Дело № 2-461/2017РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Борисовой Д.В.
при секретаре Бояринцевой П.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой Н.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ г. Магнитогорска о признании права на досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Сергеева Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области (далее - УПФР в г. Магнитогорске) и просила признать за ней право на досрочную пенсию по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 22.08.1994 по 31.08.1997, с 01.02.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2003 по 01.09.2007, с 01.01.2008 по 31.08.2009, с 01.07.2010 по 31.08.2010, с 01.07.2011 по 31.08.2011, с 01.06.2012 по 11.06.2012, с 30.06.2012 по 31.08.2012, с 29.06.2013 по 31.08.2013, с 01.07.2014 по 01.07.2016.
В обоснование заявленных требований Сергеева Н.В. указала на то, что 01.07.2016 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением ответчика № от 06.10.2016 ей было отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия специального стажа требуемой продолжительности 25 лет. В специальный стаж ответчиком не были зачтены указанные выше периоды ее работы в должности преподавателя в Магнитогорском музыкально-педагогическом институте им. М.И. Глинки в структурном подразделении музыкальный лицей. Отказ считает незаконным, поскольку в спорные периоды она работала в образовательном учреждении и занималась педагогической деятельностью с детьми.
В судебном заседании Сергеева Н.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Магнитогорске - Мусина А.Р., исковые требования не признала, сославшись на отсутствие оснований для включения в специальный стаж истицы спорных периодов работы, поскольку учреждение, в котором истица работала, не предусмотрено соответствующим Списком.
Заслушав истицу, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что иск следует удовлетворить.
Пенсионное обеспечение является элементом социального обеспечения граждан. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанные Список и Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665.
В пункте 1.9 Списка, раздел "Наименование учреждений", в числе образовательных учреждений начального профессионального образования указан лицей. В пункте 1 Списка, раздел "Наименование должностей", указан преподаватель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что 01.07.2016 ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д.29-30).
Решением ответчика № 1071 от 06.10.2016 истице было отказано в назначении такой пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж истицы не были включены периоды работы с 22.08.1994 по 31.08.1997, с 01.02.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2003 по 01.09.2007, с 01.01.2008 по 31.08.2009, с 01.07.2010 по 31.08.2010, с 01.07.2011 по 31.08.2011, с 01.06.2012 по 11.06.2012, с 30.06.2012 по 31.08.2012, с 29.06.2013 по 31.08.2013, с 01.07.2014 по 01.07.2016 в должности преподавателя в Магнитогорском музыкально-педагогическом институте им. М.И. Глинки (переименованном в Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Магнитогорская государственная консерватория) в структурном подразделении музыкальный лицей, музыкальная школа - лицей, так как учреждение не предусмотрено соответствующими Списками. Кроме того, периоды работы с 1998 года сведениями индивидуального учета подтверждены как работа на общих основаниях (л.д. 7-8).
Из трудовой книжки следует, что с 22.08.1994 по 14.08.2016 истица работала преподавателем начальных классов в музыкальном лицее при Магнитогорском государственном музыкально-педагогическом институте, переименованным в Магнитогорскую государственную консерваторию. 14.08.2016 трудовой договор расторгнут по соглашению сторон.
Из справки государственного образовательного учреждения «Магнитогорская государственная консерватория» № 53 от 30.05.2016 следует, что ФИО1 была принята на работу преподавателем начальных классов Магнитогорский государственный музыкально-педагогический институт в структурное подразделение музыкальный лицей, который относится к учреждению начального профессионального образования с выполнением нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы с 22.08.1994 (л.д.32). Впоследствии лицей был переименован в музыкальную школу-лицей.
Ректором Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки утверждено Положение об образовательном учреждении начального профессионального образования (специальный музыкальный лицей).
Как следует из Положения, музыкальный лицей Магнитогорской государственной консерватории является начальным специальным учебным заведением, структурным подразделением Магнитогорской государственной консерватории - многоуровневого вуза-комплекса, объединяющего дошкольный, начальный, средний, высший и послевузовский этапы профессионального образования в области искусства. Являясь самостоятельным звеном начального профессионального образования, лицей работает в единой структурной системе Магнитогорской государственной консерватории (пункт 1).
В лицее реализуются профессиональные образовательные программы начального профессионального образования на основе типовых учебных планов и программ Средних специальных музыкальных школ. Деятельность лицея по реализации указанных профессиональных образовательных программ (включая прием на обучение, выдачу документов об образовании, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам) осуществляется в соответствии с типовым положением о соответствующих образовательных учреждениях (пункт 11).
Правом поступления в лицей пользуются дети всех граждан Российской Федерации, достигшие семилетнего возраста до 1 января текущего года, обладающие ярко выраженными профессиональными данными, прошедшие конкурсное прослушивание и в соответствии с результатами вступительных экзаменов. Срок обучения в лицее - 9 лет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в данном случае музыкальный лицей следует рассматривать как самостоятельное учреждение начального профессионального образования в области искусства для детей по достижении ими 7 летнего возраста.
Спорные периоды работы истицы в музыкальном лицее имели место, в том числе в период действия Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", согласно п. 2 которого в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР за N 463 от 06.09.1991, поименованы преподаватели, а также школы всех типов и наименований, лицеи, гимназии.
С 01.11.1999 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, которым был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, которым предусмотрена должность «преподаватель». В п. 5 Правил предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью засчитывается работа в соответствующих должностях в структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений, не предусмотренных Списком, в числе которых предусмотрены: лицей, профессиональный лицей.
Поскольку истица в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность, данное учреждение является образовательным учреждением начального профессионального образования для детей, суд приходит к выводу о незаконности решения ответчика об исключении спорных периодов из специального стажа истицы, которые в совокупности составили 15 лет 11 месяцев 24 дня.
С учетом зачета в специальный стаж истицы других периодов работы продолжительностью 9 лет 06 месяцев 24 дня, на дату обращения с заявлением ФИО1 имела необходимый педагогический стаж продолжительностью 25 лет 06 месяцев 18 дней, и отказ в назначении ей досрочной страховой пенсии был незаконным.
Доводы представителя ответчика о том, что учреждение, в котором работала ФИО1 не предусмотрено соответствующим Списком, не могут быть приняты во внимание.
Соответствующими Списками предусмотрены такие образовательные учреждения, как лицей, музыкальная школа-лицей.
Наименование учреждения (лицей, музыкальный лицей, музыкальная школа - лицей) как структурного подразделения Магнитогорской государственной консерватории - многоуровневого вуза-комплекса не является основанием для отказа в зачете в педагогический стаж спорных периодов работы, поскольку педагогическую деятельность истица осуществляла в учреждении для детей, где работала с детьми полный рабочий день при полной рабочей неделе преподавателем начальных классов.
Поскольку с учетом спорного периода специальный стаж истицы составляет более требуемых 25 лет, следует удовлетворить требования истицы о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения с соответствующим заявлением к ответчику - с 01 июля 2016 г.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать УПФР в г. Магнитогорске включить в специальный стаж ФИО1 периоды работы с 22.08.1994 по 31.08.1997, с 01.02.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2003 по 01.09.2007, с 01.01.2008 по 31.08.2009, с 01.07.2010 по 31.08.2010, с 01.07.2011 по 31.08.2011, с 01.06.2012 по 11.06.2012, с 30.06.2012 по 31.08.2012, с 29.06.2013 по 31.08.2013, с 01.07.2014 по 01.07.2016 (всего 15 лет 11 месяцев 24 дня).
Обязать УПФР в г. Магнитогорске назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 июля 2016 г.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий: