ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4624/2012 от 18.12.2012 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2012 года гор.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда города Улан-Удэ Попова А.О.,

при секретаре Герасимовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шадрина С.В. к Окружному казачьему обществу РБ "Верхнеудинское" в лице атамана Бородина Б.К. о признании протокола ОКО от 13 апреля 2012г. незаконным и не соответствующим федеральному законодательству,

установил:

В суд обратился Шадрин с иском к Окружному казачьему обществу РБ "Верхнеудинское", указав, что 13 апреля 2012 года было заседание Совета Атаманов Окружного казачьего общества РБ «Верхнеудинское». Совет Атаманов ОКО считает незаконным, т.к. Совет Атаманов ОКО введен в Устав ОКО только 18.02.2012 года. Устав ОКО не был утвержден Главой Республики Бурятия Наговицыным В.В., поскольку не подписано распоряжение №48 от 29 июня 2012 г.. Кроме того, нарушены сроки регистрации изменения в Уставе, т.к. решение об изменении в Устав принято 18.02.2012 года, а регистрация изменений зарегистрирована в Минюсте 29.06.2012 года, с нарушением 3-х месячного срока. Кроме того Устав не соответствует требованиям ФЗ 154 от 05.12.2005 года, т.к. не включены районные общества. Просит восстановить нарушенные права, признать Совет Атаманов ОКО и его протоколы не законными.

Определением суда в качестве третьего лица к участию в деле привлечено Управление Министерства юстиции РФ по РБ.

В ходе судебного заседания истец Шадрин и его представитель Булахов заявленные требования поддержали, суду пояснив, что деятельность ответчика в незаконна в связи с несоответствием Устава федеральному законодательству, в ОКО не входят районные казачьи общества. Устав ОКО РБ «Верхнеудинское» создан на основании ФЗ №154, Устав должен быть приведен в соответствие с законом, но районные общества не организованы, вследствие чего Устав является незаконным.

Представитель ответчика Окружного казачьего общества РБ "Верхнеудинское" по доверенности Чужакин К.В. исковые требования не признал и суду пояснил, что Совет Атаманов проведен надлежащим образом, при проведении Совета 13.04.2012 года была принята отставка атамана Перевалова, назначен Круг по выборам, и.о. атамана назначен Бородин.

Представитель третьего лица Управление Министерства юстиции РФ по РБ по доверенности Еташкина М.И. также просила оставить иск без удовлетворения, указав, что казачьи общества создаются в форме некоммерческих организаций с учетом положений Федерального закона "О государственной службе российского казачества" и действуют в соответствии с Уставом. Устав ОКО РБ «Верхнеудинское» прошел государственную регистрацию, утвержден главой РБ, т.к. имеется распоряжение. Несоблюдение сроков представления документов на государственную регистрацию не является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации. Кроме того. в настоящем зарегистрировано только 2 районных общества, Кабанские казаки и Джидинские казаки, по её мнению регистрацию указанных обществ осуществлял Булахов. При проведении Совета Атаманов 13.04.2012 г. общество вправе руководствоваться новой редакцией Устава, принятой 18.02.2012 г. Устав утверждается на Круге и только согласовывается с Главой Республики Бурятия. Устав регулирует внутреннюю деятельность общества не с момента согласования или регистрации в Министерстве юстиции, а с момента утверждения обществом в установленном порядке.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ст.2 вышеуказанного Федерального закона некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

В силу п.5 ч.1 ст.2 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" окружное (отдельское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ.

Согласно Уставу ОКО РБ «Верхнеудинское» органами управления ОКО РБ «Верхнеудинское» являются: Круг, Совет Атаманов, Атаман, Правление.

Согласно п. 43 Руководящим коллегиальным органом ОКО РБ « Верхнеудинское» ЗВКО в период между заседаниями Круга является Совет Атаманов.

Стороны не оспаривают то обстоятельство, что 13.04.2012 года состоялся Совет Атаманов ОКО «Верхнеудинское», вместе с тем доводы истца, что на момент Совета не были внесены изменения в Устав принятые на Круге от 18.02.2012 года, не влечет признание незаконным Совета Атаманов 13.04.2012 года. При проведении Совета Атаманов 13.04.2012 г. общество вправе руководствоваться новой редакцией Устава, принятой 18.02.2012 г., Устав утверждается на Круге и только согласовывается с Главой Республики Бурятия. Из пояснений истца следует, что решения Круга проведенного 18.02.2012 года в судебном порядке не оспорены. При этом, предметом спора является протокол Совета Атаманов. Довод истца, что отсутствие подписи Главы Субъекта РБ Наговицына является основанием полагать, что устав ОКО не утвержден, т.к. подпись это волеизъявление человека, суд находит необоснованным, так суду представлено распоряжение Главы РБ, которое также было опубликовано, из распоряжения №48-рг следует, что Глава РБ утвердил Устав ОКО Верхнеудинское 29.06.2012 года. Сведений о том, что указанное распоряжение оспорено, признано незаконным, отменено в предусмотренном законом порядке не имеется. Отсутствие самой подписи Наговицына В.В. на Уставе не влечет его недействительность, т.к. имеется его распоряжение.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы о незаконности круга 18.02.2012 года не могут быть приняты судом во внимание, поскольку проверка процедуры проведения данного круга, законности принятых на нем решений предметом настоящего спора не является, а судебного решения о незаконности данного круга истцом не представлено. Нарушений конституционных прав Шадрина С.В. деятельностью ОКО "Верхнеудинское" не установлено, каких либо документов подтверждающих обратное в материалах дела не имеется.

Доводы о том, что в результате действующей редакции Устава ОКО "Верхнеудинское" нарушено конституционное право казаков на объединение, подлежат отклонению, т.к. тсутствие в п. 1 Устава ОКО "Верхнеудинское" указания о вхождении в состав окружного казачьего общества районных (юртовых) казачьих обществ не свидетельствует о лишении первичных объединений граждан, которые в силу новой редакции ФЗ-154 входят в состав юртового казачьего общества, права на вхождение в состав ОКО, так как действующая редакция Устава закрепляет за ними такое право.

Поскольку новой редакцией Устава ОКО "Верхнеудинское" гарантировано право каждого первичного объединения граждан Российской Федерации и членов их семей на вхождение в состав окружного казачьего общества, то доводы о незаконности деятельности ОКО "Верхнеудинское", выразившейся в создании препятствий гражданам на объединение, гарантированного ст. 30 Конституцией РФ, подлежат отклонению.

При этом из пояснений стороны истца следует, что требования основаны на нарушении процедуры принятия Устава, нарушении процедуры изменения положений устава.

Согласно ч.4 ст.14 ФЗ "О некоммерческих организациях" изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.

Согласно положений пункты 7.1, 7.3 Устава ОКО РБ "Верхнеудинское", в редакции действовавшей на 18 февраля 2012 года, высшим представительным органом управления является Круг ОКО РБ "Верхнеудинское", к исключительной компетенции которого относятся принятие и внесение изменений в Устав ОКО РБ "Верхнеудинское".

Таким образом, установив изложенные обстоятельства, суд приходит к следующему. Изменения в Устав ОКО РБ "Верхнеудинское" в новой редакции были внесены на основании решения Круга ОКО РБ "Верхнеудинское" от 18 февраля 2012года, а затем Устав утвержден Главой Республики Бурятия и зарегистрирован в установленном порядке. Решения общих собраний членов Круга ОКО РБ "Верхнеудинское" от 18 февраля 2012года не обжалованы и не были признаны незаконными в установленном законом порядке.

Доводы истца, что Совет Атаманов не соответствует федеральному законодательству, суд считает не обоснованным.

В связи с чем, требования истца о признании Совета Атаманов ОКО незаконным не подлежат удовлетворению, поскольку решение Круга от 18 февраля 2012года истцом не оспаривалось. Иные доводы не имеют юридического значения при рассмотрении настоящего дела.

Несоблюдение сроков представления документов на государственную регистрацию не может является основанием для удовлетворения иска, поскольку таковых последствий закон не предусматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шадрина С.В. к Окружному казачьему обществу РБ "Верхнеудинское" в лице атамана Бородина Б.К. о признании протокола ОКО от 13 апреля 2012г. незаконным и не соответствующим федеральному законодательству, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.

Судья А.О. Попова