администрацию Двойновского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению», взыскать с ответчика судебные расходы по делу,

обязать Администрацию Верхнекардаильского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению», взыскать с ответчика судебные расходы по делу,

обязать Администрацию Алексиковского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению», взыскать с ответчика судебные расходы по делу.

Суд, с учетом мнений истца, представителя ответчиков, в соответствии с ч.4 ст.151 ГПК РФ, считает необходимым объединить для совместного рассмотрения гражданские дела №2-460/2015, №2-461/2015, №2-462/2015, №2-463/2015, №2-464/2015, №2-465/2015, №2-466/2015, по исковым заявлениям прокурора Новониколаевского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Комсомольского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Куликовского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Хоперского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Двойновского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Верхнекардаильского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Алексиковского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов, в одно производство под №2-460/2015, так как такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению однородных дел.

В судебном заседании истец - прокурор Новониколаевского района Волгоградской области Нижников Д.С. уточнил исковые требования, не поддержал исковые требования в части взыскания с ответчиков судебных расходов по делу и пояснил, что прокуратурой Новониколаевского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности администраций сельских поселений Новониколаевского муниципального района Волгоградской области. Проверкой установлено следующее. Согласно ст.9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, вступившей в силу для России 25 октября 2012 года, провозглашен принцип доступности, который предоставляет инвалидам возможность вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы. Частью 2 статьи 9 Конвенции установлено, что государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет. В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования средствами связи и информации. Пунктом 3.1.1. «Требования доступности для инвалидов по зрению», утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ-ст «Об утверждении национального стандарта» даётся определение доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. Части 4 и 5 «Требования доступности для инвалидов по зрению» содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов, в частности, в соответствии с п.4.2 ГОСТ при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов: п.4.2.1.- Воспринимаемость: Информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать; п.4.2.2. - Управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения; п.4.2.3. Понятность: Информация и операции пользовательского интерфейса - должны быть понятными пользователям с нарушением зрения; п.4.2.4. Надежность: Контент должен быть надёжным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругам различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения. Пунктом 4.3 <данные изъяты> «Требования доступности для инвалидов по зрению» установлено, что для обеспечения доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по <данные изъяты>. Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения. Однако, интернет-сайты ответчиков в нарушение вышеуказанных требований закона и ГОСТа не обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации органов местного самоуправления, не предоставлена возможность маштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официальных сайтов (версия для слабовидящих). Таким образом, Интернет-сайты ответчиков не соответствуют <данные изъяты> «Требования доступности для инвалидов по зрению», нарушают права лиц, ограниченных по зрению, на свободный доступ к информации. Прокурор просит уточнённые исковые требования удовлетворить, так как они предъявлены в защиту интересов неопределённого круга лиц.

В судебном заседании представитель ответчиков Тюрин С.А., действующий на основании доверенностей, не согласился с уточнёнными исковыми требованиями прокурора к администрациям сельских поселений Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов, так как полагает, что нарушений требований законодательства ответчиками не допущено, версия для слабовидящих создана на каждом официальном интернет - сайте администраций сельских поселений, просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

Заслушав доводы истца, представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд делает следующие выводы:

В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Как установленост.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Пунктом 3.1.1. «Требования доступности для инвалидов по зрению», утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ-ст «Об утверждении национального стандарта» даётся определение доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.

В пунктах 4 и 5 «Требования доступности для инвалидов по зрению» содержатся требования к компонентам Интернет-ресурсов, в частности, в соответствии с п.4.2 ГОСТ при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов: п.4.2.1.- Воспринимаемость: Информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать; п.4.2.2. - Управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения; п.4.2.3. Понятность: Информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения; п.4.2.4. Надежность: Контент должен быть надёжным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения. Пунктом 4.3 «Требования доступности для инвалидов по зрению» установлено, что для обеспечения доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по <данные изъяты>. Основными средствами доступа к информации являются дисплеи для слабовидящих по <данные изъяты>, аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи по <данные изъяты>), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.

По выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц Администрация Комсомольского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрация Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрация Куликовского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрация Хоперского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрация Двойновского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрация Верхнекардаильского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрация Алексиковского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области являются юридическими лицами, записи о государственной регистрации которых в качестве юридических лиц внесены в ЕГРЮЛ.

Актами проверок от 26 октября 2015 года подтверждается, что 26 октября 2015 года помощником прокурора Новониколаевского района Волгоградской области проведена проверка официальных интернет-сайтов ответчиков, в ходе которой было установлено, что интернет-сайты: Администрации Комсомольского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, размещенный по адресу: <данные изъяты>, Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, размещенный по адресу: <данные изъяты>, Администрации Куликовского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, размещенный по адресу: <данные изъяты>, Администрации Хоперского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, размещенный по адресу: <данные изъяты> Администрации Двойновского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, размещенный по адресу: <данные изъяты>, Администрации Верхнекардаильского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, размещенный по адресу: <данные изъяты>, Администрации Алексиковского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, размещенный по адресу: <данные изъяты>, не обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации органа местного самоуправления, не предоставлена возможность маштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих).

В качестве доказательств, подтверждающих изложенные в актах проверок обстоятельства, прокурором представлены скриншоты страниц официальных интернет-сайтов ответчиков, из которых следует, что на указанных сайтах не предоставлена возможность маштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих). Доказательств устранения указанных нарушений в полном объёме ответчиками в ходе рассмотрения дела по существу суду не представлено.

Таким образом, Интернет-сайты ответчиков не соответствуют ГОСТ <данные изъяты> «Требования доступности для инвалидов по зрению» нарушают права лиц, ограниченных по зрению, на свободный доступ к информации.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым исковые требования прокурора Новониколаевского района Волгоградской области удовлетворить, так как они нашли своё подтверждение представленными суду доказательствами, и направлены на защиту наименее защищенных слоёв населения на свободный доступ к информации.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Новониколаевского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Комсомольского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Куликовского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Хоперского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Двойновского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Верхнекардаильского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Администрации Алексиковского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить.

Обязать Администрацию Комсомольского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>/, в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению».

Обязать Администрацию Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению».

Обязать Администрацию Куликовского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению».

Обязать Администрацию Хоперского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению».

Обязать Администрацию Двойновского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты> в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению».

Обязать Администрацию Верхнекардаильского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты> в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению».

Обязать Администрацию Алексиковского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путём приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствие с требованиями, установленными «Требования доступности для инвалидов по зрению».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Новониколаевский районный суд.

Судья:

Решение суда в окончательной форме принято 12 декабря 2015 года.

Судья: