Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре Галсановой М.Ю., с участием представителя заявителя ФИО1 – ФИО2, представителя заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № по <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № по РБ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № по РБ по направлению налогового уведомления и требования об уплате налога.
Заявление основано на том, что налоговое уведомление ФИО1 об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы в срок до ДД.ММ.ГГГГ и требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют закону и в связи с этим нарушает права заявителя.
Согласно п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Срок уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговый орган в силу требований ч. 2 ст. 52 и ч. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ в их взаимосвязи обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога.
Положением о земельном налоге на территории МО «<данные изъяты>» сельское поселение, утвержденным решением Совета депутатов МО СП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (далее Положение ), срок уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, был установлен не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 2 п. 4.3 Положения). Однако, решением <данные изъяты> районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным абзац 2 п. 43. названного Положения, предусматривающий срок оплаты земельного налога физическими лицами. Апелляционным определением <данные изъяты> суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда изменено и определено признать указанный абзац Положения недействующим с ДД.ММ.ГГГГ г., то есть со дня вступления в законную силу ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в часть 1 и 2 НК РФ…». Таким образом, уведомление и требования об оплате налога, основанное на недействующем абзаце 2 п. 4.3 Положения о земельном налоге, не соответствуют закону, нарушают права заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО2 заявление поддержал и суду дал пояснения аналогичные содержанию заявления, дополнив, что согласно требованию налогового органа подлежит оплате земельный налог за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 7323,6 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. – 263452,81 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. – 269951,46 руб. Таким образом, налог в ДД.ММ.ГГГГ г. вырос по сравнению с ДД.ММ.ГГГГ г. в 35 раз. Введение в действие абзаца 3 п. 1 ст. 397 НК РФ устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков - физических лиц, которые до введения в действие ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ обязанные оплачивать налог до 01 ноября года, следующего за отчетным налоговым периодом, с принятием ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ и введением в действие нового абзаца обязаны его оплачивать не ранее 01 ноября, поэтому подпункт а) п. 52 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ о дополнении п. 1 ст. 397 НК РФ абзацем следующего содержания: "Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом." имеет обратную силу.
Представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО3 заявление не признала и суду пояснила, что налоговый орган налогоплательщику ФИО1 направил в ДД.ММ.ГГГГ г. уведомление и требование об уплате земельного налога за налоговые периоды ДД.ММ.ГГГГ г. Согласно ст. 397 НК РФ срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанная норма вступила в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ по Федеральному закону № 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ До ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты земельного налога на территории <данные изъяты> сельского поселения РБ был установлен Положением № о земельном налоге на территории МО «<данные изъяты>», согласно абз. 2 п. 4.3 которого срок уплаты земельного налога был установлен до 01 ноября следующего за истекшим налоговым периодом. До вступления в законную силу ФЗ-229 от ДД.ММ.ГГГГ г., то есть до ДД.ММ.ГГГГ г., данное Положение соответствовало Налоговому кодексу и являлось законным, поэтому начисление и установление срока оплаты земельного налога ФИО1 на налоговые периоды ДД.ММ.ГГГГ г. на основании действовавшего Положения № о земельном налоге являлось законным. ФЗ № не придана обратная сила дополнению абзацем 3 в п. 1 ст. 397 НК РФ, поэтому указанное дополнение применяется, начиная с налогового периода ДД.ММ.ГГГГ г. Полагает, что указанное дополнение в НК РФ устанавливает новые обязанности, поэтому согласно п. 2 ст. 5 НК РФ обратной силы не имеет. Просит в заявлении отказать.
Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.
Согласно ст. 15 НК РФ к местным налогам относится земельный налог.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В силу п.3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> Республики Бурятия, участок <адрес>., поэтому он является налогоплательщиком земельного налога, относящегося к местным налогам.
Положением № о земельном налоге на территории муниципального образования «<данные изъяты>» сельское поселение, утвержденным решением Совета депутатов «<данные изъяты>» сельское поселение № от ДД.ММ.ГГГГ (далее Положение), определены на территории указанного муниципального образования ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты и налоговые льготы по налогу, основания и порядок их применения.
Межрайонная ИФНС России № по РБ в соответствие с п. 2 ст. 52 и п. 3 ст. 396 НК РФ направила ФИО1 налоговое уведомление № об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы в срок до ДД.ММ.ГГГГ Из списка почтовых отправлений следует, что указанное уведомление направлено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г., то есть в срок, предусмотренный ст. 52 НК РФ.
Указанный срок уплаты земельного налога, то есть до ДД.ММ.ГГГГ г., налоговый орган определил из вышеназванного Положения № о земельном налоге, согласно п. 4.3 которого срок уплаты налога для плательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится не позднее 1 ноября следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с неуплатой налогоплательщиком земельного налога в установленный названным Положением налоговый орган в соответствие со ст. 69 НК РФ направил требование № об уплате земельного налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 539727,87 руб., предложив ФИО1 погасить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.
Оспаривая налоговое уведомление и требование об оплате налога представитель заявителя ссылается на решение <данные изъяты> районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение <данные изъяты> суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ г., а также на обратную силу абзаца 3 п. 1 ст. 397 НК РФ о том, что срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Решением <данные изъяты> районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ абзац 2 п. 4.3. вышеназванного Положения № 1, предусматривавший срок уплаты налога физическими лицами не позднее 01 ноября года, следующего на истекшим налоговым периодом, признан недействующим со дня принятия решения суда.
Апелляционным определением <данные изъяты> суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ данное решение изменено, признан недействующим оспариваемый абзац Положения № со дня вступления в силу п. 52 ФЗ № 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в часть 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации…», то есть с ДД.ММ.ГГГГ г., в остальной части решение оставлено без изменения.
Из вышеуказанного следует, что представительный орган муниципального образования в связи с принятием ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ обязан был привести в соответствие с НК РФ Положение о земельном налоге. Однако изменения, касающиеся срока уплаты налога, внесенные в данное Положение, следовало применять к налоговым периодам, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговый орган по данному делу об обжаловании уведомления и требования об оплате налога обязанный представить доказательства соответствия его действий действующему законодательству, в том числе нормативному правовому акту представительного органа муниципального органа, не представил Положение № о земельном налоге с внесенными изменениями о сроке уплаты налога.
Суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица о том, что до ДД.ММ.ГГГГ г., то есть до вступления в силу п. 52 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ г., срок уплаты земельного налога на территории МО «<данные изъяты>» был установлен Положением № о земельном налоге, которым был установлен срок оплаты земельного налога не позднее 01 ноября следующего на истекшим налоговым периодом.
Однако, со вступлением в силу указанного Федерального закона следует определить имеет ли обратную силу абзац 3 п. 1 ст. 397 НК РФ, согласно которому срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 5 НК РФ п. 2. акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют,
п. 3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу,
п. 4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это,
п.5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
По мнению представителя налогового органа, ФЗ № не придана обратная сила абзацу 3 п. 1 ст. 397 НК РФ, поэтому данный абзац применяется к налоговому периоду, начиная с ДД.ММ.ГГГГ г. С указанным доводом суд не может согласиться, поскольку согласно п. 2 ст. 5 НК РФ обратной силы не имеют акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщика. Между тем, новый абзац Закона не устанавливает новые обязанности, ухудшающие положение налогоплательщика, напротив, улучшает его положение, поскольку устанавливает более поздний срок уплаты налога, поэтому в данном случае следует руководствоваться п. 3 ст. 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
По мнению суда, при внесении изменений в Положение изменений о сроке уплаты налога внесенные изменения также будут иметь обратную силу, поскольку согласно п. 5 ст. 5 НК РФ положения данной статьи распространяются на нормативные правовые акты о налогах и сборах органов местного самоуправления.
Ссылка представителя налогового органа на Информационное сообщение от ДД.ММ.ГГГГ Министерства финансов РФ «О применении ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления сроков уплаты транспортного и земельного налогов» не может быть принята судом, исходя из следующего.
Следует согласиться с положениями Информационного сообщения о том, что ФЗ № внесены изменения и дополнения в НК РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
Действительно, данным Законом не придана обратная сила абзацу 3 п. 1 ст. 397 НК РФ, следовательно, представительный орган муниципального образования также не может придать новому сроку оплаты налога обратную силу. Между тем, данное Информационное сообщение позволяет муниципальному образованию придать новому сроку оплаты налога обратную силу на налоговый период ДД.ММ.ГГГГ г.
Суд не может согласиться и принять к руководству положения Информационного сообщения в этой части, поскольку абзацу 3 п. 1 ст. 397 НК РФ должен соответствовать нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования в части установления срока оплаты налога, поэтому суд руководствуется положениями НК РФ.
Поэтому следует определить к какому пункту ст. 5 НК РФ следует отнести абзац 3 п. 1 ст. 397 НК РФ. По мнению суда, его следует отнести к п. 3 ст. 5 НК РФ и оценивать как акт законодательства о налогах и сборах, устанавливающий дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеющий обратную силу.
Кроме этого, Положения о земельном налоге от ДД.ММ.ГГГГ применяются к налоговому периоду, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (п. 4.5 Положения), следовательно, определение недоимки за ДД.ММ.ГГГГ г. не основано на данном Положении, поэтому не может быть признано законным.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение иди действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
По данному заявлению взыскателя суд, разрешая спор о том, уведомление и требование налогового органа об уплате налога соответствует ли закону, нарушены ли права заявителя, приходит к выводу о том, что оспариваемые уведомление и требование налогового органа об уплате налога не соответствует закону, они нарушают право налогоплательщика оплачивать налог в сроки, установленные в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 258, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными налоговое уведомление № об оплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы и требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья: А.Д. Бунаева