ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-461/2016 от 16.11.2016 Песчанокопского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2016 года село Песчанокопское

Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе судьи Толмачевой Н.Р.,

при секретаре Резеньковой Г.П.,

с участием представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» Негометулина А.В., действующего на основании доверенности от 18.08.2015 года №НЮ-10/294,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-461/16 по исковому заявлению Сальского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Сальский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), в котором просит:

1. обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях Песчанокопская, Развильная, а именно:

- в соответствии с положениями п.5.6 Требований разработать и принять организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

- в соответствии с положениями п.5.25.1, п.5.25.2, п.5.25.3, п.5.25.4 Требований в планах предусмотреть установление конфигураций и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск физических лиц и перемещение материальных объектов, в которые осуществляется по перевозочным документам и (или) пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее – технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также критических элементов, с указанием на план-схеме;

- в п.7 плана в соответствии с положениями п.5.24 Требований предусмотреть обеспечение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в Приложении №13 планов указать технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения;

2. обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных разъездах Сандатовский, Поливянский, а именно:

- в п.2.7. планов сделать вывод о совершении АНВ;

- в п.3.7. планов указать ответственных лиц за организацию взаимодействия с подразделениями транспортной полиции за привлечение подразделений транспортной безопасности для реализации мероприятий обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;

- в п.7.1. планов прописать характеристики поста управления обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;

- в п.7.4. планов указать, что пункт управления ОТБ оснащен видеонаблюдением за действиями сил транспортной безопасности на КПП;

- в п.8.1 планов определить периметровое заграждение перевозочного сектора и критических элементов;

- в п.10.1. планов определить территорию перевозочных секторов;

- в приложении №1 планов включить копии договоров на осуществление охранной деятельности;

- в приложении №2 планов включить распоряжение об ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и в субъекте;

- в приложении №4 включить номенклатуру (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ;

- приложение №9 выполнить по установленной форме;

- в приложении №13 указать технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения.

Просит установить ответчику срок - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для выполнения указанных мероприятий.

Иск заявлен в связи с тем, что в ходе проведения Сальской транспортной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности на поднадзорных объектах транспортной инфраструктуры – железнодорожных станциях Песчанокопскоая, Развильная, разъездах Сандатовский и Поливянский – Сальского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», расположенных в Песчанокопском районе Ростовской области, выявлены нарушения. В результате надзорных мероприятий установлено, что объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ), а именно: железнодорожные станции Песчанокопская (ЖСТ 403139), Развильная (ЖСТ 403158), разъезды Поливянский (ЖРП 403146), Сандатовский (ЖРП 403177) находятся в Песчанокопском районе Ростовской области в зоне ответственности Сальского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (Сальский ЦОРС»). На перечисленных объектах инфраструктуры оценка уязвимости проведена и утверждена руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта в период с октября 2012 года по октябрь 2013 года.

В силу ч.1, ч.4 ст.9 ФЗ от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. При этом реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 года №43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (Требования).

На основании п.5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры регламентирован приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 года №34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

В ходе проверки установлено, что начальниками станций Песчанокопская (ЖСТ 403139), Развильная (ЖСТ 403158), разъезды Поливянский (ЖРП 403146), Сандатовский (ЖРП 403177) разрабатываются Планы обеспечения транспортной безопасности данных объектов и неоднократно возвращаются на доработку для устранения недостатков.

Сальской транспортной прокуратурой в 2015 году ответчику дважды вносились представления об устранении нарушений требований названного законодательства в сфере разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности. Однако, до настоящего времени планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ на станциях Песчанокопская, Развильная, разъездах Поливянский, Сандатовский в зоне ответственности Сальского ЦОРС не разработаны и не утверждены.

В ходе проверки установлено, что:

- в нарушениеп.5.6 Требований ответчиком не разработаны и не приняты организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

- в нарушение п.5.25.1, п.5.25.2, п.25.3, п.5.25.4 в плане не предусмотрены установление конфигураций и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается (зона свободного доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (зона транспортной безопасности), допуск физических лиц и перемещение материальных объектов, в которые осуществляется по перевозочным документам и (или) пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), доступ, в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также критических элементов, с указанием на план-схеме;

- в п.7 Плана в нарушение п.5.24 Требований не предусмотрено обеспечение видеонабюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в Приложении №13 планов не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения.

При разработке плана обеспечения транспортной безопасности по разъездам Сандатовский, Поливянский:

- в п.2.7. планов отсутствует вывод о совершении АНВ;

- в п.3.7. планов не указан ответственный за организацию взаимодействия с подразделениями транспортной полиции за привлечение подразделений транспортной безопасности для реализации мероприятий обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;

- в п.7.1. планов не прописаны характеристики поста управления обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;

- в 7.4. планов не указано, что пункт управления ОТБ не оснащен видеонаблюдением за действиями сил транспортной безопасности на КПП;

- в п.8.1. планов указаны периметровое заграждение перевозочного сектора и критических элементов, которые в плане не определены;

- в п.10.1 планов предусмотрено видеонаблюдение на территории перевозочного сектора, тогда как перевозочный сектор не определен;

- в приложении №1 отсутствуют копии договоров на осуществление охранной деятельности;

- в приложении №2 планов отсутствуют копии распоряжения об ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и в субъекте;

- в приложении №4 отсутствует номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ;

- приложение №9 выполнено не по установленной форме;

- в приложении №13 не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения.

Без устранения указанных недостатков, выполнения мероприятий, предусмотренных заключениями, Планы обеспечения транспортной безопасности не могут быть утверждены.

В связи с тем, что ответчиком допущено нарушение сроков для разработки, утверждения и реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, установленных соответствующим законодательством; ответчиком ОАО «РЖД» проявлено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности, с момента утверждения в установленном законом порядке результатов оценки уязвимости ОТИ – станции Песчанокопская (ЖСТ 403139), Развильная (ЖСТ 403158), разъезды Поливянский (ЖРП 403146) и Сандатовский (ЖРП 403177) прошло более 6 месяцев, вместе с тем, достигнутый уровень защищенности объектов не соответствует существующим угрозам, что в значительной мере обусловлено нарушениями требований действующего законодательства, с учетом сложной оперативной обстановки в Южном транспортном регионе, реальности угроз совершения актов незаконного вмешательства, в целях исключения имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, причинение вреда окружающей среде, дестабилизацию работы железнодорожного транспорта в Южном транспортном регионе, причинение вреда жизни и здоровью людей, выступая в защиту неопределенного круга лиц, истец просит возложить на ответчика обязанности, указанные в иске.

Представитель истца Сальской транспортной прокуратуры, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» исковые требования Сальского транспортного прокурора не признал. В представленных суду возражениях указал, что по железнодорожным станциям Песчанокопская, Развильная разработаны планы обеспечения транспортной безопасности, которые дирекцией управления движением возвращены начальникам станций на доработку. В разработанных планах обеспечения транспортной безопасности предусмотрено периметровое ограждение, установка видеонаблюдения и КПП, учтены все пункты Приказа Минтранса от 08.02.2011 года №43 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта». Реализация предусмотренных планами ОТБ мероприятий, будет произведена после утверждения планов обеспечения транспортной безопасности Росжелдором. ОАО «РЖД» в настоящее время не располагает достаточными финансовыми возможностями, чтобы выполнить требований прокурора. По мнению представителя ответчика, прокуратура не является уполномоченным федеральным органом по осуществлению государственного надзора в области транспортной безопасности. В случае, если иск прокурора будет удовлетворен, представитель ответчика просит установить срок для исполнения решения 12 месяцев.

Заслушав представителя ответчика ОАО «РЖД», исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 9 ч.1 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

В ч.2 указанной статьи установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

Статьей 9 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

Полномочия по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, а также по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 февраля 2011 года №43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Согласно пунктам 5.7 и 5.8 указанных Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и (или) ТС) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и (или) ТС в реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и (или) ТС; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС.

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2011 года №34, согласно которому план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и представляется в компетентный орган.

Решение об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.

Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).

Решение об отказе в утверждении Плана направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа.

Изменения (дополнения) вносятся в План и представляются в компетентный орган на утверждение в течение 30 дней с момента: изменения оценки уязвимости; изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона №17-ФЗ от 10 января 2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч.2 ст.20 Федерального закона №17-ФЗ возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции.

Согласно сведениям об объектах инфраструктуры и положения о Сальском центре организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Северо-Кавказской Дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" железнодорожные станции Песчанокопская (ЖСТ 403139), Развильная (ЖСТ 403158), разъезды Поливянский (ЖРП 403146), Сандатовский (ЖРП 403177) находятся в Песчанокопском районе Ростовской области являются объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта в границах Сальского центра организации работы железнодорожных станций (л.д.31-40; 41-42).

Как установлено судом, объекты транспортной инфраструктуры (далее ОТИ), а именно: железнодорожные станции Песчанокопская (ЖСТ 403139), Развильная (ЖСТ 403158), разъезды Поливянский (ЖРП 403146), Сандатовский (ЖРП 403177) находятся в Песчанокопском районе Ростовской области в зоне ответственности Сальского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (далее Сальский ЦОРС).

На указанных объектах транспортной инфраструктуры оценка уязвимости проведена и утверждена: станции Песчанокопская – 19.08.2013 года, Развильная -01.06.2012 года, разъезды Поливянский – 30.12.2012 года, Сандатовский – 26.12.2012 года (л.д.24-26; 27-30).

Из материалов дела следует, что Сальским транспортным прокурором в 2015 году дважды 09.04.2015 года и 30.09.2015 года начальнику Сальского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» вносились представления об устранении нарушений требований указанного законодательства, касающихся разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности (л.д.14-18, 19-22).

Согласно ответу начальника Сальского ЦОРС от 19.11. 2015 года №134/ДЦС-6 имеются следующие нарушения при разработке планов обеспечения транспортной безопасности:

- по разъезду Сандатовский в п.2.7. отсутствует вывод о совершении АНВ; в 3.7. плана не указан ответственный за организацию взаимодействия с ЛОП МВД России на транспорте за привлечение подразделений транспортной безопасности для реализации мероприятий обеспечения транспортной безопасности на ОТИ; п.4 плана переработать в соответствии с требованиями Росжелдора, исключить из перевозочного сектора пассажирские платформы, так как они относятся к другому ОТИ; в п.7.1 плана необходимо прописать характеристики поста управления обеспечения транспортной безопасности на ОТИ; в п.7.4. плана Пункт управления ОТБ не оснащен видеонаблюдением за действиями сил транспортной безопасности на КПП; в п.8.1 плана указаны периметровое заграждение перевозочного сектора и критических элементов, которые в плане не определены. Содержится лишняя информация о характеристике поста ЭЦ; в п.9.1 ФГП ВО ЖДТ, ЧОП – не являются силами транспортной безопасности, задействованными в досмотре; в п.10.1 предусмотрено видеонаблюдение на территории перевозочного сектора, тогда кА перевозочный сектор не определен; в приложении 31 отсутствуют копии договров на осуществление охранной деятельности; в приложении №2 отсутствуют копии распоряжения об ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и в субъекте; в приложении №4 отсутствует номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ; приложение №9 не соответствует новой форме; в приложении №13 не указан технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения (л.д.10-11).

Сальский центр организации работы железнодорожных станций, рассмотрев представление Сальского транспортного прокурора от 13.11.2015 года №23/1-6-2015/2964, представил следующие сведения: после возвращения планов обеспечения транспортной безопасности из Северо-Кавказской Дирекции управления движением было указано на то, что при разработке планов по станциям Песчанокопская, Развильная:

- в нарушение п.5.6 Требований, п.4 Порядка не разработаны организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением №13 к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в связи с чем не предоставляется возможным рассмотрение остальных пунктов плана ОТБ ОТИ;

- в нарушение п.5.6 Требований не приняты организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением №№1-20 к плану ОТБ ОТИ;

- в нарушение п.4 Порядка информация в представленном организационно-распорядительном документе – план-схеме (приложение 13), являющимся неотъемлемой частью плана, нечитаемая и в некоторых пунктах Плана не соответствует;

- в п.4 Плана в Плана в нарушение п.5.25.1, п.5.25.2, п.5.25.3, п.5.25.4 не предусмотрено установление конфигурации и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается, доступ в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов, в которые осуществляется по перевозочным документам и (или) пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также критических элементов, с указанием на план-схеме (приложение №13);

- информация в п.7 Плана в нарушение пп.7 п.4 Порядка не соответствует графической план-схеме (приложение 313) – отсутствует место размещения специально оборудованного помещения, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры) ОТИ;

- в п.7 Плана в нарушение п.5.24 Требований не предусмотрено обеспечение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в приложении №13 не указа технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения (л.д.12-13).

В судебном заседании представить ответчика подтвердил, что в настоящее время по ж.д. станциям, указанным в иске, планы обеспечения транспортной безопасности разработаны, но не направлены на утверждение в Росжелдорм.

Таким образом, судом установлено, что в настоящее время установленный законом срок для направления на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности плана обеспечения транспортной безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры истек.

Не проведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков Плана обеспечения транспортной безопасности и направлению его в соответствующий орган для утверждения ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта

Принимая во внимание, что ОАО «РЖД» проявлено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности, уровень защищенности объектов не соответствует существующим угрозам, что в значительной мере обусловлено нарушениями ответчиком вышеизложенных требований действующего законодательства, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Предъявление данного иска прокурором не противоречит требованиям ст.45 ГПК РФ. В данном случае, выступая в защиту неопределенного круга лиц, прокурором учтено, что бездействие ОАО «РЖД» может стать причиной нарушения нормального функционирования объекта транспортной инфраструктуры.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя срок для устранения ответчиком выявленных нарушений, суд, учитывая объем мероприятий, подлежащих выполнению ответчиком, необходимость получения ответчиком финансирования для проведения указанных мероприятий, считает необходимым установить ответчику срок – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу для исполнения решения суда.

Руководствуясь ФЗ «О транспортной безопасности», ст. 12, 56, 195-199 ГП РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сальского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях Песчанокопская, Развильная, а именно:

- в соответствии с положениями п.5.6 Требований разработать и принять организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

- в соответствии с положениями п.5.25.1, п.5.25.2, п.5.25.3, п.5.25.4 Требований в планах предусмотреть установление конфигураций и границ территорий ОТИ, доступ в которые физических лиц не ограничивается (далее зона свободного доступа ОТИ), доступ в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (далее зона транспортной безопасности), допуск физических лиц и перемещение материальных объектов, в которые осуществляется по перевозочным документам и (или) пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее перевозочный сектор зоны транспортной безопасности), доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее – технологический сектор зоны транспортной безопасности), а также критических элементов, с указанием на план-схеме;

- в п.7 плана в соответствии с положениями п.5.24 Требований предусмотреть обеспечение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в Приложении №13 планов указать технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения;

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных разъездах Сандатовский, Поливянский, а именно:

- в п.2.7. планов сделать вывод о совершении АНВ;

- в п.3.7. планов указать ответственных лиц за организацию взаимодействия с подразделениями транспортной полиции за привлечение подразделений транспортной безопасности для реализации мероприятий обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;

- в п.7.1. планов прописать характеристики поста управления обеспечения транспортной безопасности на ОТИ;

- в п.7.4. планов указать, что пункт управления ОТБ оснащен видеонаблюдением за действиями сил транспортной безопасности на КПП;

- в п.8.1 планов определить периметровое заграждение перевозочного сектора и критических элементов;

- в п.10.1. планов определить территорию перевозочных секторов;

- в приложении №1 планов включить копии договоров на осуществление охранной деятельности;

- в приложении №2 планов включить распоряжение об ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и в субъекте;

- в приложении №4 включить номенклатуру (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ;

- приложение №9 выполнить по установленной форме;

- в приложении №13 указать технологический сектор, маршруты патрулирования, расположение видеокамер, мачты освещения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Песчанокопский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2016 года.

Судья Н.Р. Толмачева