Центральный районный суд г.Тулы Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г.Тулы — Судебные акты
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 ноября 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Тимашове Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 4621/11 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания и выдать удостоверение «Ветеран труда»,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания и выдать удостоверение «Ветеран труда».
В обоснование своих требований ФИО1 указал на то, что 26.09.2011 года он обратился с заявлением в отдел социальной защиты населения по г. Тулы о присвоении звания «Ветеран труда», так как дважды был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за активную работу в комсомоле. Он проработал в комсомольских органах на различных должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Работая в комсомольских органах он был награжден высшей комсомольской наградой ЦК ВЛКСМ – значком «За активную работу в комсомоле».
Однако отдел социальной защиты населения по отказал в присвоении звания «Ветеран труда» ссылаясь на Закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» считая, что Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи не являлся ведомством, созданным для руководства отдельными сферами хозяйственного и социально-культурного строительства в стране.
Просил суд признать решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты г. Тулы» об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда» незаконным, обязать ответчика выдать ему удостоверение «Ветеран труда».
В ходе судебного разбирательства по делу истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, просила в иске отказать, указала на то, что правовых оснований для отнесения Почетной грамоты ЦК ВЛКСМ к ведомственным знакам отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не имеется, поскольку Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи не входил в структуру союзных органов исполнительной власти.
Суд, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой, с первоначальной датой заполнения – ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке №, ФИО1. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал , ДД.ММ.ГГГГ утвержден в должности , ДД.ММ.ГГГГ избран , ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в в связи с утверждением его ДД.ММ.ГГГГ в должности , ДД.ММ.ГГГГ утвержден в должности , ДД.ММ.ГГГГ утвержден в должности , ДД.ММ.ГГГГ освобожден от обязанностей в связи с переводом на хозяйственную работу на .
В период осуществления трудовой деятельности в первичной комсомольской организации и в Тульском обкоме ВЛКСМ ФИО1:
- за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, в соответствии с Постановлением бюро ЦК ВЛКСМ от 22.11.1977 года;
- значком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле», на основании Постановления бюро ЦК ВЛКСМ от 10.02.1981 года.
Данные обстоятельства подтверждаются:
- Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ о награждении ФИО1 за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи;
- архивной справкой от 23.09.2011 года №, выданной , согласно которой по документам , в протоколе заседания бюро Тульского обкома ВЛКСМ от 31.10.1977 года № значится: « 1. Просить ЦК ВЛКСМ наградить Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи… ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, , кандидата в члены КПСС, члена ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ, члена бюро райкома ВЛКСМ. Награжден ранее Почетными грамотами и Тульского обкома ВЛКСМ…»;
- трудовой книжкой №, содержащей в себе сведения о награждении ФИО1 вышеуказанными наградами.
26.09.2011 года ФИО1 обратился в отдел социальной защиты населения по ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.
Решением Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» от 29.09.2011 года № ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи не входит в структуру союзных органов исполнительной власти, в связи с этим награды данной организации нельзя отнести к ведомственным знакам отличия в труде и эти награды не могут служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда».
Отказ ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» и позиция, поддержанная в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».
Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.
Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения.
Согласно п. 1.1 Устава ВЛКСМ, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи - самодеятельная общественная организация, объединяющая в своих рядах широкие массы передовой советской молодежи.
Комсомольские комитеты в целях повышения трудовой и политической активности, развития инициативы и самодеятельности юношей и девушек широко используют моральные стимулы и поощрения: занесение в Книгу Почета, награждение Почетным знаком ВЛКСМ, другими наградами комсомола, торжественное вручение комсомольским организациям ФИО3 знамен и т.д. (п. 4.14. Устава ВЛКСМ).
Доводы представителя ответчика, что Почетная грамота ЦК ВЛКСМ которой ФИО1 награжден за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи, не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и значком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» ФИО1 был награжден за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи, данные награды присвоены за заслуги и достижения в труде; данными наградами ФИО1 был удостоен в период его работы в и Тульском обкоме ВЛКСМ; награждение осуществлено уполномоченными на то органом от имени ЦК ВЛКСМ.
Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что по сущностным признакам Почетная грамота ЦК ВЛКСМ за подписью секретаря ЦК ВЛКСМ, скрепленная соответствующей печатью, и значок ЦК ВЛКСМ, могут быть признаны таковыми, поскольку присвоены истцу за долголетний добросовестный труд в период осуществления трудовой деятельности в комсомольской организации в качестве: секретаря комитета ВЛКСМ, заведующего орготделом Пролетарского райкома ВЛКСМ, заведующего сектором информации Обкома ВЛКСМ, заместителя заведующего отдела комсомольских организаций Обкома ВЛКСМ, заведующего отделом рабочей и сельской молодежи обкома ВЛКСМ за активную работу в комсомоле.
Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.
Судом принимается во внимание также то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в письме Минтруда России от 7 октября 1998 года № 5635-КС и в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30 согласно которым при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные звания, нагрудные знаки и значки, почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, и указано, что приведенный в данном письме перечень не является исчерпывающим, поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названной той или иной награды в этом перечне является необоснованным.
К ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Кроме этого как следует из вышеуказанных писем награды … ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, ЦК ВЛКСМ … рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде, с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, т.е. они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).
Почетная грамота ЦК ВЛКСМ утверждена 05.09.1942 года. Почетной грамотой также могли награждаться работники партийных, советских, профсоюзных, хозяйственных и общественных организаций, учебных заведений, министерств и ведомств за активное участие в коммунистическом воспитании молодежи.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.
Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что ФИО1, на момент обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имел необходимый трудовой стаж и был награждена ведомственными наградами, в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» является незаконным.
В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.
ФИО1 обратился с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», предоставив для этого необходимые документы.
Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.
В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».
Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».
В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать ФИО1 удостоверение «Ветеран труда».
Однако, поскольку обращение ФИО1 разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве ФИО1 на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания и выдать удостоверение «Ветеран труда» удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» незаконным.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» принять решение о присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий