ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-461/20 от 04.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело №2-461/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2020 года г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Фроловой С.Л.

с участием прокурора Воронина В.В.,

при помощнике судьи Сененковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ереминой Л.Н. к Администрации г.Смоленска о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

установил:

Еремина Л.Н. с учетом уточненных требований (129) обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска о признании распоряжения исполняющего обязанности Главы города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-лс недействительным, признании увольнения незаконным, восстановлении в должности заместителя начальника управления – начальника отдела молодежной политики и дополнительного образования и молодёжной политики Администрации г.Смоленска либо иной другой должности с ДД.ММ.ГГГГ, выплате с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе заработной платы за время вынужденного прогула из расчета среднемесячного заработка по ранее занимаемой должности заместителя начальника управления – начальником отдела молодежной политики и дополнительного образования управления образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска, компенсации морального вреда в размере 100000 руб. В обосновании указав, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-лс исполняющем обязанности Главы г.Смоленска уволена в связи с сокращением штата работников Администрации г.Смоленска ДД.ММ.ГГГГ, с данным решением не согласна так как при сокращении должности свободные вакансии на которые в силу квалификации и опыта работы могла исполнять обязанности вообще не предлагались, в течении двух месяцев со дня получения уведомления о сокращении никаких предложений от работодателя не поступало, в последствии работодатель сообщил, что имеющаяся у нее квалификация не соответствует имеющимся вакантным должностям. Отмечает, что ее увольнение и сокращении должности связано с тем, что она является супругой С.В.А., который ранее являлся Главой г.Смоленска. В связи, с чем еще в ДД.ММ.ГГГГ г. ее непосредственный начальник предложил уволиться по собственному желанию, мотивировав это тем, что такое предложение связано с супругом С.В.А., в данным предложением она не согласилась. Указывает, что за период работы имела только поощрения и благодарности от работодателя, постоянно повышала профессиональный уровень. Полагает, что в сокращении ее должности какой-либо необходимости у работодателя не было, изменение штатов было вызвано желанием уволить только ее, при расторжении договора была нарушена процедура увольнения и допущено злоупотребление правом и дискриминация, поскольку ее увольнение связано с ее мужем и отказом уволиться по собственному желанию.

Еремина Л.Н., в судебном заседании поддержала изложенные в исковом заявлении доводы, дополнительно пояснила, что должностная инструкция начальника управления культуры была изменена ДД.ММ.ГГГГ, до этого была другая должностная инструкция, где не входили некоторые должностные квалификации, полагает, что это было сделано умышленно, чтобы не предложить эту должность. Относительно замещения вакантных должностей так же дополнила, что Глава города непосредственно назначает руководителей муниципальных учреждений, соответственно на момент сокращения были вакантные должности руководителя общеобразовательного учреждения, школы, которую ей не предложили и ДД.ММ.ГГГГ был назначен директор школы , именно в тот период, когда ей можно было предложить эту должность в соответствии с квалификационными требованиями и с учетом опыта работы в системе образования. Также были вакантны должности заведующих детских садов. Кроме того ей не были предложены должности: главного специалиста, которую занимала К.М.М., должность заместителя начальника Управления образования и молодежной политики г.Смоленска которую занимала К.А.В., должность главного специалиста, которую занимала Д.А.В.

Представитель истца Малиновская О.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям изложенным в иске, а так же дополнительные доводы истца.

Представитель Администрации г.Смоленска Кашманова Н.А. заявленные требования не признала, указав, что при увольнении Ереминой Л.Н. в связи с проведением мероприятий по сокращению штата нарушений процедуры увольнения, а так же требований законодательства допущено не было, поддержала предоставленные письменные возражения по заявленным требованиям (т.1 - л.д. 40-41, 94-98, 141, 142, 204-205; т.2 - л.д. 111-112).

Заслушав доводы сторон, допросив свидетелей, заключение прокурора, полагавшего, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению так как доводы истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании, увольнение истца произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства нарушений процедуры увольнения допущено не было, равно как и дискриминации в отношении работника со стороны работодателя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 77 Трудового Кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса).

В соответствии со ст. 81 п. 2 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

Из материалов дела следует, что Еремина Л.Н. с ДД.ММ.ГГГГ состояла с ответчиком в трудовых отношениях и осуществляла свою трудовую деятельность в Администрации г.Смоленска в должности заместителя начальника управления – начальника отдела молодежной политики и дополнительного образования управления и молодежной политики Администрации г.Смоленска на основании трудового договора с муниципальным служащим и распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ.

Администрацией г.Смоленска принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в распоряжение Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатных расписаний», в соответствии с которым отдел молодежной политики и дополнительного образования управления образования и молодежной политики Администрации <адрес> преобразован и переименован в сектор молодежной политики и дополнительного образования управления образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска, в том числе сокращена должность муниципальной службы заместителя начальника управления – начальника отдела молодежной политики и дополнительного образования управления и молодежной политики Администрации г.Смоленска (л.д. 42-46, т.1).

ДД.ММ.ГГГГ Ереминой Л.Н. было выдано предупреждение о предстоящем увольнении в связи е сокращением замещаемой должности муниципальной службы заместителя начальника управления - начальника отдела молодежной политики и дополнительного образования и молодежной политики Администрации города Смоленска.

С данным предупреждением Еремина Л.Н. была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется ее подпись в предупреждении (л.д. 47, т.1).

ДД.ММ.ГГГГ Ереминой Л.Н. было вручено уведомление, согласно которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вакантные должности или работа, соответствующая ее квалификации, а так же вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемая работа в Администрации города Смоленска отсутствует. С данным уведомлением Еремина Л.Н. была ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49, т.1).

Впоследствии по истечении двухмесячного срока после получения Ереминой Л.Н. предупреждения о сокращении должности распоряжением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. трудовой договор с Ереминой Л.Н. был расторгнут (л.д. 55, т.1).

В обоснование заявленных требований истцом заявлено о нарушении ответчиком порядка увольнения, поскольку не все имеющиеся в организации вакантные должности были предложены истцу.

Между тем, указанные доводы судом не принимаются по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

В силу части 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 иасти первой данной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать закансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В силу статьи 180 Трудового кодекса РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. В этой же статьей перечислены категории лиц, которым при равной производительности груда и квалификации отдается предпочтение в оставлении на работе.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с сокращением штата работников органа местного самоуправления муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с сокращением штата работников организации.

Из смысла приведенных выше норм действующего трудового законодательства следует, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.

Судом установлено, что в Администрации г. Смоленска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелись вакансии - первый заместитель Главы города Смоленска, заместитель главы города Смоленска по инвестициям и комплексному развитию, главный специалист отдела законности и правопорядка, начальник отдела текущего и оперативного контроля КРУ, начальник отдела последующего контроля КРУ, начальник отдела потребительского рынка, главный специалист-юрисконсульт отдела потребительского рынка, ведущий специалист управления муниципального заказа, старший менеджер - бухгалтер сектора материального стола, начальник управления - главный архитектор города, начальник управления культуры, консультант- экономист управления культуры, консультант комитета по физической культуре и спорту, заместитель председателя комитета - начальник отдела по физической культуре и спорту, ведущий специалист бюджетного отдела ФКУ, главный специалист отдела прогнозирования налогов и доходов ФКУ, начальник управления ЖКХ, заместитель начальника управления - начальник отдела коммунального хозяйства и энергетики.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

В соответствии с Законом Смоленской области от 29.11.2007 N 109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области" (принят Смоленской областной Думой 28.11.2007) определены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Смоленской области.

В силу ст. 9 п. 1 ФЗ от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Еремина Л.Н. в ДД.ММ.ГГГГ закончила Смоленский государственный педагогический институт имени К. Маркса по специальности немецкий и английский язык. В ДД.ММ.ГГГГ г. Еремина Л.Н. прошла профессиональную переподготовку в филиале ГОУВПС «Орловская региональная академия государственной службы» в <адрес> по программе «Государственное и муниципальное управление».

Согласно представленных суду должностных инструкции Администрации г.Смоленска на предмет квалификационных требований к замещению вакантных должностей следует, что для первого заместителя Главы города Смоленска (квалификационные требования высшее профессиональное образование по специальности, направлению подготовки «Менеджмент», Финансы и кредит», «Экономика». Стаж муниципальной службы не менее трех лет или стаж заботы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет); заместителя Главы города Смоленска заместитель главы города Смоленска по инвестициям и комплексному развитию (квалификационные требования высшее профессиональное образование по специальности, направлению подготовки «Менеджмент», «Финансы и кредит», Экономика». Стаж муниципальной службы не менее трех лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет); главного специалиста отдела законности и правопорядка (квалификационные требования высшее юридическое или высшее экономическое образование); начальника отдела текущего и оперативного контроля КРУ (квалификационные требования высшее профессиональное образование по специальности, направлению подготовки «Финансы», Финансы и кредит», «Экономика». Стаж муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее двух лет); начальника отдела последующего контроля КРУ (квалификационные требования высшее образование в сфере экономики и финансов, стаж муниципальной службы не менее двух лет или работы по специальности, направлению подготовки не менее двух лет); начальника отдела потребительского рынка (квалификационные требования высшее образование в сфере торговли или организации общественного питания, стаж муниципальной службы не менее трех лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее лет); главного специалиста-юрисконсульта отдела потребительского рынка (квалификационные требования высшее юридическое образование); ведущего специалиста управления муниципального заказа рынка (квалификационные требования высшее экономическое образование); старшего менеджера - бухгалтера сектора материального стола (квалификационные звания среднее профессиональное образование «Бухгалтерский учет»); начальника управления - главный архитектор города (квалификационные требования высшее специальное архитектурное образование, стаж муниципальной службы не менее трех лет стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет); начальника управления культуры (квалификационные требования высшее профессиональное образование по специальности, направлению подготовки «Культурология», «История», «Социально-культурная деятельность». Стаж муниципальной службы не менее трех лет стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет); консультанта-экономиста управления культуры (квалификационные требования высшее профессиональное образование по специальности, направлению подготовки «Экономика». Стаж муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее двух лет); консультанта комитета по физической культуре и спорту (квалификационные требования высшее профессиональное образование по специальности, направлению подготовки «Экономика», Стаж муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее двух лет); заместителя председателя комитета - начальник отдела по физической культуре и спорту (квалификационные требования высшее профессиональное образование по специальности, направлению подготовки «Экономика». Стаж муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее двух лет); заместителя председателя комитета - начальник отдела по физической культуре и спорту (квалификационные требования высшее профессиональное образование по специальности, направлению подготовки «Физическая культура», «Спорт». Стаж муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет); ведущего специалиста бюджетного отдела ФКУ (квалификационные требования высшее экономическое образование); главного специалиста отдела прогнозирования налогов и доходов ФКУ (квалификационные требования высшее экономическое образование); начальника управления ЖКХ (квалификационные требования высшее профессиональное образование по специальности, направлению подготовки «Жилищнное хозяйство и коммунальная инфраструктура», «Промышленное и гражданское строительство», Стаж муниципальной службы не менее трех лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет); заместителя начальника управления - начальник отдела коммунального хозяйства и энергетики (квалификационные требования высшее профессиональное образование по специальности, направлению подготовки «Жилищнное хозяйство и коммунальная инфраструктура», «Промышленное и гражданское строительство», «Энергетика» Стаж муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет).

Таким образом, имеющаяся квалификация Ереминой Л.Н. не соответствует имеющимся вакантным должностям в Администрации г. Смоленска, в связи с чем данные должности не были ей предложены работодателем.

Согласно решению 37-й сессии Смоленского городского Совета созыва от 06.07.2012 № 649 управление культуры Администрации г.Смоленска входит в структуру Администрации города Смоленска.

В соответствии с Положением об органе Администрации г.Смоленска в сфере культуры - управлении культуры Администрации г. Смоленска, утвержденным решением 12-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 24.06.2016 № 197, управление культуры Администрации г. Смоленска является отраслевым (функциональным) органом Администрации г. Смоленска, обеспечивающим реализацию полномочий Администрации г. Смоленска по решению вопросов местного значения в сфере культуры, искусства, охраны историко-культурного наследия, организации предоставления дополнительного образования детям на территории г. Смоленска. В структуру управления входят отделы - отдел культуры и искусства; отдел сохранения объектов культурного наследия; отдел народного творчества, библиотек и патриотической работы.

С ДД.ММ.ГГГГ начальником управления культуры Администрации г. Смоленска был назначен Б.В.М., ДД.ММ.ГГГГ в Управление кадров и муниципальной службы Администрации г. Смоленска поступило заявление от Б. об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию ДД.ММ.ГГГГ и согласно распоряжению Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-лс трудовой договор с Б.В.М. расторгнут.

Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ Главой города Смоленска принято решение о введении дополнительных требований к должности начальника управления культуры Администрации г. Смоленска, в частности, конкретизированы квалификационные требования к этой должности: высшее профессиональное образование по специальности, направлению подготовки: «Культурология «История», «Социально-культурная деятельность», «Народная художественная культура».

Частью второй статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-Ф1 «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что должностной инструкцией муниципального служащего по усмотрению представителя нанимателя (работодателя) могут предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки с учетом области и вида деятельности муниципального служащего.

Согласно пояснений представителя ответчика на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 год» Губернатором Смоленской области дано поручение о неукоснительной реализации региональных проектов в составе национальных. В соответствии с этим Главой города Смоленска принято решение о введении дополнительных требований к должности начальника управления культуры Администрации города Смоленска, в частности, конкретизированы квалификационные требования к этой должности. Управлением культуры Администрации города Смоленска реализуется региональный проект «Культурная среда» в рамках национального проекта «Культура». При принятии решения о необходимости утверждения новой должностной инструкции начальника управления культуры Администрации города Смоленска Главой города Смоленска проанализированы отчеты Главы города Смоленска о результатах деятельности Администрации города Смоленска за предыдущие годы.

Соответственно доводы истца относительно искусственного изменения должностной инструкции начальника управления культуры что бы впоследствии данная должность не могла была быть ей предложена как вакантная, суд находит несостоятельным, равно как и наличие у нее квалификации для замещения указанной должности.

При этом показания, допрошенного в качестве свидетеля Б.В.М., который пояснил, что истец могла замещать должность начальника управления культуры Администрации г. Смоленска исходя из своих профессиональных навыков и умений, не могут являться основанием для предоставления Ереминой Л.Н данной должности.

Согласно пункту второму статьи 23 Устава города Смоленска, принятого решением 17-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.10.2005 № 164, структуру органов местного самоуправления города Смоленска составляют: Смоленский городской Совет; Глава города Смоленска; Администрация города Смоленска; Контрольно-счетная палата города Смоленска.

Структура Администрации города Смоленска утверждена решением 37-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 06.07.2012 № 649.

В соответствии с пунктом 6 статьи 48 Устава города Смоленска муниципальное образование город Смоленск может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Администрация города Смоленска осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, определяет цели, условия и порядок их деятельности, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с действующим законодательством.

Согласно главе 4 Гражданского кодекса РФ муниципальные учреждения (предприятия) города Смоленска являются юридическими лицами, которые имеют обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности.

Таким образом, Администрация г.Смоленска и муниципальные учреждения и предприятия г.Смоленска это отдельные юридические лица и не входят в структуры Администрации г.Смоленска. В свою очередь Администрация г.Смоленска, в лице учредителя, уполномочена создавать муниципальные учреждения (предприятия) г.Смоленска и назначать руководителей муниципальных учреждений (предприятий) г.Смоленска.

Соответственно анализируя изложенное суд приходит к выводу о том, что Администрация г.Смоленска как работодатель истца не обязана была предлагать Ереминой Л.Н. вакантные должности в муниципальных учреждениях и (предприятиях) г.Смоленска, которые в структуру г.Смоленска не входят, при этом трудовые отношения с руководителями муниципальных учреждений регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательство о муниципальной службе на них не распространяется.

Согласно статье 40 Устава города Смоленска, принятого решением 17-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.10.2005 № 164, в структуру Администрации города Смоленска могут входить территориальные органы Администрации города Смоленска.

В структуру Администрации г.Смоленска, утвержденную решением 37-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 06.07.2012 № 649, входят администрация Заднепровского района, администрация Ленинского района, администрация Промышленного района.

В соответствии с Положением о территориальном органе Администрации города Смоленска - администрации Заднепровского района г. Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 30.05.2008 № 866, Положением о территориальном органе Администрации г. Смоленска - администрации Ленинского района города Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 30.05.2008 № 867, а также Положением территориальном органе Администрации г. Смоленска - администрации Промышленного района г. Смоленска, утвержденным решение Смоленского городского Совета от 30.05.2008 № 368, вышеуказанные территориальные органы Администрации города Смоленска являют структурными подразделениями Администрации г.Смоленск обеспечивающими на территории указанных районов исполнительные распорядительные функции Администрации города в пределах переданных закрепленных полномочий. Территориальные органы являются юридическими лицами, имеют счета в банке, гербовые печати с изображением герба горе: Смоленска, иные (негербовые) печати и штампы.

Согласно статье 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом ответчиком в суде.

Пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса РФ установлено, представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

Следовательно, территориальные органы Администрации г. Смоленска не являются представительством или филиалом Администрации г Смоленска, что так же следует из выписок из ЕГРЮЛ, копий свидетельств о государственной регистрации юридического липа копий свидетельств о постановке на учет Российской организации налоговом органе по месту ее нахождения. Данные организации созданы как юридические лица в ДД.ММ.ГГГГ году.

В штатное расписание Администрации г. Смоленска, утвержденное распоряжением Администрации г. Смоленска от 27.12.2017 № 1681-лс включены разделы, предусматривающие наименования должностей и штат численность территориальных органов Администрации города Смоленска, связано с унификацией и единообразием системы должностей муниципальной службы, в том числе муниципальных служащих, в муниципальном образовании город Смоленск. При этом все функции, предусмотренные Трудовым кодесом РФ, Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе» в Российской Федерации», областным законом от 29.11.2007 № 109-з «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области», в том числе заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с муниципальными служащими, поощрение муниципальных служащих, привлечение муниципальных служащих к дисциплинарной и материальной ответственности, ведение трудовых споров, выполняются исключительно территориальными органами Администрации г. Смоленска, которые выступают от своего имени.

Соответственно, распоряжение Администрации г. Смоленска от 28.12.2012 № 1141-р/адм «О делегировании полномочий по оформлению трудовых отношений» является более информативным документом (а не юридически значимым) и не имеет статуса нормативного правового акта (является организационно-распорядительным документом согласно части четырнадцатой статьи 3 Устава города Смоленска). Таким образом, Администрация г. Смоленска не уполномочена контролировать деятельность по оформлению трудовых отношений в территориальных органах Администрации города Смоленска и не владеет информацией о наличии или отсутствии вакантных должностей в вышеуказанных территориальных органах, а также не имеет права в случае сокращения должностей в иных структурных подразделениях Администрации города Смоленска предлагать какие-либо должности в территориальных органах: в администрации Заднепровского района города Смоленска, администрации Ленинского района города Смоленска, администрации Промышленного района города Смоленска.

Таким образом утверждения истца о не правомерном не предоставлении вакантных должностей в территориальных органах Администрации г.Смоленска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, основаны на неверном толковании указанных выше норм, оснований для предоставления каких-либо должностей в указанных территориальных органах у Администрации г.Смоленска не имелось.

Утверждение истца о том, что должность заместителя начальника управления культуры Администрации г.Смоленска, которую занимала К.А.В. не была предложена в период проведения мероприятий по сокращению штата так же судом признается не состоятельной в виду того, что на основании написанного Клейменовой заявления, с последней на основании распоряжения Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут трудовой договор (л.д. 195 оборотная сторона, 196, т.1).

Должность главного специалиста отдела молодежной политики и дополнительного образования управления образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска. которую занимала Д.А.В., трудовой договор с которой был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ не могла быть предложена истцу в виду того, что квалификационные требования предъявляемые к уровню профессионального образования (высшее специальное образование по специальности, направлению подготовки «Экономика», «Прикладная информатика в экономике») в соответствии с должностной инструкцией (л.д. 103-107, т.1) не соответствовали квалификации истца.

Доводы истца о том, что ей не была предложена должность главного специалиста сектора молодежной политики Администрации г.Смоленска, которую занимала К.М.М. суд находит несостоятельным поскольку трудовой договор с последний был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по взаимному согласию сторон уже после прекращения трудовых отношений с истцом, при этом утверждение истца о том, что К.М.М. подала заявление ранее даты расторжения с ней (истцом) трудового договора, так как на ее (К.М.М.) заявлении не стоит дата написания, а только дата визирования суд так же находит не состоятельным, доказательств данному обстоятельству истцом не представлено (л.д. 102, 128, т.1).

Доводы истицы о том, что ответчик намеренно не выносил приказ о прекращении трудовых отношений с К.М.М. до ее (истца) увольнения в целях любыми способами добиться ее увольнения, т.е. что действия ответчика фактически носят дискриминационный характер по отношению к истице, какими-либо доказательствами не подтверждены.

Доводы истца о том, что ее увольнение так же сопряжено с злоупотребления правом со стороны работодателя, наличием в отношении ее дискриминации в связи с тем, что она является супругой С.В.А., который ранее являлся Главой г.Смоленска и еще в ДД.ММ.ГГГГ г. ее непосредственный начальник И.Л.Б. предложила ей уволиться по собственному желанию, мотивировав это тем, что такое предложение связано с супругом С.В.А., при том, что за период работы имела только поощрения и благодарности от работодателя, постоянно повышала профессиональный уровень, а так же сокращении ее должности какой-либо необходимости у работодателя не было, изменение штатов было вызвано желанием уволить только ее, необоснованно, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, соответственно и судом во внимание не могут быть приняты.

Увольнение истца произведено по сокращению штата организации, при этом в отношении Ереминой Л.Н. работодателем не применялись какие-либо меры дисциплинарного взыскания.

Допрошенная в качестве свидетеля И.Л.Б., предупрежденная судом по ст.ст. 307, 308 УК РФ, пояснила, что является начальником Управления образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска, в её подчинении находятся все отделы Управления, в том числе отдел дополнительного образования и воспитательной работы, где работала Еремина Л.Н. Нареканий по работе Еремина Л.Н. не имела, добросовестно и профессионально исполняла должностные обязанности. Пояснила так же, что предложений об увольнении по соглашению сторон либо по собственному желанию от нее Ереминой Л.Н. не поступало и не могло поступить так как работодателем ее она не являлась.

Согласно ч. 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу п. 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, как и запрещение дискриминации при осуществлении прав и свобод, в полной мере распространяется на сферу трудовых отношений.

Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Статьей 1 Конвенции N 111 Международной организации труда "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ) определено, что термин «дискриминация» включает всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий; всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены заинтересованным членом Организации по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

Всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

Свобода трудовых отношений в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласование воли сторон, стабильности данных правоотношений. Субъекты трудовых отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий. Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на обеспечение равных возможностей в осуществлении своих способностей к труду.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны работников.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя. При этом расторжение трудового договора с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации допускается лишь при условии соблюдения порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011 г. N-О-О и N-О-О, от 24 сентября 2012 г. N-О, от 19 июля 2016 г. N-О, от 29 сентября 2016 г. N-О и др.).

Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34 часть 1; статья 35 часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Принятые решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работников в связи с сокращением численности или штата работников (п.2, ст.81 ТК РФ) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом РФ порядка увольнения и гарантий направленных против произвольного увольнения.

При этом оценка экономической обоснованности сокращения численности или штатов работников не входит в компетенцию суда и является вмешательством во внутренние дела организации, суд со своей стороны обязан проверить лишь реальность осуществляемого ответчиком сокращения.

Согласно ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Оценивая вышеизложенное, суд считает, что при рассмотрении данного дела нарушение прав истца при его увольнении установлено не было, поскольку факт сокращения занимаемой истцом должности подтвержден представленными доказательствами, о предстоящем увольнении истец была уведомлена в установленный законом срок, истцу были предложены все имеющиеся у ответчика вакантные должности у работодателя, которые в соответствии с квалификационными требованиями могли быть предложены истцу, равно как суду не представлено каких-либо доказательств в порядке ст.67 ГПК РФ того, что сокращение должности носило дискриминационных характер.

Таким образом, требования Ереминой Л.Н. о признании распоряжения исполняющего обязанности Главы города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, признании увольнения незаконным, восстановлении в должности заместителя начальника управления – начальника отдела молодежной политики и дополнительного образования и молодёжной политики Администрации г.Смоленска либо иной другой должности с ДД.ММ.ГГГГ, выплате с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе заработной платы за время вынужденного прогула из расчета среднемесячного заработка по ранее занимаемой должности заместителя начальника управления – начальником отдела молодежной политики и дополнительного образования управления образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска, компенсации морального вреда в размере 100000 руб. удовлетворению не подлежат.

руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Ереминой Л.Н. к Администрации г.Смоленска о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.Л.Фролова

Мотивированная часть изготовлена 07.08.2020