РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2018 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд города Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Панченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Компания Транстелеком» о возложении обязанностей,-
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к АО «Компания Транстелеком» о возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что на основании плана проведения проверок на 2017 год в период с 28 марта 2017 года по 28 апреля 2017 года в отношении ответчика была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений У от 28 апреля 2017 года привести в соответствие действующему законодательству Правила оказания услуг связи АО «Компания Транстелеком», утвержденные 30 мая 2016 года, являющие неотъемлемой частью договоров на предоставление услуг связи, предлагаемых для заключения гражданам-потребителям исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и устранить нарушения действующего законодательства, допущенные в пунктах 2.5, 5.2.2, 6.1.19, 6.2.3,7.2, 8.4., 9.9, 10.2. В период с 06 сентября 2017 года по 8 сентября 2017 года Управлением проводилась внеплановая документарная проверка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений У от 28 апреля 2017 года, в ходе которой установлено, что нарушения ответчиком были устранены частично и не исполнено предписание в части положений, изложенных в п. 5.2.2, 6.1.19, 8.4, 10.2. Так, п. 5.2.2 договора предусмотрено, что оператор вправе изменять одностороннем порядке тарифные планы и стоимость дополнительных услуг предварительным уведомлением абонента в соответствии с п. 5.1.8 договора, в котором оператор связи извещает абонента путем размещения информации на сайте оператора и местах работы с абонентами об изменении тарифных планов и стоимости дополнительных услуг не менее чем за 10 календарных дней до вступления в силу таких изменений; п. 6.1.11 договора установлено, что абонент обязан в случае несогласия абонента с новой редакцией договора, опубликованной на сайте оператора, направить оператору заявление о расторжении договора и прекратить пользование услугами в течение 10 дней с момента публикации новой редакции договора», при проведении плановой проверки указанное нарушение содержалось в пункте 6.1.19 Правил АО «Компаню Транстелеком», обществу было предписано устранить данное нарушение. Согласно п. 23 Правил № 575 к существенным условиям договора отнесены состав оказываемых телематических услуг связи, используемые абонентские интерфейсы, тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи, порядок, срок и форма расчетов. В п. 50 Правил № 575 предусмотрено, что внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме, в том числе изменений, касающихся выбора абонентом другого тарифного плана для оплаты телематических услуг связи, оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору. Учитывая, что договоры с потребителями заключаются в письменной форме, то и изменение условий о цене возможно лишь путем заключения сторонами дополнительного соглашения к договору, то есть документа, подписываемого обеими сторонами сделки и выражающего их совместную волю на внесение изменений. Извещение на сайте оператора связи и в местах работы с абонентами не свидетельствует о возможности одностороннего изменения тарифов, поскольку данное извещение является заблаговременным (не менее чем за 10 календарных дней до вступления в силу изменений) и позволяет абонентам как согласиться с ними путем конклюдентных действий (продолжения пользования услугами связи), так и не согласиться с ними тем же способом (отказаться от пользования услугами). В соответствии с п. 7 ст. 55 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»: оператор связи в течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию. В нарушение указанной нормы в пункте 8.4. договора указано: «Претензия рассматривается оператором в срок, установленный законодательством, но не более 60 дней с даты регистрации претензии». Соответственно, указанный пункт договора нарушает п. 7 ст. 55 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» и права потребителей. Пунктом 10.1. договора стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание услуг связи, если докажут, что их исполнение или ненадлежащее исполнение произошло в следствие действия обстоятельств непреодолимой силы. В пункте 10.2. договора указано, что обстоятельствами непреодолимой силы стороны признают, в том числе: пожар, землетрясение, наводнение, ураган, иные стихийные бедствия, военные действия любого характера, блокады, эмбарго, забастовки, революции, террористические акты, эпидемии, эпизоотии, аварии на инженерных сооружениях коммуникациях, действия или бездействия государственных или территориальных орган власти, издание государственными органами нормативных и правоприменительных акт значительно осложняющих, ограничивающих или запрещающих оказание услуг, предусмотренных договором, а также иные обстоятельства непреодолимой силы, возникновение и действие которых стороны не могли повлиять и которые прямо повлияли на возможность исполнения обязательства по договору. В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 марта 2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» указано, что в силу пункта 3 статьи 4 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. То есть, основания освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору установлены императивными нормами п. 73 Правил № 575, п. 69 Правил № 785 и не могут быть расширены оператор связи. Объективные обстоятельства, приведшие к невозможности исполнен обязательства, влекут его прекращение, но не освобождение от ответственности неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Пункт 10.2. договора противоречит положениям ГК РФ, Закона о связи, Правил № 575, Правил № 785 и ущемляет права потребителя. Просит возложить обязанность на ответчика прекратить противоправные действия, выразившиеся во включении в договор оказания услуг связи положений, ущемляющих права потребителей: оператор вправе изменять в одностороннем порядке тарифные планы и стоимость дополнительных услуг с предварительным уведомлением абонента в соответствии с п. 5.1.8 договора, в котором оператор связи извещает абонента путем размещения информации на сайте оператора и в местах работы с абонентами об изменении тарифных планов и стоимости дополнительных услуг не менее чем за 10 календарных дней до вступления в силу таких изменений (пункт 5.2.2. договора); абонент обязан в случае несогласия абонента с новой редакцией договора, опубликованной на сайте оператора, направить оператору заявление о расторжении договора и прекратить пользование услугами в течение 10 дней с момента публикации новой редакции договора (пункт 6.1.11 договора); претензия рассматривается оператором в срок, установленный законодательством, но не более 60 дней с даты регистрации претензии (8.4. договора); стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание услуг связи, если докажут, что их исполнение или ненадлежащее исполнение произошло в следствие действия обстоятельств непреодолимой силы - действия или бездействия государственных или территориальных
органов власти, издания государственными органами нормативных и правоприменительных актов, значительно осложняющих, ограничивающих или запрещающих оказание услуг, предусмотренных договором, а также иные обстоятельства непреодолимой силы, на возникновение и действие которых стороны не могли повлиять которые прямо повлияли на возможность исполнения обязательства по договору (п. 10.2. договора); возложить обязанность на ответчика исключить из типовой формы договора оказания услуг связи условия, ущемляющие права потребителей, указанных в пункте 1 просительной части искового заявления; возложить обязанность на ответчика довести сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в адрес суда направил уточнение исковых требований, согласно которым просит возложить обязанность на ответчика прекратить противоправные действия, выразившиеся во включении в договор оказания услуг связи условия, ущемляющего права потребителей о возложении обязанности на оператора связи изменять в одностороннем порядке тарифные планы и стоимость дополнительных услуг путем размещения информации на сайте оператора и в местах работы с абонентами, возложить обязанность на ответчика исключить из типовой формы договора оказания услуг связи указанного условия, ущемляющего права потребителей, возложить обязанность на ответчика довести сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда.
Представитель ответчика Илларинова А5, действующая на основании доверенности от 1 января 2018 года, исковые требования не признала, пояснив, что все нарушения были ответчиком устранены.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1 и ч.2 ст.44 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126- ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
В силу п. 16, 17, 18 Правил оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 года № 575 (далее «Правила № 575»), телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора. Договор заключается путем осуществления конклюдентных действий или в письменной форме в 2 экземплярах, один из которых вручается абоненту. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливаются офертой. Договор об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа заключается путем осуществления конклюдентных действий. Такой договор считается заключенным с момента осуществления пользователем действий, направленных на получение и (или) использование телематических услуг связи. Оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме.
В соответствии с п. 17, 18 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 N 785 (далее «Правила № 785») договор, заключаемый с гражданином, является публичным. Оператор связи в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации заявления о заключении договора, осуществляет проверку наличия технической возможности предоставления заявителю доступа к сети связи телерадиовещания. При наличии технической возможности оператор связи направляет в указанный срок заявителю уведомление о предполагаемом сроке заключения договора.
Положениями ч.2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке
По правилам ч. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, ответчик оказывает услуги в области связи на базе проводных технологий.
В судебном заседании установлено, что на основании Распоряжения № 188 от 1 марта 2017 года руководителя Управления Роспотребнадзора, истцом в период с 28 марта 2017 года по 28 апреля 2017 года в отношении ответчика была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений У от 28 апреля 2017 года. Согласно указанному предписанию на ответчика возложена обязанность привести в соответствие действующему законодательству Правила оказания услуг связи АО «Компания Транстелеком», утвержденные 30 мая 2016 года, являющие неотъемлемой частью договоров на предоставление услуг связи, предлагаемых для заключения гражданам-потребителям исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и устранить нарушения действующего законодательства, допущенные, в том числе, в пункте 5.2.2 договора, согласно которому оператор вправе изменять одностороннем порядке тарифные планы и стоимость дополнительных услуг предварительным уведомлением абонента в соответствии с п. 5.1.8 договора, в котором оператор связи извещает абонента путем размещения информации на сайте оператора и местах работы с абонентами об изменении тарифных планов и стоимости дополнительных услуг не менее чем за 10 календарных дней до вступления в силу таких изменений.
Положениями п./п. б п. 26, п. 50 Правил № 575 предусмотрено, что оператор связи обязан извещать абонента и (или) пользователя в местах работы с абонентами и (или) пользователями, через свой сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) информационные системы об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов и (или) тарифных планов; внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме, в том числе изменений, касающихся выбора абонентом другого тарифного плана для оплаты телематических услуг связи, оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору. Плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается.
Аналогичные положения содержатся в п./п. в п. 24 Правил № 785, п./п. в п. 31, п. 55 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 января 2006 года № 32, п./п. е п. 24, п. 47 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 2014 года № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи».
В ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что ответчик, во исполнение предписания У от 28 апреля 2017 года, приказом от 25 апреля 2018 года У утвердил новую форму типового договора, в соответствии с п. 5.1.8 которого оператор обязан извещать абонента путем размещения информации на сайте оператора и в местах работы с абонентами об изменении тарифных планов и стоимости дополнительных услуг не менее чем 10 календарных дней до вступления в силу таких изменений.
Анализируя содержание п. 5.1.8 типового договора, суд приходит к выводу о том, что условия договора полностью соответствуют положениям вышеприведенных Правил. При этом суд учитывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 года У «Об утверждении перечня наименований услуг, вносимых в лицензии и перечней лицензионных условий» ответчик обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ, в связи с чем приходит к выводу о том, что отсутствие в типовой форме договора оказания услуг связи положения о возможном изменении условий договора с потребителем только в письменной форме, путем заключения дополнительного соглашения не свидетельствует об ущемлении прав потребителей и нарушении действующего законодательства.
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, суд не находит достаточных и законных оснований для удовлетворения требований Управления Роспотребнадзора по амурской области в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Компания Транстелеком» о возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья