ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-461/20 от 29.06.2020 Коркинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-461/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2020 года г. Коркино

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Швайдак Н.А.,

при секретаре судебного заседания Кауровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика ФИО1, гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ МВД России по Челябинской области о взыскании денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и включении дней в период выслуги лет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Челябинской области о взыскании денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 - 2019 годы в количестве 400 часов и в сумме 87 171 руб. 05 коп. и включении дней неиспользованных за 2018 и 2019 годы дополнительных отпусков за ненормированное служебное время по 7 дней за каждый год в период выслуги лет для начисления пенсии в календарном исчислении.

В обоснование заявленных требований указал, что 27 декабря 2019 года он уволен со службы в ГУ МВД России по Челябинской области по пункту 4 части 2 статьи 82 Закона «О Полиции». Выслуга лет на дату увольнения в календарном исчислении составила 19 лет 11 месяцев 29 дней, в льготном 21 год 11 месяцев 20 дней. За время несения службы он был награжден медалью «За отличие в службе» 2 и 3 степени, нагрудным знаком «за верность долгу», является ветераном боевых действий. В период службы постоянно привлекался к работе сверх установленной нормы рабочего времени, согласно табеля рабочего времени за 2018 и 2019 годы переработка составила 400 часов, однако денежная компенсация при увольнении ему за переработку не была выплачена, дополнительные дни отдыха ему не предоставлялись, так же не предоставлялись в данные годы и дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день в количестве 7 дней к основному отпуску.

В судебном заседании истец ФИО2 участие не принимал, судом о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствии, настаивал на удовлетворении иска, полагая, что ответчиком не верно заявлено ходатайство о пропуске им процессуального срока.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал письменные возражения и ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока предъявления требований, так же пояснил, что в правилах внутреннего распорядка ответчика отсутствуют указания на период суммарного учета рабочего времени, соответственно он равен месяцу, таким образом процессуальный срок необходимо исчислять за каждый месяц, а не за год. Приказ об увольнении был издан 27 ноября 2019 года в этот же день с истцом был произведен расчет, соответственно процессуальный срок исчисляется с данной даты, а иск подан 04 марта 2020 года, об уважительности причин пропуска срока истцом не заявлено.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования ФИО2 подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО2 проходил службу в Центре кинологической службы ГУ МВД России по Челябинской области в должности «сотрудник» с 27 ноября 2000 года по 27 декабря 2019 года(л.д. 148-150, 166-177).

Приказом ГУ МВД России по Челябинской области от 31 октября 2019 года НОМЕР л/с ФИО2 уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) (л.д. 162, 163).

Согласно приказу об увольнении, на 27 декабря 2019 года выслуга истца для назначения пенсии составила в календарном исчислении 19 лет 11 месяцев 29 дней, в льготном исчислении 21 год 11 месяцев 20 дней.

На день увольнения, ФИО2 была произведена выплата единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания, предоставлен основной отпуск за 2019 года с 01 ноября по 12 декабря 2019 года, увеличенный на 2 дня в связи со следованием до места проведения отпуска, дополнительный отпуск за стаж службы за 2019 год с 13 декабря по 27 декабря 2019 года, с рапортом о предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2018 и 2019 года ФИО3 не обращался.

ФИО3 так же не обращался с рапортами о предоставлении денежной компенсации, либо дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год, в 2019 год на основании рапорта, истцу был предоставлен один день дополнительного отдыха 11 марта 2019 года, за предоставлением денежной компенсации истец не обращался, ответчиком данные выплаты в пределах 120 часов в добровольном порядке за 2018 и 2019 годы не производились (л.д. 106, 178).

Согласно графиков работы и табелей учета рабочего времени за 2018 год ФИО2 в январе 2018 года нес службу в размере 48 часов (6 смен), по 24 января находился в очередном отпуске; в феврале в размере 166 часов (17 смен); в марте 108 часов (6 смен) с 21 марта находился в командировке; в апреле находился в командировке; в мае 178 часов (11 смен); в июне 160 часов (20 смен); в июле 112 часов (14 смен) с 20 июля в командировке; в августе находился в командировке; в сентябре 160 часов (20 смен); в октябре 80 часов (10 смен) с 15 октября в отпуске; в ноябре в отпуске; в декабре 116 часов (7 смен) в отпуске по 13 декабря (л.д. 52-92).

За 2019 год ФИО2 нес службу в январе в размере 64 часов (8 смен), с 21 января находился в очередном отпуске; в феврале находился в отпуске; в марте 126 часов (7 смен) по 10 марта находился в отпуске; в 172 часа (19 смен); в мае 180 часов (9 смен); в июне 180 часов (10 смен); в июле 198 часов (11 смен); в августе 180 часов (10 смен); в сентябре 180 часов (10 смен); в октябре 108 часов (6 смен) с 11 по 16 октября находился на листке нетрудоспособности; в ноябре и декабре находился в отпуске (л.д. 93-145).

Согласно ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 07 февраля 2011 года№3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года№247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а так же локальными актами.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Частью 1 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сверхурочной является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия, в частности при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей (пункт 1 части 2 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть 6 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 7 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Согласно частям 1, 3, 4 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

На основании ст. ст. 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Служебное время для сотрудников органов внутренних дел - это период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени (ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.

В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 30 ноября 2011 года№342-ФЗ оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

Обеспечение сотрудника органов внутренних дел денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года№342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха за исполнение служебных обязанностей в сверхурочное время ему может быть выплачена денежная компенсация.

Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, регламентирован приказом МВД России от 19 октября 2012 года№961, действовавшим в период с 2014 года по 2018 год и утратившим силу, в связи с изданием приказа МВД России от 01 февраля 2018 года№50.

Аналогичные положения содержатся в разделе XIII«Служебное время» приказа МВД России от 01 февраля 2018 года №50 (п. 266-296 Порядка).

В соответствии с п. п. 9 и 284 Порядка соответственно, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.

Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (п. п. 10 и 285 Порядка).

Пунктами 15 и 290 названных Порядков предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).

В соответствии с п. п. 18 и 293 Порядка, по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном Приказом МВД России от 31 января 2013 года №65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.

При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх режима служебного времени необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанного времени сверх режима служебного времени; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год.

Таким образом, исходя из прямого указания ст. 53 Федерального закона №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. п. 56, 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года№65, выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени может осуществляться только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, то есть носит заявительный характер; выплата денежной компенсации производится в текущем году.

В отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного в текущем году рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющихся обязательным условием реализации права на получение этой компенсации, ее выплата по инициативе работодателя не возможна.

Размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12. При посменной работе предоставляется денежная компенсация за отработанные сверх установленной нормы часы в учетном периоде - год (пункт 59 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года№65).

Из системного толкования выше приведенных норм следует, что периодом суммарного учета времени отработанного сотрудником оргаа внутренних дел Российской Федерации является календарный год, иной срок (месяц, квартал) должен быть определен локальным нормативным актом или трудовым договором, контрактом.

Истец в свом исковом заявлении указал на наличие часов несения им службы сверх установленной нормы за 2018-2019 годы в размере 400 часов, при этом истцом не произведен расчет данного времени по месяцам года исходя из графиков работы и табелей учета рабочего времени. Расчет, составленный ответчиком суд так же находит несостоятельным, поскольку произведен без учета неполных месяцев службы истца.

Так, исходя из данных графиков и табелей учета рабочего времени, ФИО4 в 2018 году отработано, как указывалось ранее, в январе 48 часов (6 смен); в феврале 166 часов (17 смен); в марте 108 часов (6 смен); в мае 178 часов (11 смен); в июне 160 часов (20 смен); в июле 112 часов (14 смен); в октябре 80 часов (10 смен); в декабре 116 часов (7 смен), всего за год 1128 часов.

При норме часов по производственному календарю как в 2018 году так и в 2019 году, для работников пятидневной рабочей неделе по 8 часов в день, 1970 часов в год, норма часов для истца за 2018 год, с учетом исключения периодов нахождения в отпусках и командировках, составила 1084 часа (из расчета восьмичасовых смен за январь 48 часов, февраль 151 час, марта 159 часов, апрель 0 часов, мая 159 часов, июнь 159 часов, июль 112 часов, август 0 часов, сентябрь 160 часов, октябрь 80 часов, ноябрь 0 часов, декабрь 56 часов. Соответственно за 2018 год время выполнения ФИО2 служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени составило 44 часа (1084 часа норма - 1128 часов отработанных).

За 2019 год ФИО2 нес службу в январе в размере 64 часов (8 смен); в марте 126 часов (7 смен); в 172 часа (19 смен); в мае 180 часов (9 смен); в июне 180 часов (10 смен); в июле 198 часов (11 смен); в августе 180 часов (10 смен); в сентябре 180 часов (10 смен); в октябре 108 часов (6 смен), всего за год 1388 часов.

При норме часов для истца за 2019 год, с учетом исключения периодов нахождения в отпусках и командировках, составила 1165 часа (из расчета восьмичасовых смен за январь 64 часа, февраль 0, марта 56 часов, апрель 175 часов, мая 143 часа, июнь 151 час, июль 184 часа, август 176 часов, сентябрь 168 часов, октябрь 48 часов. Соответственно за 2019 год время выполнения ФИО2 служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени составило 223 часа (1165 часа норма - 1388 часов отработанных).

Ссылки представителя ответчика о том, что учетным периодом времени работы сверх нормы является месяц, суд находит несостоятельными, поскольку Правила внутреннего служебного распорядка, из которого следовало бы данное обстоятельство, стороной суду представлены не были, в судебном заседании представитель пояснил, что правила не содержат нормы по определению какого либо периода, но данное обстоятельство, полагает представитель, следует из ежемесячного утверждения табеля учета рабочего времени. Как указывалось ранее, учетный период в размере года следует из системного толкования приведенного выше специального законодательства, иное бы нарушало права работников.

Соответственно, ФИО2 имел право на получение дополнительных дней отдыха, либо денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год в размере 44 часов, при этом истец с не обращался с рапортом о предоставлении ему данных дней отдыха, либо денежной компенсации по истечении отчетного периода, при этом в течении 2018 года не обращался с рапортом о присоединении данных часов к очередному основному отпуску, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

При этом, довод ответчика о пропущенном истцом сроке предъявления исковых требований по взысканию денежной компенсации за несение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2018 году суд находит заслуживающим внимание по следующим основаниям.

В ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года№342-ФЗ содержится понятие служебного спора, под которым понимается неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

Частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года№342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Как указывалось ранее, из представленных сторонами в материалы дела доказательств не следует, что в период службы истец обращался с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год, в суд исковыми требованиями о взыскании компенсации истец обратился 03 марта 2020 года (л.д. 10).

Доказательств того, что истец не имел возможности реализовать свое право ранее, суду, стороной истца, не представлено.

Из смысла п. п. 4, 61 - 63 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года№65, следует, что выплата денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ограничена учетным периодом, который по общему правилу не может превышать один год.

Таким образом, указанные компенсационные выплаты относятся к периодическим платежам, с самостоятельным исчислением срока на обращение в суд.

С учетом последнего, истцу должно было быть известно о нарушении прав на получение компенсаций за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени по истечении учетного периода не превышающего один год, а именно не позднее 31 декабря текущего года включительно. Следовательно, о нарушении права на компенсацию за 2018 год ФИО2 должен был узнать не позднее 01 января 2019 года.

Денежное содержание истцу выплачивалось ежемесячно, получая денежное содержание за декабрь 2018 года, без учета сумм компенсации истец не мог не знать о нарушении его права.

Соответственно по расчетному периоду 2018 года при обращении с исковым заявлением в суд 03 марта 2020 года, установленный ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года№342-ФЗ трехмесячный срок обращения в суд ФИО2 пропущен.

При этом истец не представил суду надлежащие и допустимые доказательства уважительности причин пропуска такого срока.

Каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших ФИО2 своевременно обратиться в суд с иском за разрешением служебного спора и позволяющих восстановить пропущенный срок, судом не установлено.

Поскольку пропуск срока обращения в суд, при отсутствии уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в иске (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года№2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»), то требования истца о взыскании денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год, удовлетворению не подлежат.

При этом, исходя из положений выше приведенных норм законодательства, суд не может согласится с доводами ответчика о применении трехмесячного срока обращения в суд по каждому месяцу отдельно, в том числе и по месяцам 2019 года. Данный довод основан на неверном толкования норм закона.

Кроме того, суд находит несостоятельными ссылки ответчика об исчислении трех месячного срока обращения в суд по требованиям за 2019 год с 26 ноября 2019 года.

Так, сторона ответчика полагает, что именно 26 ноября 2019 года ФИО2 стало известно о нарушенном праве, поскольку именно в этот день им было получено денежное довольствие по случаю увольнения.

Однако суд находит данный довод стороны противоречащим материалам дела, действительно ФИО2 рапорт об увольнении был подан 27 сентября 2019 года, на основании данного рапорта, 31 октября 2019 года издан приказ о расторжении контракта с 27 декабря 2019 года (л.д. 157, 162), при этом, полный расчет с истцом произведен лишь 11 декабря 2019 года, что следует из представленного ответчиком расчетного листка (л.д. 51), кроме того материалы дела не содержат доказательств, и таковые не были предоставлены ответчиком, о том, что именно 26 ноября 2019 года и не позже истцу было известно о сумме полного расчета, сведения об ознакомлении истца с расчетным листком у ответчика отсутствуют.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд находит, что в данном случае процессуальный срок необходимо исчислять с момента расторжения контракта, с 27 декабря 2019 года, поскольку именно в последний день работы работодатель обязан произвести полный расчет с работником, соответственно в день расторжения контракта истец мог предполагать о наличии каких либо выплат, в том числе и спорной, соответственно при подаче иска 03 марта 2020 года трехмесячный срок истцом пропущен не был.

Решая вопрос в части взыскания денежной компенсации за несение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2019 году, суд исходит из того, что переработка составила 223 часа, по рапорту истца, за данное время был предоставлен день отдыха 11 марта 2019 года (8 часов), с иными рапортами о предоставлении дней отдыха и приурочивании данных часов к очередному отпуску, ФИО2 не обращался, каких либо препятствий для это у истца не имелось.

Поскольку,денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени предусмотрена лишь за 120 часов, а все остальные часы истец имел возможность использовать по средствам дополнительных дней отдыха либо к отпуску, препятствий к этому у истца не имелось, доказательства обратного материалы дела не содержат, то у суда не имеется оснований для взыскания с ответчика денежной компенсации в размере долее 120 часов.

Увольнение истца так же таковым основанием не является, поскольку, по средствам подачи рапорта, часы отработанные сверх нормальной продолжительности ФИО2 имел право использовать в течении всего 2019 года.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу ФИО2 денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2019 год в размере27 375 руб. 60 коп., где 228 руб. 13 коп. - среднечасовое значение денежного довольствия истца в 2019 году (л.д. 41) (55 483 руб. 80 коп. : (365 : 12) : 8; 120 часов х 228 руб. 13 коп. = 27 375 руб. 60 коп.).

Отказывая ФИО2 в удовлетворении требования о включении дней неиспользованных за 2018 и 2019 годы дополнительных отпусков за ненормированное служебное время по 7 дней за каждый год в период выслуги лет для начисления пенсии в календарном исчислении, суд исходит из следующего.

Частью 5 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года№342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней.

Пунктом 303 Приказа МВД России от 1 февраля 2018 года№50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» установлено, что дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сотрудникам ежегодно в соответствии с графиком отпусков одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника на основании его рапорта.

Ранее указывалось, что в 2018 и 2019 годах ФИО2 не обращался с рапортами о предоставлении ему дополнительных дней отпуска к основному за ненормированный служебный день.

Поскольку предоставление данного отпуска носит заявительный характер, ответчиком данные дни не могли быть представлены истцу без его желания, оформленного соответствующим образом.

При увольнении истца, ответчиком не могла быть ему выплачена компенсация за не использование данных дней дополнительного отпуска, либо данные дни не могли быть включены в выслугу лет, поскольку специальным законом, либо локальными нормативными актами данное не предусмотрено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требование истца о включении дней неиспользованных за 2018 и 2019 годы дополнительных отпусков за ненормированное служебное время по 7 дней за каждый год в период выслуги лет для начисления пенсии в календарном исчислении, не основано на законе.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к ГУ МВД России по Челябинской области о взыскании денежную компенсацию за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и включении дней в период выслуги лет удовлетворить частично.

Взыскать с ГУ МВД России по Челябинской области в пользу ФИО2 денежную компенсацию за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2019 год в размере 27 375 руб. 60 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба через Коркинский городской суд Челябинской области в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Швайдак

Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2020 года.