ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-461/19 от 24.07.2019 Урванского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 2-461/19

07RS0003-01-2019-000620-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нарткала 24 июля 2019г.

Урванский районный суд КБР в составе председательствующего судьи Молова А.В., при секретаре Афауновой М.Л., с участием представителя истца – Курмановой Т.М., ответчика Хабжокова А.А., его представителя Далова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики к Хабжокову Алиму Аслановичу о расторжении соглашения и взыскании суммы гранта,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства Кабардино ? Балкарской Республики (далее Министерство) обратилось в суд с иском к Хабжокову А.А., в котором просило расторгнуть соглашение о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между Министерством и Хабжоковым А.А. и взыскать сумму гранта в размере 500 000 руб. в пользу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.

Иск мотивирован тем, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГг. -ПП «О Правилах предоставления в Кабардино- Балкарской Республике грантов и единовременной помощи начинающим фермерам в 2012-2014 годах», приказа Министерства сельского хозяйства КБР от ДД.ММ.ГГГГг. , утвержден порядок проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи 2012-2014 годах (далее - Порядок).

В ДД.ММ.ГГГГ ИП Глава КФХ Хабжоков А.А. представил необходимые документы на получение гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в результате рассмотрения которых ему предоставлен грант в размере 500000 руб., из них 439 580,50 руб. из федерального бюджета, 60 419,50 руб. из республиканского бюджета Кабардино- Балкарской Республики.

Министерство ДД.ММ.ГГГГг. заключило с ИП ГКФХ Хабжоковым А.А. соглашение о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Соглашение).

В соответствии с абзацем 19 раздела 3 Порядка, с подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 Соглашения получатель обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта по поддержке начинающих фермеров. Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) Хабжоков А.А., в нарушении взятых на себя обязательств, прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя крестьянского (фермерского) хозяйства, до истечения установленного срока, а именно ДД.ММ.ГГГГг.

В порядке досудебного урегулирования спора в адрес Хабжокова А.А. направлено уведомление ( от ДД.ММ.ГГГГг.) с предложением расторгнуть Соглашение и возвратить предоставленные бюджетные средства в доход республиканского бюджета Кабардино- Балкарской Республики. До настоящего времени указанные в уведомлениях суммы в республиканский бюджет Кабардино - Балкарии не возвращены, в связи с чем Министерство вынуждено обратиться в суд.

В возражении на исковое заявление Хабжоков А.А. просил отказать в иске, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГг. он действительно прекратил свою деятельность в качестве ИП крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с чем было направлено письмо в Министерство, в котором было указано, что Хабжоков А.А. согласно выписке из ЕГРИП прекращает свою деятельность в качестве ИП.

До прекращения своей деятельности в качестве ИП крестьянского (фермерского) хозяйства Хабжоков А.А. выполнял свои обязательства по Соглашению надлежащим образом. Бюджетные средства были израсходованы по целевому назначению.

Для подтверждения целевого использования гранта и единовременной помощи Хабжоков А.А. ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлял в Министерство копии документов, подтверждающих использование средств, согласно перечню, установленному Министерством. Согласно подп. 2.2.5 настоящего Соглашения, Хабжоков А.А. использовал имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на создание и развитие КФХ. Согласно подп. 2.2.7 Соглашения, Хабжоков А.А. использовал грант в течение 12 месяцев со дня поступления средств на счет Получателя.

Так, указывает ответчик, согласно Договору купли-продажи сельскохозяйственных животных, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между М.Х. и Хабжоковым А.А., последний приобрел сельскохозяйственных животных, породы красно-степная, черно-пестрая в количестве 12 голов.

На основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Хабжоков А.А. арендовал откормочную площадку с навесом, общей площадью 200 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, внося плату за пользование объектом 5 000 (пять тысяч) тысяч рублей за месяц ежемесячно не позднее 10 числа следующего за периодом платежа месяца. Кроме этого, арендатор Хабжоков А.А. оплачивал эксплуатационные расходы и коммунальные услуги.

Указано, что Хабжоков А.А. проходил надлежащим образом все ветеринарные проверки и имел ветеринарно-санитарные условия для закупки, выращивания, реализации сельскохозяйственных переработок и реализации животноводческой продукции и выработки безопасной в ветеринарно-санитарном отношении Мясо КРС, Молочная продукция, молоко, сметана, сыр, с последующей поставкой в торговые сети. В действиях Хабжокова А.А. отсутствует нецелевое использование, и значит и оснований для возврата полученного гранта не имеется.

Как видно из материалов дела, Соглашение о предоставлении гранта было заключено ДД.ММ.ГГГГ сроком на пять полных календарных лет. Таким образом, срок действия Соглашения, заключенного между Министерством и Хабжоковым А.А. истек ДД.ММ.ГГГГ. Обязательства сторон по соглашению прекращены. Заявитель, полагает Хабжоков А.А., неправомерно ставит вопрос о расторжении прекращенного договора, так как расторгнут может быть только действующий договор.

В судебном заседании представитель истца Курманова Т.М. поддержала иск и просила его удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Хабжоков А.А. и его представитель Далов Т.А. просили отказать в удовлетворении иска по мотивам, изложенным в письменном возражении на исковое заявление, в том числе, применив срок исковой давности. Хабжоков А.А. также пояснил, что прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до истечения установленного в Соглашении срока было обусловлено тем, что в марте месяце 2016 года он назначался на одну из руководящих должностей в Россельхозбанк, что препятствовало осуществлению предпринимательской деятельности. Смену главы КФХ не производили.

Заслушав стороны, исследовав представленные в суд материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статей 4 и 6 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов (статьи 16, 17 и 25 указанного Закона).

Статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица путем создания крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке, предусмотренном законом. При этом главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть только гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3).

Судом установлено и из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ ИП Глава КФХ Хабжоков А.А. представил необходимые документы на получение гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в результате рассмотрения которых ему предоставлен грант в размере 500000 руб., из них 439 580,50 руб. из федерального бюджета, 60 419,50 руб. из республиканского бюджета Кабардино- Балкарской Республики.

Министерство ДД.ММ.ГГГГг. заключило с ИП ГКФХ Хабжоковым А.А. соглашение о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

Данные обстоятельства стороной ответчика были признаны.

Согласно подпункта 2.2.4 пункта 2.2 Соглашения получатель обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта по поддержке начинающих фермеров.

В соответствии с п. 3.1 Соглашения в случае невыполнения получателем гранта обязательств, указанных в пункте 2.2.4 настоящего Соглашения получатель обязан возвратить предоставленный грант в 30-дневный срок со дня наступления основания для возврата.

Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей крестьянское (фермерское) хозяйство под руководством ИП Главы КФХ Хабжокова А.А. прекратило свою деятельность на основании решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем ДД.ММ.ГГГГ была сделана соответствующая запись, т.е. Хабжоков А.А. утратил статус индивидуального предпринимателя.

Министерство о прекращении деятельности ИП Главой КФХ Хабжоковым А.А. в установленный срок уведомлено не было, грант Хабжоковым А.А. не возвращен, обратное суду стороной ответчика не доказано.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В силу п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп. 3 п. 3 названной нормы права).

При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (пп. 2 п. 3 ст. 78 БК РФ).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Доводы стороны ответчика о том, что предпринимательская деятельность была прекращена до истечения срока, предусмотренного договором, в связи с объективными обстоятельствами – в связи со вступлением в должность в банке, что полученную субсидию он использовал по назначению в соответствии с утвержденными планами, судом признаются не состоятельными и подлежащими отклонению, так как указанные обстоятельства сами по себе не предусмотрены законом в качестве основания освобождения от исполнения обязательств по договору.

Осуществление предпринимательской деятельности менее 5 лет является самостоятельным основанием для возврата сумм по договору, независимо от целевого использования денег.

При таких данных суд приходит к выводу об обоснованности требований Министерства о возврате ответчиком денежной суммы субсидии, предоставленной ему как индивидуальному предпринимателю, занимавшемуся собственным бизнесом и осуществлявшим на свой риск деятельность. В силу прямого указания в подпункте 2.2.4 пункта 2.2 Соглашения ответчик в течение 5 лет должен осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, в противном случае обязан возвратить субсидию.

Требование (претензия) о возврате субсидии и расторжении соглашения истцом ответчику направлялось, ответчик не выполнил требование в установленный срок, последний подтвердил эти обстоятельства, объяснил, что он не усматривал каких-либо нарушений с его стороны.

Довод стороны ответчика о том, что полученную субсидию Хабжоков А.А. использовал по назначению, о чем представлены были договор аренды откормочной площадки, договор купли-продажи сельскохозяйственных животных, ветеринарные свидетельства, является также несостоятельным, в том числе в силу того, что основанием подачи Министерством иска в суд послужило прекращение ответчиком предпринимательской деятельности до истечения предусмотренного договором 5-летнего срока, а не нецелевое использование безвозмездной субсидии и невыполнение других условий, предусмотренных Соглашением.

К тому же судом отмечается следующее.

Согласно Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р «О концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Распоряжением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

Стратегия разработана с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 1662-р.

Главной целью Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения. При этом в рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.

Распоряжением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной Распоряжением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Согласно Постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ПП "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики на 2013 - 2020 годы" на основании плана мероприятий утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики на 2013 - 2020 годы.

Цели Программы - модернизация агропромышленного комплекса (далее - АПК) республики для обеспечения производства качественной и конкурентоспособной агропромышленной продукции; обеспечение потребности населения республики в основных продовольственных товарах за счет собственного производства; завоевание и развитие позиций на внешних рынках агропромышленной продукции, в производстве которых республика имеет конкурентные преимущества; повышение качества жизни в сельской местности; организация эффективного агропромышленного производства, обеспечивающего рост доходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики; устойчивое развитие сельских территорий; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.

Приоритетами Программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий.

На основании указанной Программы Приказом Минсельхоза КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 87 утвержден Порядок проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи", согласно которому участниками конкурсного отбора являются граждане Российской Федерации, зарегистрированные в порядке, предусмотренном для государственной регистрации физических лиц в качестве глав КФХ, и соответствующие тому условию, что заявитель обязуется осуществлять деятельность КФХ в течение не менее пяти лет после получения гранта и (или) помощи.

Таким образом, учитывая указанные выше долгосрочные планы развития агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий, прекращение деятельности КФХ до истечения 5-летнего срока не будет отвечать целям и задачам, определяемым Правительством РФ.

Доводы стороны ответчика о том, что обязательства сторон по Соглашению прекращены в силу истечения ДД.ММ.ГГГГ срока действия Соглашения (п. 3 ст. 425 ГК РФ) также не состоятельны.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательства сторон по договору, признается действующим до определения в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Условиями заключенного сторонами Соглашения не установлено прекращение обязательств сторон окончанием срока действия этого договора, при этом согласован срок его действия в части выполнения обязательств получателем гранта: до полного выполнения обязательств по нему.

По смыслу п. 3 ст. 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательства сторон по договору, признается действующим до окончания его исполнения. Эта норма устанавливает соотношение срока действия договора и срока существования возникшего из договора обязательства, действие которого презюмируется до предусмотренного договором момента исполнения обязательства. Причем таким моментом, по смыслу названной статьи, по общему правилу, является лишь полное надлежащее исполнение обязательства, в результате которого сторона получает то, на что рассчитывала при заключении договора.

Согласно п. 4 ст. 425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Разрешая требование истца о расторжении Соглашения, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Материалы дела указывают на то, что ответчиком Хабжоковым А.А. не представлено доказательств надлежащего выполнения своих обязательств по Соглашению, свидетельствующих об исполнении обязательств с учетом установленных сроков осуществления деятельности КФХ, а также отсутствия доказательств о возвращении гранта.

Исходя из того, что нарушение условий Соглашения со стороны ответчика носит существенный характер, на предложение Министерства расторгнуть договор возражений от заемщика не поступило, истцом правомерно поставлен вопрос о расторжении договора, а у суда имеются достаточные основания для удовлетворения данных требований.

В ходе рассмотрения дела стороной ответчика заявлено ходатайство о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности.

Статья 196 ГК РФ устанавливает, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии со ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.

Как следует из материалов дела, деятельность ИП Главы КФХ Хабжокова А.А. прекращена ДД.ММ.ГГГГ., о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В соответствии с условиями Соглашения в случае невыполнения получателем гранта обязательства по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта, Хабжоков А.А. обязан возвратить предоставленный грант в 30-дневный срок со дня наступления основания для возврата.

Ответчик Хабжоков А.А. грант должен был вернуть не позднее ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ истец должен был узнать о нарушении своего права, и в суд в свою очередь обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть без пропуска срока исковой давности.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Суд считает необходимым взыскать с Хабжокова А.А. в бюджет Урванского муниципального района КБР государственную пошлину в размере 8 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить.

Расторгнуть соглашение о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и Хабжоковым Алимом Аслановичем.

Взыскать с Хабжокова Алима Аслановича сумму гранта в размере 500 000 руб. в пользу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.

Взыскать с Хабжокова Алима Аслановича в доход местного бюджета в счет уплаты госпошлины 8 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КБР путем подачи апелляционной жалобы через Урванский районный суд КБР в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий А.В. Молов