ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4619/14 от 17.07.2014 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-4619/14РЕШЕНИЕ    Именем Российской Федерации

 г. Хабаровск 17 июля 2014 года

 Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края, в составе:

 председательствующего судьи: Губановой А.Ю.,

 при секретаре Лобода Н.А.,

 с участием:

 прокурора Семеновой О.С.,

 представителя ответчика Юшиной И.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,

 УСТАНОВИЛ:

 Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании изготовить паспорт на тупиковый упор железнодорожного пути, расположенный на территории Ремонтного локомотивного депо Дальневосточное на ст. Вяземская, на котором эксплуатируется мостовой кран заводской № регистр. №, указав в обоснование заявленных требований, что в период с 01.10.2013 по 05.10.2013 совместно со специалистами Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка соблюдения в Ремонтном локомотивном депо Дальневосточное Дальневосточной дирекции по ремонту тягового подвижного состава Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» законодательства о промышленной безопасности, в ходе которой установлено, что в Ремонтном локомотивном депо Хабаровск-2 на ст. Вяземская эксплуатируется мостовой кран заводской №, per. №, который зарегистрирован в Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Железнодорожный путь указанного козлового крана в соответствии с требованиями Руководящего документа по обследованию тупиковых упоров грузоподъемных кранов, утвержденного 26.06.1997 Государственным комитетом по жилищной и строительной политике России, имеет тупиковый упор. Вместе с тем, в нарушение требований ч.1 ст. 3 Закона, п. 3.5.3 Требований к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 08.08.1995 № 41, п.4 приложения 9 Методических рекомендаций о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузо-разгрузочных работ, утвержденных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.05.2007 №317, паспорт на тупиковый упор железнодорожного пути мостового крана заводской № регистр. № на предприятии отсутствует. Согласно п. 2.2 Временных методических указаний. Тупиковые упоры. Общие требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации ВМУ 50:48:0075-02-02, утвержденных ЗАО «НПЦ «Путь», согласованных Госгортехнадзором 27.03.2002 № 12-50/246, тупиковые упоры воспринимают нагрузки от крана и предотвращают его сход с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях и при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана. Эксплуатация железнодорожного пути, тупиковый упор которого не имеет паспорта, создает реальную угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью работников предприятия, круг лиц которых невозможно индивидуализировать по причине текучести кадров. Просит обязать ОАО «Российские железные дороги» изготовить на тупиковый упор железнодорожного пути, расположенного на территории Ремонтного локомотивное депо Дальневосточное на ст. Вяземская, на котором эксплуатируется мостовой кран зав. № регистр. №, паспорт.

 В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования в части сроков исполнения ответчиком решения суда. Просил установить срок исполнения решения 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства.

 В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» заявленные исковые требования не признал, ссылаясь в обоснование возражений на то, что после проведенной проверки вынесено постановление Ростехнадзора № 093/02-12 от 30.12.2013 г. о назначении административного наказания и привлечении начальника ремонтного локомотивного депо Дальневосточное к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа. В соответствии с введением в действие Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Распоряжения ОАО «РЖД» № 2745р от 20.12.2011г. «О порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО «РЖД» в соответствии с директивами, утвержденными Председателем Правительства РФ 15.12.2010 № 6464п-П13 и решением совета директоров ОАО «РЖД» от 29.11.2011 г. перед заключением договоров с контрагентами, необходимо внести данный вид услуги в план закупок и пройти согласование с Центральной дирекцией по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» и другими структурными подразделениями. В плане закупок на 2014 г. было запланировано заключение договора на проведение экспертизы промышленной безопасности мостового крана № установленного в цехе ТО-3 ремонтного локомотивного депо Дальневосточное ст. Вяземская. После исполнения договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с предприятием ООО «Промышленная экспертиза», получено заключение экспертизы № 12/14 от 25.03.2014 г., мостовой электрический кран № зав. № находится в неисправном состоянии и не может быть допущен к дальнейшей эксплуатации на установленных параметрах, необходимо провести ремонтно-восстановительные работы. 4 июля 2014 года в адрес предприятия ООО «Промышленная экспертиза» было направлено письмо с просьбой провести работы по изготовлению технических паспортов на тупиковые упоры кранового пути мостового крана №. 10 июля 2014 года получено финансово-коммерческое предложение на сумму 41 тыс. рублей. В план закупок на август месяц 2014 года запланировано заключение договора на выполнение работ по изготовлению паспорта на тупиковые упоры. Таким образом, во исполнение Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и финансово - коммерческого предложения полученного от ООО «Промышленная экспертиза» выполнение изготовления дубликата паспорта тупикового упора мостового крана № будет осуществлена до 30.12.2014 г. В связи с чем заявленные Хабаровской транспортной прокуратурой требования просит оставить без удовлетворения.

 Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему:

 Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон) определены требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

 Пунктом 1 ст. 1 Закона определено понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

 В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона, к опасным производственным объектам относятся в том числе предприятия, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.

 Статьей 4 Закона определено, что правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

 В соответствии с ч. 5 ст. 7, ч. 1 ст. 1 Закона технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

 Согласно п. 5.1.20 Временных методических указаний, Тупиковые упоры. Общие требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации ВМУ 50:48:0075-02-02, утвержденных ЗАО «НПЦ «Путь», согласованных Госгортехнадзором 27.03.2002 № 12-50/246, уполномоченного в соответствии с п. 5.22 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» самостоятельно принимать федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, предназначенных для работников специализированных организаций, осуществляющих проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатацию грузоподъемных кранов, служащих руководством для владельцев грузоподъемных машин, специализированных организаций при обследовании крановых путей и кранов, в комплектность тупикового упора на один крановый путь входит паспорт тупикового упора (форма паспорта приведена в Приложении 2 указанного Руководства).

 В судебном заседании установлено, что Хабаровской транспортной прокуратурой в период с 01.10.2013 по 05.10.2013 совместно со специалистами Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка соблюдения в Ремонтном локомотивном депо Дальневосточное Дальневосточной дирекции по ремонту тягового подвижного состава Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» законодательства о промышленной безопасности, в ходе которой установлено, что в Ремонтном локомотивном депо Хабаровск-2 на ст. Вяземская эксплуатируется мостовой кран заводской №, №, 1964 года изготовления, который зарегистрирован в Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

 Железнодорожный путь указанного козлового крана в соответствии с требованиями Руководящего документа по обследованию тупиковых упоров грузоподъемных кранов, утвержденного 26.06.1997 года Государственным комитетом по жилищной и строительной политике России, имеет тупиковый упор.

 Вместе с тем, в нарушение требований ч. 1 ст. 3 Закона, п. 5.1.20 Временных методических указаний. Тупиковые упоры. Общие требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации ВМУ 50:48:0075-02-02, утвержденных ЗАО «НПЦ «Путь», п. 4 приложения 9 Методических рекомендаций о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузо-разгрузочных работ, утвержденныхФедеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.05.2007 № 317, паспорт на тупиковый упор железнодорожного пути мостового крана заводской №, рег. №, отсутствует. Данный факт ответчиком оспорен не был.

 Согласно п. 2.2 Временных методических указаний. Тупиковые упоры. Общие требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации ВМУ 50:48:0075-02-02, утвержденных ЗАО «НПЦ «Путь», согласованных Госгортехнадзором 27.03.2002 № 12-50/246, тупиковые упоры воспринимают нагрузки от крана и предотвращают его сход с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях и при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.

 Таким образом, эксплуатация железнодорожного пути, тупиковый упор которого не имеет паспорта, создает реальную угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью работников предприятия, а также нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц.

 В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Согласно со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 В силу требований ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник имущества обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

 Поскольку, в ходе судебного разбирательства установлено невыполнение ответчиком обязанности по изготовлению паспорта на тупиковый упор железнодорожного пути, расположенный на территории Ремонтного локомотивного депо Дальневосточное на ст. Вяземская, на котором эксплуатируется мостовой кран заводской №, рег. №, в связи с чем эксплуатация железнодорожного пути, тупиковый упор которого не имеет паспорта, создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Между тем разрешая, заявленные прокурором требования о возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности изготовить паспорт на тупиковый упор железнодорожного пути в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд полагает, что указанный срок в силу объективных причин, нашедших свое подтверждение в судебном заседании, не является объективным и достаточным.

 Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

 При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 На основании изложенного, принимая во внимание информацию, предоставленную обществом с ограниченной ответственностью «Промышленная экспертиза» от 10.07.2014 года о том, что выполнение дубликата паспортов тупиковых упоров мостового крана заводской № участка ремонта Вяземский Ремонтного локомотивного депо Дальневосточное Дальневосточной дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» будет осуществлена до 30.12.2014 года, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ОАО «Российские железные дороги» должно быть исполнено решение суда – до 30.12.2014 года.

 В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Исковые требования удовлетворить.

 Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в срок до 30.12.2014 года изготовить паспорт на тупиковый упор железнодорожного пути, расположенный на территории Ремонтного локомотивного депо Дальневосточное на ст. Вяземская, на котором эксплуатируется мостовой кран заводской № регистр. №.

 Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

 Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

 Дата изготовления мотивированного решения – 22.07.2014 г.

 Председательствующий судья А.Ю.Губанова