14RS0035-01-2022-006502-18
Дело № 2-4626/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 10 июня 2022 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жиркова Н.В., единолично, при секретаре Ивановой У.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жиганского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» о возложении обязанности поднять и утилизировать затонувшее судно,
у с т а н о в и л:
Истец, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ответчику о возложении произвести действия по подъему затонувшего судна «Плавкран», «Шаланда», т/х «Уклон» и утилизации. Мотивируют тем, что указанные затонувшие суда представляют угрозу окружающей среде, т.к. загрязняют водные объекты и препятствуют навигации судоходства и осуществлению любительского рыболовства в летнее время. Просит обязать ответчика поднять и утилизировать, в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, Плавкран в 624 км от правого берега на береговой полосе у устья р. Джарджан, 68°43"53.01, 124°00"25.72"", Шаланда 868 км от левого правого берега на незатопленном месте под бровкой 66°49"23.85", 123°23"22.96", т/х «Уклон» в 200 м от устья р. Стрекаловка на правом берегу в русле р. Лена в 873 км, 66°46"22.46", 123°22"28.46"
В судебном заседании старший помощник прокурора города Якутска Малюта Е.И. требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Яцкова Н.Н. по доверенности Данилова В.С. с предъявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, в суд не явились, были извещены надлежащим образом. Заявления и ходатайства в суд не поступали. От Управления Росприроднадзора по РС(Я) поступил отзыв от 25.05.2022, из которого следует, что ответчик в силу ч. 1 ст. 49 КВВТ РФ обязан поднять затонувшее судно и при необходимости удалять либо утилизировать его, полагает, что к затонувшему имуществу относятся не только потерпевшие крушения судна, но ив се иные затонувшие судна.
Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Закон об охране окружающей среды) определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из материалов дела следует, на 624 км от правого берега на береговой полосе у устья р. Джарджан, 6843"53.01”, E124°00"25,72" находится затонувшее судно «Плавкран», на 868 км от левого правого берега на незатопленном месте под бровкой N66°49"23,85", Е123°23"22,96" находится затонувшее судно «Шаланда», в 200 м от устья р. Стрекаловка на правом берегу в русле р. Лена в 873 км, N66°46"22,46", Е123°22"28,46" т/х «Уклон».
Из информации ответчика следует, что: в Государственном реестре РФ по Ленскому бассейну не содержаться сведения о зарегистрированных правах на судно «Шаланда». При этом в учреждении имеется реестр затонувших судов и в нем судовладельцем числиться ЛБУП; в Государственном реестре РФ по Ленскому бассейну не содержаться сведения о зарегистрированных правах на судно «Уклон». При этом в учреждении имеется реестр затонувших судов и в нем судовладельцем числиться совхоз 2Жиганский». Согласно информации МР «Жиганский НЭР» в связи с ликвидацией в 1996г. КП «Центральный» в настоящее время правопреемника совхоза «Жиганский» не имеется; у затонувшего судна «Плавкран» собственник неизвестен.
Само по себе исключение судна из Государственного судового реестра с прекращением зарегистрированных прав на него не свидетельствует о прекращении права собственности на затонувшее имущество.
Из письма Якутского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» от 21.03.2022 № 01-03-356 следует, что находящиеся в водных объектах рыбохозяйственного значения затонувшие суда и их фрагменты, окисляясь загрязняют окружающую среду и приводят к деградации водной среды. В высоких концентрациях железо действует на рыб токсически, снижая pH воды, рекомендовано проведение гидрохимических исследований для установления степени загрязненности среды обитания водных биоресурсов.
Согласно статей 3 и 4 Закона об охране окружающей среды основными принципами охраны окружающей среды являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ) внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации; судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом.
Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 КВВТ РФ).
В соответствии со статьей 3 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 47.1 КВВТ РФ установлены обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества, при этом указано, что в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником (пункт 6).
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 47.1 КВВТ РФ в случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде подъем затонувшего судна по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок; если затонувшее судно не создает угрозу безопасности судоходства - не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.
К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег (пункт 2 статьи 45 КВВТ РФ).
Соответственно, для возложения на ответчика обязанности по поднятию, удалению или утилизации затонувших судов на ответчика необходимо установить вышеуказанные юридически значимые обстоятельства, предусмотренные положениями КВВТ РФ.
Согласно статье 3 КВВТ РФ внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации; судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом.
Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р утвержден перечень внутренних водных путей Российской Федерации, в который р. Стрекаловка и р. Джарджан не входят, что исключает возможность удовлетворения требований истца к ответчику в отношении судна «Плавкран» и «Уклон», которые расположены на указанных реках.
Согласно ч. 4 ст. 34 КВВТ РФ Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей, кроме прочего, содержание внутренних водных путей.
В свою очередь п. 1 ст. 8 КВВТ РФ устанавливает, что содержание внутренних водных путей заключается в содержании судовых ходов, которые являются частью внутренних водных путей. Судоходство представляет собой деятельность на внутренних водных путях, связанную с использованием на таких путях судов для перевозок грузов, осуществления деятельность по погрузке-разгрузке судов и т.д.
Как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривается истцом судна расположены за пределами судового хода.
Кроме того, возложение обязанности по подъему, удалению либо утилизации затонувшего имущества на ответчика зависит от установления значительного характера угрожающего ущерба, либо значительного характера препятствования осуществлению рыболовства и проведению путевых и иных работ, который должен быть определен в каждом случае исходя из конкретной обстановки, с учетом характера самого имущества, установленных для данного региона уровней ПДК вредных веществ и уровня предельно допустимой антропогенной нагрузки, расположения зданий и объектов инфраструктуры на берегу и прилежащей территории, возможности прохождения рыболовецких судов, угрозы самим биоресурсам.
По смыслу пункта 1 статьи 49 КВВТ РФ, необходимость возложения предусмотренной данной нормой обязанности обусловлена наличием критериев, характеризующих серьезность и непосредственность угрозы, вызванной нахождением затонувшего имущества в границах внутренних водных путей.
Однако, истцом не представлено доказательств, что затонувшее судно «Шаланда» создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях работам.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворении иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска прокурора Жиганского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» о возложении обязанности поднять и утилизировать затонувшее судно: «Плавкран» в 624 км от правого берега на береговой полосе у устья р. Джарджан, «Шаланда» в 868 км от левого берега на незатопленном месте под бровкой, «Уклон» в 200 м от устья р. Стрекаловка на правом берегу в русле р. Лена в 873 км, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья: п/п Н.В. Жиркова
Копия верна:
Судья: Н.В. Жиркова
Секретарь У.Р. Иванова
Решение в окончательной форме изготовлено 20 июня 2022 г.