ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4620/2021 от 18.10.2021 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело №2-4620/2021

УИД 39RS0002-01-2021-004962-23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2021 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда

в составе:

председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н.,

при секретаре Белозерцевой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Специализированной некоммерческой организации Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» о признании незаконной процедуры информирования собственников о наличии задолженности по оплате взносов, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что после получения от СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ответа, ему стало известно, что дом < адрес > переведен со специального счета на формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (общий котел). В < Дата > ФИО1 были получены копии документов, послуживших основанием для перевода в «общий котел», в том числе и копия постановления от < Дата > администрации городского округа «Город Калининград» о формировании в отношении многоквартирного дома < адрес > фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. В указанном постановлении также содержится поручение для комитета городского хозяйства администрации об обеспечении уведомления собственников помещений многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Однако данное поручение не было исполнено, поскольку ни один из собственников дома об этом уведомлен не был. Таким образом, только спустя два года ФИО1 узнал о том, что взносы на капитальный ремонт они, собственники дома, вносят не на специальный счет, а в «общий котел».

Ранее, решением общего собрания собственников МКД от < Дата > были приняты решения предложенные представителями администрации городского округа для проведения капитального ремонта МКД во исполнение судебного решения, а именно: выбран способ управления МКД - непосредственное управление собственниками помещений в МКД; выбран способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества МКД – на специальном счете; определен перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД по < адрес > - в соответствии с решением суда; определен срок проведения капитального ремонта общего имущества МКД - < Дата > год; определен владелец специального счета - Региональный оператор – специализированная некоммерческая организация Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в МКД»; избрано уполномоченное лицо, действующее от имени собственников, в том числе и по вопросу направления протокола общего собрания в адрес Регионального оператора, получения информации об открытии Региональным оператором специального счета - ФИО1, собственник квартиры < адрес >; выбрана кредитная организация для открытия специального счета - ОАО "< ИЗЪЯТО >"; выбрано уполномоченным на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете - специализированная некоммерческая организация Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (Региональный оператор).

< адрес > впервые пришел платежный документ на оплату взноса за капитальный ремонт общего имущества МКД за < Дата > г. Таким образом, собственники дома узнали о необходимости платить взносы на капитальный ремонт, и, как оказалось, это произошло после перевода в «общий котел». Позже стало известно, что начисление вносов проводилось с < Дата >, но фактически только в < Дата > произведено первое начисление взносов, но за весь предыдущий период, т.е. с < Дата > по < Дата > одновременно начислена сумма за весь двухлетний период.

Вместе с постановлением администрации от < Дата > ответчик также предоставил копию обращения к собственникам МКД (исх. от < Дата >.) о наличии задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт МКД, размер которой превышает 50% от размера начисленных взносов на капитальный ремонт. Однако указанное обращение, в результате неверно указанного адресата, было получено только одним лицом С.М.А., которая в < Дата > умерла. Иные собственники МКД данного уведомления не получали. Согласно уведомлению, собственникам МКД предложено погасить задолженность в срок не более 5 месяцев с даты уведомления. В случае не погашения задолженности до < Дата > орган государственного жилищного надзора уведомит об этом орган местного самоуправления, который обязан принять решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (в «общем котле»). Таким образом, действия ответчика о ненадлежащем уведомлении собственников МКД о наличии указанной выше задолженности являются нарушением требований ЖК РФ. Ссылаясь на положения ст. 173 ЖК РФ.

Считая, что решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (общий котел) было принято незаконно и подлежит отмене, < Дата > ФИО1 обратился с соответствующей жалобой. В соответствии с ответом Фонда от < Дата >, < Дата > специальный счет дома был закрыт. В < Дата >, после получения первых квитанций на оплату взносов, собственники МКД обнаружили большую задолженность по взносам за 5 лет, поэтому оплата производилась постепенно. На сегодняшний день взносы на капитальный ремонт вносятся собственниками регулярно, задолженности имеют собственники двух квартир, которые не получают квитанций. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просил признать незаконным и не соответствующим требованиям ст. 173 ЖК РФ порядок (процедуру) информирования собственников о наличии задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, приведший к переводу формировании фонда капитального ремонта со специального счета МКД на формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям и, настаивая на их удовлетворении, так же просил взыскать с ответчика издержки, связанные с рассмотрением данного дела, в размере 666 рублей 60 копеек.

Представитель ответчика СНО КА «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома» по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и указала, что многоквартирный дом < адрес > включен в первую редакцию региональной программы, соответственно, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников жилых и нежилых помещений данного дома возникла с < Дата >. Решение общего собрания собственников МКД о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать так же решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по предоставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальном счете, об определении порядка предоставления платежных документов и о размере расходов, связанных с предоставлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. Фонд оказывает услугу по расчету взносов на капитальный ремонт и предоставлению платежного документа при заключении собственниками МКД, фонд капитального ремонта которого формируется на специальном счете, соответствующего договора на условиях взимания платы. Однако указанный договор представитель собственников по МКД не заключал. Таким образом, Фонд не был уполномочен осуществлять услугу по выставлению платежных документов, что не освобождает собственников помещений МКД от уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества. Самостоятельно собственники задолженность не оплачивали. В связи с чем было установлено нарушение положения части 8 статьи 173 ЖК РФ, а именно размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составил менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, о чем Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области в адрес Фонда было направлено соответствующее уведомление. Фондом в адрес представителя собственников многоквартирного дома было направлено уведомление от < Дата > о необходимости погашения сформировавшейся задолженности в течение 5 месяцев до < Дата >. Указанные требования собственниками исполнены не были. Также уведомления были направленны через ГИС ЖКХ < Дата > согласно части 5 статьи 172 ЖК РФ. О выполнении всех необходимых действий Фонд проинформировал Министерство регионального контроля (надзора) письмом от < Дата >. Полагает, что Фондом не были нарушены права истца и других собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу < адрес >

Представитель третьего лица Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствие со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме

Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах, которые не исполняют свою обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт нарушают права других собственников помещений по формированию фонда капитального ремонта многоквартирных домов, поэтому Фонд в целях осуществления своей функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт осуществляет работы по принудительному взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный дом, расположенный по адресу: < адрес >, включен в первую редакцию региональной программы, соответственно, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников жилых и нежилых помещений данного многоквартирного дома возникла с < Дата >.

Истец ФИО1 является собственником жилого помещения, находящегося по адресу < адрес >.

Собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу < адрес >, < Дата > протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме выбрали способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на специальном счете; определили владельцем специального счета – специализированную некоммерческую организацию Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в МКД».

Согласно ч. 3 ст. 175 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.

Фонд оказывает услугу по расчету взносов на капитальный ремонт и предоставлению платежного документа при заключении собственниками многоквартирного дома, фонд капитального ремонта которого формируется на специальном счете соответствующего договора и на условиях взимания платы.

Вместе с тем, как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, представитель собственников помещений в многоквартирном доме < адрес >, такой договор в Фонд представлен не был, доказательств обратному стороной истца не представлено.

Таким образом, ответчик не был уполномочен осуществлять услугу по выставлению платежных документов, что не освобождает собственников помещений многоквартирных домов от уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества.

В связи с чем ответчиком было установлено нарушение положения части 8 статьи 173 ЖК РФ, а именно размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составил менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, о чем Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области в адрес Фонда было направлено соответствующее уведомление.

Судом установлено, что ответчиком в адрес представителя собственников многоквартирного дома было направлено уведомление от < Дата > о необходимости погашения сформировавшейся задолженности в течение 5 месяцев до < Дата >. Указанные требования собственниками исполнены не были.

В судебном заседании истец пояснил, что данное уведомление было направлено на неверный адрес, было получено собственником квартиры < адрес >. Указанные обстоятельства явились причиной, по которой собственники дома не были уведомлены надлежащим образом об образовании задолженности по взносам на капитальный ремонт.

Вместе с тем данный доводы судом отклоняется, поскольку сам истец не оспаривает того обстоятельства, что уведомление было получено одним из собственников многоквартирного дома – С.М.А., у которой имелась возможность передать его лицу, которому оно было направлено.

Более того, в соответствие с частью 5 статьи 172 ЖК РФ аналогичные уведомления были направленны через Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства < Дата >.

Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что о выполнении всех необходимых действий ответчик проинформировал Министерство регионального контроля (надзора) письмом от < Дата >.

Согласно части 3 статьи 164 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, указанное в этом решении либо имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме. Согласно протоколу общего собрания, указанным лицом был избран истец ФИО1

На основании ч. 9.1. ст. 173 ЖК РФ региональный оператор, избранный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве владельца специального счета и получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 настоящей статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 настоящей статьи, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, лицо, указанное в части 3 статьи 164 настоящего Кодекса, при непосредственном управлении многоквартирным домом обязаны инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности

Вместе с тем, данное требование истцом, как представителем собственников многоквартирного дома < адрес >, исполнено не было. Кроме того, как указал представитель ответчика, по состоянию на октябрь 2021 года задолженность собственником многоквартирного дома по оплате взносов на капитальный ремонт составляет 278382 рубля 71 копеек, которая, по сравнению с расчетом по состоянию на январь 2020 года, увеличилась более чем в два раза.

При указанных обстоятельствах доводы истца, связанные с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств, предусмотренных положениями ст. 173 ЖК РФ, являются несостоятельными.

В этой связи оснований для удовлетворения требований ФИО1, в том числе связанных с возмещением судебных расходов, понесенных в рамках данного дела, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Специализированной некоммерческой организации Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» о признании незаконной процедуры информирования собственников о наличии задолженности по оплате взносов, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2021 года.

Судья