ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-461-14 от 11.03.2014 Кольского районного суда (Мурманская область)

2-461-14 решение изготовлено <дата>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата> г.Кола.

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Ковтуновича М.Л., при секретаре Шобылевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад
общеразвивающего вида п. Верхнетуломский муниципального образования Кольского района Мурманской области о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической безопасности объекта,

Установил:

Прокурор Кольского района обратился в суд с иском к МДОУ детский сад <данные изъяты> указав, что прокуратурой Кольского района проведена проверка исполнения данным учреждением в повседневной деятельности законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности граждан. Проверкой был выявлен ряд нарушений в деятельности МДОУ детский сад по обеспечению исполнения Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Так в статье 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены обязанности организаций в области защиты населения. Частью 2 статьи 24 указанного Федерального закона установлено, что организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм федерального законодательства Правительством Мурманской области издано постановление от 11.07.2011 № 348-ПП «О мерах по повышению защищенности объектов массового пребывания людей на территории Мурманской области». Данным постановлением утверждены методические рекомендации по подготовке типового паспорта безопасности и разработке плана обеспечения антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей, а так же перечень объектов массового пребывания людей на территории Мурманской области, подлежащих обязательной паспортизации, независимо от подведомственности и форм собственности.

Как следует из положений установленных пунктом 1 Методических рекомендаций по подготовке типового паспорта безопасности объектов массового пребывания людей, типовой паспорт безопасности является информационно-справочным документом, в котором отражаются сведения о соответствии объекта условиям для предотвращения возникновения (защиты) актов экстремизма, терроризма и других антиобщественных проявлений (далее - кризисные ситуации) и преодоления (снижения до минимального уровня) их негативных последствий. МДОУ является образовательным учреждением, а следовательно относится к объектам массового пребывания людей и подлежит обязательной паспортизации.

Паспорт безопасности данного учреждения не соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию. Так титульный лист паспорта не соответствует форме утвержденной Приложением №1. так как в нем отсутствуют даты согласования паспорта. В Разделе паспорта не указаны наименование ближайшего военного аэродрома, вертолетной площадки и расстояние от них (км).

В нарушение положений Методических рекомендаций в Плане обеспечения антитеррористической защищенности объекта отсутствуют организационные мероприятия по обеспечению взаимодействия администрации Объекта, охраны с правоохранительными органами, органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления в различных ситуациях. Также в плане отсутствуют мероприятия проводимые непосредственно руководителем Объекта, администрацией, охраной, обучаемыми (посетителями) при обнаружение предметов, похожих на взрывное устройство и совершении террористического акта.

Истец указывает, что документация, включенная в паспорт безопасности, а так же План, предназначены для оперативного использования антитеррористической комиссией Мурманской области, оперативным штабом в Мурманской области, правоохранительными и другими органами при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций и оказанию необходимой помощи пострадавшим. Считает, что при указанных обстоятельствах, как антитеррористическая комиссия Мурманской области, так и иные оперативные службы и правоохранительные органы лишены возможности, с учетом имеющихся недостатков паспорта безопасности, и несоответствия Плана предъявляемым к их структуре и содержанию требованиям принять оперативные и адекватные меры по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций.

Поскольку перечисленные нарушения влекут за собой нарушения прав несовершеннолетних обучающихся и иного неопределенного круга лиц на защиту со стороны государства в случае террористического акта, иной чрезвычайной ситуации, прокурор просит суд обязать ответчика в срок до <дата> года привести паспорт безопасности объекта, а так же План обеспечения антитеррористической защищенности объекта в соответствие с Методическими рекомендациями по подготовке типового паспорта безопасности объектов массового пребывания людей и Методическими рекомендациями по разработке плана обеспечения антитеррористической защищенности объекта, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 11.07.2011 № 348-ПП.

В судебном заседании помощник прокурора Кольского района И. требования поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Н. в судебном заседании иск не признал. В обоснование возражений указал на то, что Методические рекомендации по подготовке типового паспорта безопасности объектов массового пребывания людей и Методические рекомендации по разработке плана обеспечения антитеррористической защищенности данных объектов, утвержденные постановлением Правительства Мурманской области №348-ПП от 11.07.2011 года носят рекомендательный характер, в связи с чем необязательны для исполнения. Считает, что в силу указанных причин прокурор не имеет права требовать с ответчика применение данных документов в обязательном порядке. По существу организации исполнения МДОУ законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности граждан он пояснить нечего не может, так как организацией данной деятельности не занимался. Представитель не может пояснить, кто в данном учреждении и как занимается обеспечением защищенности объекта, считая, что данные обстоятельства не относятся к предмету спора. Также представитель указал на то, что ему неизвестно какие нормативные и ненормативные документы применялись при подготовке Плана обеспечения антитеррористической защищенности МДОУ , и кто из работников данного учреждения обладает специальной подготовкой и знаниями в области организации обеспечения антитеррористической защищенности граждан и учреждений.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 ФЗ "О противодействии терроризму" от 06 марта 2003 года противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в частности принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно части 7 статьи 28 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст. ст. 3 и 6 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной ВС СССР 13.06.1990 г., во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка, Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

В соответствии с часть 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.

Согласно статье 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от чрезвычайных ситуаций организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с указанием Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года NN АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году", подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций РФ. В состав таких мероприятий включены, в том числе, мероприятия по антитеррористической безопасности.

Во исполнение указанных норм федерального законодательства Правительством Мурманской области издано постановление от 11.07.2011 № 348-ПП «О мерах по повышению защищенности объектов массового пребывания людей на территории Мурманской области». Данным постановлением утверждены методические рекомендации по подготовке типового паспорта безопасности и разработке плана обеспечения антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей, а так же перечень объектов массового пребывания людей на территории Мурманской области, подлежащих обязательной паспортизации, независимо от подведомственности и форм собственности.

В судебном заседании по обстоятельствам дела установлено, что прокуратурой Кольского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности граждан в деятельности МДОУ . В результате проверки было выявлено, что Типовой паспорт безопасности объекта и План обеспечения антитеррористической защищенности объекта разработаны без учета Методически рекомендаций по подготовке типового паспорта безопасности объектов массового пребывания людей и Методических рекомендаций по разработке плана обеспечения антитеррористической защищенности данных объектов, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области №348-ПП от 11.07.2011 года. Так титульный лист паспорта безопасности учреждения не соответствует форме утвержденной Приложением №1. так как в нем отсутствуют даты согласования паспорта. В Разделе паспорта не указаны наименование ближайшего военного аэродрома, вертолетной площадки и расстояние от них (км). В Плане обеспечения антитеррористической защищенности объекта отсутствуют организационные мероприятия по обеспечению взаимодействия администрации Объекта, охраны с правоохранительными органами, органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления в различных ситуациях. Также в плане отсутствуют мероприятия проводимые непосредственно руководителем Объекта, администрацией, охраной, обучаемыми (посетителями) при обнаружение предметов, похожих на взрывное устройство и совершении террористического акта.

Обстоятельства дела в судебном заседании подтверждаются материалами дела и не оспариваются представителем ответчика.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что в соответствии с указанием Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года NN АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году", подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций РФ. Таким образом, в силу данного указания и Федерального Закона "О противодействии терроризму" от 06 марта 2003 года, Паспорт безопасности, а так же План обеспечения антитеррористической защищенности МДОУ предназначены для их оперативного использования, в единой системе антитеррористической комиссией Мурманской области, оперативным штабом в Мурманской области, правоохранительными и другими органами при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций и оказанию необходимой помощи пострадавшим. В связи с этим, полнота и объективность информации внесенной в Паспорт безопасности и План обеспечения антитеррористической защищенности МДОУ , должны позволять органам, участвующим в ликвидации кризисных ситуаций, своевременно принять оперативные и адекватные меры по ликвидации этих ситуаций и минимизации возможных последствий. При указанных обстоятельствах, отсутствие в Паспорте безопасности и Плане обеспечения антитеррористической защищенности МДОУ необходимой информации, предусмотренной Методическими рекомендациями по подготовке типового паспорта безопасности объектов массового пребывания людей и Методическими рекомендациями по разработке плана обеспечения антитеррористической защищенности данных объектов, утвержденные постановлением Правительства Мурманской области №348-ПП от 11.07.2011 года, не отвечает требованиям действующего законодательства в части защищенности дошкольного учреждения от угрозы антитеррористических актов, создает угрозу жизни и здоровья воспитанников и работников детского учреждения.

Довод представителя ответчика, о том, что Методические рекомендации по подготовке типового паспорта безопасности объектов массового пребывания людей и Методические рекомендации по разработке плана обеспечения антитеррористической защищенности данных объектов, не подлежат применению в силу их рекомендательного характера, суд отклоняет по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, МДОУ является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, в силу чего его работники не обладают специальными познаниями в области разработки мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности данного объекта, а также безопасности детей и персонала учреждения, при возникновении чрезвычайных ситуаций. В силу указанного, суд считает обоснованным требование прокурора о необходимости разработки типового паспорта и плана мероприятий на основе специально разработанных специалистами Методических рекомендаций.

Кроме того, пунктом 3.1 Постановления правительства Мурманской области №348-ПП от 11.07.2011 года на руководителей учреждения возложена прямая обязанность обеспечить введение в действие паспорта безопасности объектов массового пребывания людей и разработку плана обеспечения антитеррористической защищенности на подведомственных объектах в соответствии с утвержденным перечнем.

В силу указанного, в целях обеспечения прав несовершеннолетних обучающихся и иного неопределенного круга лиц на защиту со стороны государства в случае террористического акта, иной чрезвычайной ситуации, суд удовлетворяет требования прокурора Кольского района.

На основании изложенного, руководствуясь 194,199 ГПК РФ суд

Решил:

Иск прокурора Кольского района удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида п. Верхнетуломский муниципального образования Кольский район Мурманской области в срок до <дата> привести паспорт безопасности объекта, а так же План обеспечения антитеррористической защищенности объекта в соответствие с Методическими рекомендациями по подготовке типового паспорта безопасности объектов массового пребывания людей и Методическими рекомендациями по разработке плана обеспечения антитеррористической защищенности объекта, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 11.07.2011 № 348-ПП.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течении 1 месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: