ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4626/2015 от 14.10.2015 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации копия

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Менжинской О.В.

с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Оренбурге гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области об оспаривании инвентаризационной стоимости объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по оренбургской области, Федеральному государственному унитарному предприятию «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» об оспаривании инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, указав, чтов ... году он являлся собственником здания квасильно-засолочного цеха, расположенного по адресу ...

В ... году им были получены налоговое уведомление и налоговое требование об оплате налога на имущество физических лиц, в связи с тем, что в ... году он являлся собственником вышеуказанного имущества.

Сумма налога составила ..., которая была рассчитана исходя из инвентаризационной стоимости здания квасильно-засолочного цеха по состоянию на ....... равной .... Между тем, согласно заключения независимого оценщика ФИО4 рыночная стоимость здания составляет ....

Просил суд признать недействительной по состоянию на ... года инвентаризационную (стоимость здания квасильно-засолочного цеха, находящегося по адресу ..., в сумме ...;

Признать действительной по состоянию на .... инвентаризационную стоимость здания квасильно-засолочного цеха, находящегося по адресу ..., гор. (......, в сумме ...;

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области внести в государственный кадастр недвижимости ведения об инвентаризационной стоимости по состоянию на ... года здания (квасильно-засолочного цеха, находящегося по адресу ..., в сумме ...;

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области представить в ... сведения об инвентаризационной стоимости по состоянию на ... года здания квасильно-засолочного цеха, находящегося по адресу ..., в сумме ...,

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области представить в ... сведения об инвентаризационной стоимости по состоянию на ... года здания квасильно-засолочного цеха, находящегося по адресу ..., в сумме ...

Определением Ленинского районного суда г.Оренбурга по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на надлежащего Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Оренбургской области, к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил суд признать недействительной по состоянию на ... года инвентаризационную стоимость здания квасильно-засолочного цеха, находящегося по адресу ..., в сумме ...;

Признать действительной по состоянию на .... кадастровую стоимость здания квасильно-засолочного цеха, находящегося по адресу ..., в сумме ... для целей исчисления налога на имущество физических лиц;

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральную кадастровую палату Росреестра» по Оренбургской области внести в государственный кадастр недвижимости по состоянию на ... года сведения о кадастровой стоимости здания квасильно- засолочного цеха, находящегося по адресу ..., в сумме ... для целей исчисления налога на имущество физических лиц,

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральную кадастровую палату Росреестра» представить в ... сведения о кадастровой стоимости здания квасильно-засолочного цеха, находящегося по адресу ..., в сумме ... по состоянию на ... года для целей исчисления налога на имущество физических лиц;

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральную кадастровую палату Росреестра» представить в ......, а также в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области сведения о кадастровой стоимости здания квасильно-засолочного цеха, находящегося по адресу ..., в сумме ... по состоянию на ... года для целей исчисления налога на имущество физических лиц;

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральную кадастровую палату Росреестра» представить в ..., а также в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... сведения о кадастровой стоимости здания квасильно-засолочного цеха, находящегося по адресу ..., в сумме ... по состоянию на ... года для целей исчисления налога на имущество физических лиц;

Обязать ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (Оренбург, ...) внести в техническую документацию здания квасильно-засолочного цеха, находящегося по адресу ..., информацию о стоимости здания в сумме ... по состоянию на ... года для целей исчисления налога на имущество физических лиц;

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2 уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ... - ФИО3, действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В судебное заседание представитель соответчика ФГУП «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ», представители третьих лиц Межрайонной ......, ......, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области не явились, были извещены судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

С учетом мнения истца, его представителя, представителя ответчика, руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи (статья 2 Закона).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Подпунктом "в" пункта 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, установлено, что одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе.

В соответствии с пунктом 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

Согласно пункту 10 указанного Положения проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и Положения "Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, Приказом Госстроя и МНС России от 28.02.2001 N 36/БГ-3-08/67 утвержден Порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества.

В силу пунктов 1, 2 указанного Порядка организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года.

Организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

Пунктом 3 Порядка установлено, что сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов.

В случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.

В случае, если объект налогообложения на момент представления сведений не поставлен правообладателем на технический учет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам визуального наблюдения, которые впоследствии могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.

Правила определения инвентаризационной стоимости содержатся в Порядке оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденном приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 N 87 (далее - Порядок оценки от 04.04.1992 N 87). В силу пункта 1.4 Порядка оценки от 04.04.1992 N 87 оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации.

Пунктом 3.1 Порядка оценки от 04.04.1992 N 87 установлено, что в целях обложения налогом на имущество физических лиц оценка производится по их инвентаризационной стоимости.

Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (пункт 3.2 Порядка оценки от ... N N).

Судом установлено, что ФИО1 в ... году являлся собственником здания квасильно-засолочного цеха, расположенного по адресу ..., зарегистрированного ...N, право собственности которого было прекращено ...... года, в связи с регистрацией права собственности за ...

На основании данных об инвентаризационной стоимости здания налоговым органом рассчитан налог на имущество по состоянию на .... равной ....

Согласно данных Технического паспорта составленного по состоянию на .... процент износа строения составляет ...%

Истец, не согласившись с указанным размером износа и стоимостью здания самостоятельно организовал независимую оценку. Согласно заключения независимого оценщика ФИО4 от ... процент общего физического износа здания составляет ...%, а его стоимость ....

Вместе с тем, как следует из пояснений самого истца, за проведением технической инвентаризации ни он, ни иные правообладатели в период между указанными инвентаризациями в орган технического учета не обращались.

Исходя из положений вышеприведенных норм законодательства о техническом учете, величина физического износа может быть установлена только в результате проведения инвентаризации, которая должна проводиться не позднее чем раз в пять лет по заявлению заинтересованного лица.

Законодательство не устанавливает обязанность органа технического учета проводить техническую инвентаризацию по своей инициативе и за свой счет.

Указанная обязанность лежит на собственнике (ином обладателе вещного права) объекта недвижимости как лице, обязанном нести бремя содержания своего имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Таким образом, все риски, связанные с несвоевременным проведением технической инвентаризации, несет указанный владелец объекта недвижимости.

Истец до приобретения вышеуказанного объекта имел возможность получить сведения об инвентаризационной стоимости объекта и размере подлежащего уплате налога на имущество.

При таких обстоятельствах дела не имеется правовых оснований признавать недействительной инвентаризационную стоимость, определенную Предприятием в тот период, когда истец не был собственником объекта.

При таких обстоятельствах, суд полагает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению требования истца заявлены им к ответчику ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» об установлении инвентаризационной стоимости здания формовочного цеха, по состоянию на ..., в размере ... и о возложении обязанности на Предприятие внести соответствующие изменения в состав сведений государственного технического учета объектов капитального строительства.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ (далее - Закон о кадастре) и Положением филиал осуществляет деятельность по оказанию населению услуг по постановке земельных участков и объектов капитального строительства на государственный кадастровый учет и предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ...).

Кадастровая стоимость зданий, помещений рассчитывается филиалом в случаях, установленных п. 1.1. Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113 (далее - Порядок), в случаях:

- осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;

- при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости;

- осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Законом о кадастре.

Согласно п. 2.1. Порядка кадастровая стоимость здания, в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС) объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.

Также в ... включаются сведения о кадастровой стоимости, рассчитанной в рамках государственной кадастровой оценки объектов недвижимости во исполнение ст. 24.12 Закона об оценке.

Так, в ... году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории .... Заказчиком работ выступило ......, оценку произвел независимый оценщик - ФГУГТ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».

Результаты утверждены постановлением Правительства Оренбургской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории ...» от ...N-п (далее - постановление N-п), во исполнение ч. 4 ст. 15 Закона о кадастре переданы областным правительством в филиал и включены в .... Данное постановление вступило в силу с ....

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены по состоянию на ....

Значение среднего УПКС определяется в соответствии с приложением N к постановлению N-п.

Сведения с кадастровым номером N внесены в ... лишь ... на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости № N от ..., свидетельства о государственной регистрации права N от .... со следующими характеристиками: вид объекта недвижимости - «здание»; назначение - «нежилое здание»; площадь - N кв. м; местоположение - ...а; условный N; инвентарный N; статус сведений - «ранее учтенный».

Кадастровая стоимость указанного объекта (...) рассчитана ... в соответствии с пп. N Порядка с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости (.../кв. м) для нежилого здания, расположенного в кадастровом квартале N, на основании приложения N к постановлению ...N.

Представленный истцом отчет ...» N от ... об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества – нежилого здания в размере ..., суд не может принять в качестве доказательства его инвентаризационной стоимости, поскольку таковой составлялся на основании Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» №135-ФЗ от 29.07.1998г. без учета положений вышеуказанных нормативных актов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Федеральному государственному бюджетномуучреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области об оспаривании инвентаризационной стоимости объекта недвижимости– отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись Месяц О.К.

Мотивированное решение составлено: 19.10.2015г.

Судья: подпись Месяц О.К.