ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-461/2016 от 26.02.2016 Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский 26 февраля 2016 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Попковой Н.В.

при секретаре Павловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 461/2016 по иску государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск - Уральский центр занятости» к ФИО1 о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л :

ГКУ СО«Каменск - Уральский центр занятости» обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании денежных средств. В обоснование иска указано, что ФИО1 состояла на учете в качестве безработной в период с (дата) При регистрации в качестве ищущего работу ФИО1 была под роспись ознакомлена со ст.2 Закона РФ от 19.04.1991г. «О занятости населения в РФ» (далее по тексту – Закон о занятости), предупреждена о последствиях получения социальных выплат незаконным путем, предусмотренных ст. 159 УК РФ. В карточке персонального учета ФИО1 подтвердила, что не является занятой по всем пунктам ст. 2 Закона о занятости, обо всех изменениях, касающихся своей занятости, обязалась незамедлительно извещать службу занятости. Однако, ФИО1 скрыла факт выполнения работы за вознаграждение по гражданско – правовому договору о приемной семье, заключенному на период с (дата) Указанный факт стал известен в (дата). Ссылаясь на ст. 152 Семейного кодекса Российской Федерации, разъяснения Министерства финансов РФ от 02.06.2009г., 21.04.2009г., ст. 3 Закона о занятости, истец указал, что работники, выполняющие работы по договорам гражданско – правового характера, предметами которых является выполнение работ и оказание услуг, считаются занятыми и не могут быть признаны безработными. Выплаты, начисляемые и производимые органами опеки и попечительства в пользу приемных родителей по договорам о передаче ребенка на воспитание в семью в виде вознаграждения за оказанную услугу являются доходом, подлежащим налогооблажению. Сумма незаконно полученного ФИО1 пособия по безработице за период с (дата) составляет 921, 29 руб. Кроме того, в период с (дата) ФИО1 также состояла на учета в качестве безработного в ГКУ СО «Каменск – Уральский центр занятости». При регистрации вновь была ознакомлена с положениями ст. 2 Закона о занятости. В карточке персонального учета под роспись ФИО1 подтвердила, что не является занятой, обо всех изменениях, касающихся своей занятости, обязалась незамедлительно уведомить службу занятости. Однако, вновь скрыла факт выполнения работ за вознаграждение по гражданско – правовому договору о приемной семье. Сумма незаконно полученного ФИО1 пособия по безработице за период с (дата) составляет 997, 47 руб. Кроме того, как безработный гражданин, ФИО1 изъявила желание участвовать в Программе содействия самозанятости безработных граждан, (дата) с ней был заключен договор о содействии в организации предпринимательской деятельности. Договор заключен в соответствии с положениями Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2010г. № 1896. Содействие самозанятости безработных граждан заключается в оказании безработным гражданам, изъявившим желание открыть собственное дело, безвозмездной финансовой помощи в виде социальной выплаты на организацию собственного дела в размере 58800 руб. Платежными поручениями от (дата) от (дата) ФИО1 была перечислена финансовая помощь в размере 59600 руб. Ссылаясь на положения ст.ст. 2, 28, 35 Закона «О занятости населения в РФ», ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит взыскать с ФИО1 пособие по безработице в размере 1918, 76 руб., финансовую помощь в размере 58800 руб., в возмещение расходов по уплате госпошлины 2046 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Ответчик ФИО1 исковые требования не признала. Суду пояснила, что о наличии заключенного с ней договора о приемной семье не скрывала, сообщила об этом в Центре занятости при регистрации в качестве безработного. При этом, ни в отделе опеки и попечительства, ни в Центре занятости населения ответчику не разъяснили, что наличие договора о приемной семье является препятствием для постановки на учет в качестве безработного. В удовлетворении заявленного иска ответчик просила отказать.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года № 1032 – 1 занятыми считаются граждане, выполняющие работы по договорам гражданско – правового характера, предметами которых является выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов.

В соответствии с имеющимися в материалах дела карточками персонального учета гражданина, ищущего работу, приказами от (дата) ФИО1 с (дата) имела статус безработного, ей выплачивалось пособие по безработице. Из карточек персонального учета следует, что (дата) ФИО1 ознакомлена с правилами постановки на учет в качестве безработного, в том числе, ограничениями.

В соответствии со сведениями о начислениях пособия по безработице в период с (дата) ответчику было начислено и выплачено пособие по безработице в размере 921, 79 руб., с (дата) выплачено пособие по безработице в размере 997, 47 руб.

Факт получения пособия по безработице за указанные периоды времени в общей сумме 1919, 26 руб. ответчиком в ходе судебного заседания не оспаривался.

В соответствии с Правилами предоставления в (дата) субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011, субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

В соответствии с Программой поддержки занятости населения Свердловской области в (дата), утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2010г. № 1896-ПП и в соответствии с имеющимся в материалах дела договором от (дата) о предоставлении субсидии на организацию собственного дела, заключенным между сторонами, истец (Центр занятости) обязуется предоставить гражданину субсидию на организацию собственного дела в соответствии с условиями договора, а гражданин – организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность.

В соответствии с платежным поручением от (дата) от (дата) ФИО1 выплачена субсидия на организацию собственного дела в размере 58800 руб., а также финансовая помощь на организацию самозанятости в размере 800 руб.

Как следует из материалов дела, (дата) между ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения по г.Каменску – Уральскому и Каменскому району» и ФИО1 был заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью сроком до (дата) в соответствии с условиями которого ответчиком приняты в приемную семью М., Н. Условиями договора предусмотрена оплата труда приемного родителя в порядке и размере, установленном законодательством Свердловской области до <*****> числа месяца, следующего за расчетным (п.2.1 договора).

(дата) между ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения по г.Каменску – Уральскому и Каменскому району» и ФИО1 был заключен договор о приемной семье на срок до (дата) в соответствии с условиями которого ФИО1 приняла на воспитание в приемную семью детей М., Н. Условиями договора предусмотрена выплата вознаграждения приемному родителю ( раздел 3 договора).

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пп.1 и 2 ст. 152 Семейного кодекса Российской Федерации).

Опеки или попечительства устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п.1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п.1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации).

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законом субъектов Российской Федерации (п.2 ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

При этом, из указанных положений (п.2 ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации) усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. В свою очередь, вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки – это разные виды обеспечения приемной семьи.

Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется субъектом Российской Федерации.

Вследствие изложенного к указанным отношениям применяются, в том числе, и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.

На территории Свердловской области действует Закон Свердловской области от 10.12.2005г. № 116 – ОЗ «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье, в Свердловской области», которым предусмотрены конкретные размеры вознаграждения, причитающегося приемным родителям.

Размер вознаграждения, причитающегося каждому приемному родителю, в районах и местностях, в которых в соответствии с федеральным законодательством установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяется с применением таких коэффициентов (ч.3 ст.2 Закона Свердловской области от 10.12.2005г. № 116 – ОЗ).

Из приведенных положений закона видно, что получаемое родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате.

В соответствии с представленными в материалы дела ТОИОГВ СО Управление социальной политики Свердловской области по г.Каменску – Уральскому и Каменскому району от (дата)., ФИО1 ежемесячно производится выплата вознаграждения по договору о приемной семье.

В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогооблажению (освобождаемые от налогоооблажения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212 - ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогоооблажения и облажения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом, периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

В силу ст. 1102 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку установлено, что ФИО1, будучи лицом, выполняющим работу за вознаграждение, то есть занятым гражданином (ст. 2 Закона о занятости), тем не менее, в период с (дата) получила пособие по безработице на общую сумму 1919, 26 руб., а также финансовую помощь на организацию собственного дела в размере 58800 руб.

Суд признает, что права на получение пособия по безработице, а также иных мер социальной поддержки, предоставляемым безработным гражданам, у ФИО1 как лица, выполняющего работу за вознаграждение, не имеется.

Соответственно, со стороны ФИО1 имеет место неосновательное обогащение, поскольку перечисленные денежные средства получены ответчиком в нарушение требований Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Программы поддержки занятости населения Свердловской области в (дата), утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2010г. № 1896-ПП

Доводы ответчика о том, что при постановке на учет в качестве безработного она предоставляла сотрудникам Центра занятости населения сведения о наличии договора о приемной семье правового значения для разрешения заявленных требований не имеют. При этом, доказательств, подтверждающих указанный факт, в материалах дела нет, суду не представлено.

Учитывая изложенное, исковые требования ГКУ СО«Каменск - Уральский центр занятости» к ФИО1 подлежат удовлетворению. При этом, к взысканию истцом заявлено пособие по безработице в сумме 1918, 76 руб., а также финансовая помощь в размере 58800 руб. За пределы заявленного иска суд выйти не вправе (ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2021, 56 руб.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу надлежит возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 24, 44 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск - Уральский центр занятости» к ФИО1 удовлетворить. Взыскать с ФИО1 в пользу государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск - Уральский центр занятости» денежные средства в размере 60718 рублей 76 копеек, в возмещение судебных расходов 2021 рубль 56 копеек, а всего взыскать 62740 рублей 32 копейки.

Возвратить государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск - Уральский центр занятости» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 24 рубля 44 копейки.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска – Уральского Свердловской области.

Судья Н.В. Попкова

Решение в окончательной форме изготовлено (дата).