ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-461/17 от 19.04.2017 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2017 года г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Гришиной Л.Ю.,

при секретаре Лазаренко С.А.,

с участием ст. помощника Киреевского межрайонного прокурора Щербаковой С.А.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-461/17 по иску Киреевского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области о понуждении к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения,

у с т а н о в и л:

Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области о понуждении к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Киреевский район законодательства о местном самоуправлении в части осуществления полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. При проверке установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования Киреевский район не исполняются полномочия, предоставленные законодательством о погребении и похоронном деле, в частности, на территории муниципального образования отсутствуют правила содержания мест погребения, порядок деятельности общественных кладбищ, не установлен размер предоставляемого земельного участка. На выявленные нарушения указывалось в представлении Киреевского межрайонного прокурора, внесенном 15.09.2015 г. на имя главы администрации муниципального образования Киреевский район. Однако, администрацией муниципального образования Киреевский район до настоящего времени не разработаны и не утверждены правила содержания мест погребения, порядок деятельности общественных кладбищ, размер предоставляемого земельного участка для погребения умершего. По мнению истца, данные нарушения являются недопустимыми, поскольку могут привести к возможности самовольного захоронения умерших, бесконтрольному расположению могил, нарушению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу вышеизложенного, просил обязать администрацию муниципального образования Киреевский район разработать и утвердить правила содержания мест погребения, порядок деятельности общественных кладбищ, размер предоставляемого земельного участка для погребения умершего на территории муниципального образования Киреевский район.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Киреевского межрайонного прокурора Щербакова С.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области по доверенности ФИО1 не возражал относительно заявленных требований. Пояснил, что разработанный проект Положения о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Киреевский район, в том числе на территории д.Пятницкое Киреевского района Тульской области передан на утверждение главе администрации муниципального образования Киреевский район. В настоящее время земельный участок, расположенный в д.Пятницкое Киреевского района, на котором размещено общественное кладбище, поставлен на кадастровый учет.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 1 Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

В силу части 1 статьи 34, части 1 статьи 37 Закона местная администрация составляет структуру органов местного самоуправления и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг относится к вопросам местного значения муниципального района.

Аналогичные положения, относящиеся к вопросам местного значения, по содержанию межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг содержатся в Уставе муниципального образования Киреевский район.

Деятельность на местах погребения, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).

Пунктом 4 статьи 18 и пунктом 2 статьи 25 вышеуказанного закона предусмотрено определение органом местного самоуправления порядка деятельности общественных кладбищ и организация похоронного дела.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 данного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Следовательно, орган местного самоуправления, в данном случае администрация муниципального образования Киреевский район, обязана самостоятельно устанавливать правила содержания мест погребения, порядок деятельности общественных кладбищ, размер предоставляемого земельного участка для погребения умершего.

Из материалов дела следует, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Киреевский район законодательства о местном самоуправлении в части осуществления полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

При проверке установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования Киреевский район не исполняются полномочия, предоставленные законодательством о погребении и похоронном деле, в частности, на территории муниципального образования отсутствуют правила содержания мест погребения, порядок деятельности общественных кладбищ, не установлен размер предоставляемого земельного участка. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки исполнения законодательства о местном самоуправлении в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

15.09.2015 г. Киреевским межрайонным прокурором на имя главы администрации муниципального образования Киреевский район внесены представления об устранении выявленных нарушений. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, не разработаны и не утверждены правила содержания мест погребения, порядок деятельности общественных кладбищ, размер предоставляемого земельного участка для погребения умершего, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.

Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования Киреевский район не исполняет возложенные на нее законами обязанности.

Таким образом, суд считает требования Киреевского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области о понуждении к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области о понуждении к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район разработать и утвердить правила содержания мест погребения, порядок деятельности общественных кладбищ, размер предоставляемого земельного участка для погребения умершего на территории муниципального образования Киреевский район.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий