Дело № 2-461/2022
поступило в суд 23.05.2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2022 года г. Чулым
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Решетниковой М.В.
с участием помощника прокурора Каргатского района Стома Д.К.,
при секретаре Скультецкой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каргатского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Суминского сельсовета Каргатского района о возложении обязанности рассмотреть заключения Министерства юстиции Новосибирской области на нормативные правовые акты, направить информацию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каргатского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Суминского сельсовета Каргатского района о возложении обязанности рассмотреть заключения Министерства юстиции Новосибирской области на нормативные правовые акты, направить информацию, указав, что прокуратурой Каргатского района в феврале 2022 года проведена проверка соблюдения администрацией Суминского сельсовета Каргатского района требований законодательства об организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области.
Администрация Каргатского района наделена государственными полномочиями по сбору информации от поселений входящих в Каргатский район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области.
На каждый нормативный правовой акт, не соответствующий требованиям законодательства, Министерство юстиции готовит заключение, которое посредством электронного документооборота направляется в орган местного самоуправления поселения, принявший данный нормативный правовой акт. Каждое заключение должно быть рассмотрено, в случае согласия с ним принимается нормативный правовой акт, которым несоответствующий нормативно-правовой акт, приводится в соответствие с законодательством (вносятся изменения, оспариваемый нормативно-правовой акт признается утратившим силу или отменяется). О результатах рассмотрения сообщается в Министерство юстиции Новосибирской области.
При изучении в феврале 2022 года размещенных на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в «Интернет» (httр://рrауvо-minjust.ru, http://право-минюст.рф) сведений установлено, что в нарушение ч.1 ст. 43.1 Закона № 131-ФЗ, ч.ч. 1,2 ст. 4, ч.4 ст. 5 Закона №-ОЗ в регистре муниципальных нормативных правовых актов до настоящего времени с пометкой «Выявлено несоответствие федеральному законодательству» числится 6 незаконных муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Суминского сельсовета.
В связи с выявленными нарушениями прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Суминского сельсовета с требованием принять меры, направленные на полное исключение незаконных муниципальных нормативных правовых акта из регистра муниципальных нормативных правовых актов .
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информация о том, что требования прокурора, содержащиеся в указанном представлении, исполнены, отсутствует. Ответ на представление носит формальный характер, конкретные меры, принятые для устранения нарушений, отсутствуют (не приложены НПА, скриншоты о направлении НПА в регистр НПА по НСО). При изучении в мае 2022 года (ДД.ММ.ГГГГ) размещенных на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в «Интернет» httр://рrауvо-minjust.ru, http://право-минюст.рф) сведений установлено, что в нарушение ч.1 ст. 43.1 Закона № 131-ФЗ, ч.ч. 1, ст. 4, ч.4 ст. 5 Закона №-ОЗ в регистре муниципальных нормативных правовых актов до настоящего времени с пометкой «Выявлено несоответствие федеральному законодательству» числится 4 незаконных муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Суминского сельсовета: постановление администрации Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление администрации Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление администрации Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, решение Совета депутатов Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, что свидетельствует о неполном исполнении требований, содержащихся в представлении прокуратуры (число НПА уменьшилось на 2), что свидетельствует о неисполнении требований, содержащихся в представлении прокуратуры , а также о не приведении нормативных правовых актов в соответствии с требованиями законодательства (на основании заключений Министерства юстиции НСО) и не направлении информации о результатах рассмотрения заключений Министерства юстиции по НСО (в т.ч. муниципальных правовых актов, принятых для приведения 4 вышеуказанных НПА в соответствие с законодательством, в администрацию посредством деловой почты Vipnet для направления в регистр нормативных правовых актов ).
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ), тем самым нормы, содержащиеся в несоответствующих законодательству НПА, затрагивают права неопределенного круга лиц и их применение может повлечь за собой нарушение прав граждан.
Просит обязать администрацию Суминского сельсовета рассмотреть заключения Министерства юстиции НСО на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству: постановление администрации Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление администрации Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление администрации Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, решение Совета депутатов Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№
Обязать администрацию Суминского сельсовета направить в Министерство юстиции НСО информацию о результатах рассмотрения указанных заключений на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству: постановление администрации Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление администрации Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление администрации Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, решение Совета депутатов Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№
Установить срок для исполнения 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 4-6).
Прокурор ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Суминского сельсовета в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 25), предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что с исковыми требованиями прокурора администрация согласна полностью (л.д. 26).
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.ч.1, 2, 3 ст.43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О министерстве юстиции » закреплено, что в установленной сфере деятельности министерство юстиции осуществляет полномочия, в том числе по организации и ведению регистра муниципальных правовых актов (раздел II п.43).
В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (вместе с «Положением о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов»), принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре.
Частью 1 ст. от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями по сбору информации, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов » (принят постановлением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№-ОСД), органы местного самоуправления муниципальных районов , наделяются отдельными государственными полномочиями по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов .
Согласно ч.2 указанной статьи закона, порядок сбора информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов , утверждается .
Согласно п.4 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка сбора информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов », специалист местной администрации муниципального района , обеспечивает сбор информации, необходимой для ведения регистра, от поселений, входящих в муниципальный район, и ее передачу в министерство юстиции .
В соответствии с п.5 указанного Порядка, главы поселений, входящих в муниципальный район , обеспечивают направление в местную администрацию соответствующего муниципального района посредством деловой почты Vipnet в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи информации, необходимой для ведения регистра, в сроки, установленные от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов ».
Согласно ч.1 ст. от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов » (принят постановлением Законодательного от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС), направление в уполномоченный орган информации, необходимой для ведения регистра, осуществляется в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи главой муниципального образования или уполномоченным им должностным лицом в течение 15 дней со дня принятия (издания) муниципального нормативного правового акта.
Аналогичные обязанности для глав муниципальных образований были установлены действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов ».
Согласно ч.ч.2, 3 ст. от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), в случае выявления в результате правовой экспертизы в муниципальном нормативном правовом акте противоречий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законодательству , уставу муниципального образования и муниципальным нормативным правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан), уполномоченный орган осуществляет подготовку экспертного заключения.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней с даты подписания экспертного заключения включает его в регистр и направляет органу местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления), принявшему (издавшему) муниципальный нормативный правовой акт.
В соответствии с ч.4 ст.7, ч.2 ст.43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Согласно п.2 ч.4 ст.36 указанного Федерального закона, глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Согласно ч.1, ч.2 ст.37 указанного Федерального закона, местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст.46 указанного закона, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов » (принят постановлением Законодательного от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС) установлено, что орган местного самоуправления (должностное лицо местного самоуправления), принявший (издавший) муниципальный нормативный правовой акт, в течение 30 дней со дня получения экспертного заключения направляет в уполномоченный орган информацию о результатах его рассмотрения.
Частью 2 ст.4 указанного Закона предусмотрено, что обязанность обеспечить полноту и достоверность информации, необходимой для ведения регистра, а также своевременность ее направления в уполномоченный орган, возложена на главу муниципального образования.
Согласно представления от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о ведении регистра муниципальных правовых актов, прокуратурой в феврале 2022 года проведена проверка соблюдения администрацией Суминского сельсовета требований законодательства об организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов . При изучении в феврале 2022 года размещенных на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в «Интернет» (httр://рrауvо-minjust.ru, http://право-минюст.рф) сведений установлено, что в нарушение ч.1 ст. 43.1 Закона № 131-ФЗ, ч.ч. 1,2 ст. 4, ч.4 ст. 5 Закона №-ОЗ в регистре муниципальных нормативных правовых актов до настоящего времени с пометкой «Выявлено несоответствие федеральному законодательству» числится 6 незаконных муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Сумиснкого сельсовета в период с 2011 по ДД.ММ.ГГГГ. Изложенное свидетельствует о грубом неисполнении требований законодательства об организации и ведении регистра муниципальных НПА, препятствует реализации прав граждан и организаций на получение информации о муниципальных нормативных правовых актах, формированию единого правового пространства РФ. Требуют принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших. (л.д.7-9)
Согласно скрин страницы портала Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в «Интернет» (httр://рrауvо-minjust.ru, http://право-минюст.рф) в регистре муниципальных нормативных правовых актов с пометкой «Выявлено несоответствие федеральному законодательству» числится 6 незаконных муниципальных нормативных правовых актов, (л.д. 10)
Согласно ответа главы Суминского сельсовета , следует, что представление рассмотрено, нарушения законодательства будут устранены в течение месяца (л.д.11)
Распоряжением главы Суминского сельсовета, специалисту администрации Суминского сельсовета, за несвоевременное предоставление информации объявлено дисциплинарное взыскание (л.д. 11 об.)
Согласно скрин страницы портала Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в «Интернет» (httр://рrауvо-minjust.ru, http://право-минюст.рф) на ДД.ММ.ГГГГ в регистре муниципальных нормативных правовых актов с пометкой «Выявлено несоответствие федеральному законодательству» числится 4 незаконных муниципальных нормативных правовых актов - постановление администрации Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление администрации Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление администрации Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, решение Совета депутатов Суминского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, принятых органами местного самоуправления Суминского сельсовета. (л.д.12-13)
Таким образом, из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой проверкой выявлены факты ненадлежащего исполнения администрацией Суминского сельсовета требований законодательства об организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов , выразившиеся в неприведении нормативных правовых актов в соответствии с требованиями законодательства (на основании заключений Министерства юстиции НСО) и ненаправлении информации о результатах рассмотрения заключений Министерства юстиции по НСО (в т.ч. муниципальных правовых актов, принятых для приведения 4 вышеуказанных НПА в соответствие с законодательством, в администрацию посредством деловой почты Vipnet для направления в регистр нормативных правовых актов ).
На каждый нормативный правовой акт, не соответствующий требованиям законодательства, Министерство юстиции НСО готовит заключение, которое посредством электронного документооборота направляется в орган местного самоуправления поселения, принявшего данный нормативный правовой акт. Каждое заключение должно быть рассмотрено, в случае согласия с ним принимается нормативный правовой акт, которым несоответствующий НПА, приводится в соответствие с законодательством (вносятся изменения, оспариваемый НПА признается утратившим силу или отменяется). О результатах рассмотрения сообщается в Министерство юстиции НСО.
Как следует из материалов дела и подтверждено в судебном заседании, не оспорено сторонами, до настоящего времени сведений о результатах исполнения требований, содержащихся в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, то есть о рассмотрении заключения Министерства юстиции на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству, о направлении сообщения в Министерство юстиции о результатах их рассмотрения не имеется.
Принимая во внимание то обстоятельство, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и нормы, содержащиеся в несоответствующих законодательству нормативных правовых актах, затрагивают права неопределенного круга лиц, и их применение может повлечь за собой нарушение прав граждан, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.
С учетом мнения сторон, суд полагает для исполнения решения суда установить срок 2 месяца, с момента вступления решения суда в законную силу. Предоставление большего срока не будет отвечать интересам неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурор обратился с иском.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, дающих основание для принятия иного решения по делу, сторонами не представлено.
В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Каргатского района Новосибирской области удовлетворить.
Обязать администрацию Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области рассмотреть заключения Министерства юстиции Новосибирской области на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству: постановление администрации Суминского сельсовета от 07.12.2021 № 32, постановление администрации Суминского сельсовета от 19.06.2017 № 32, постановление администрации Суминского сельсовета от 06.07.2012 № 17, решение Совета депутатов Суминского сельсовета от 04.06.2012 № 66 и направить в Министерство юстиции Новосибирской области информацию о результатах рассмотрения указанных заключений на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству, в срок 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Председательствующий: подпись Решетникова М.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2022 года
Председательствующий: подпись Решетникова М.В.
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-461/2022 Чулымского районного суда Новосибирской области.
УИД 54RS0042-01-2022-000615-12