ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4627/2013 от 06.08.2013 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-4627/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«06» августа 2013 г. г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Попова С.В.

при секретаре Юрченко О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

С. обратился в Змеиногорский городской суд Алтайского края с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 1528 кв.м, расположенный по адресу: ...., с кадастровым номером: №. В кадастровом паспорте земельного участка установлена кадастровая стоимость всего земельного участка в размере 2 168 079,20 руб., однако указанная кадастровая стоимость является необоснованно завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, что подтверждается отчетом об оценке ИП ФИО1

Основываясь на приведенных доводах и обстоятельствах, а также положениях действующего законодательства, с учетом уточнения исковых требований, С. просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, по адресу: примерно в 440 метрах по направлению на юго-запад от ориентира административное здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: ...., равной его рыночной стоимости в размере 540 000 руб.; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 540 000 руб. с 29.07.2010г.

Определением Змеиногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело передано по подсудности в Центральный районный суд г.Барнаула.

В судебном заседании представитель истца ФИО15 настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований по изложенным в иске основаниям, указав на то, что нет необходимости обязывать регистрирующий орган вносить изменения в кадастровую стоимость земельного участка, т.к. решение суда обязательно для всех органов.

Представитель третьего лица УФНС России по Алтайскому краю ФИО10 полагала возможным удовлетворить исковые требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на доводы письменного отзыва.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что С. является собственником земельного участка категория земель: земли населенных пунктов – для организации массового отдыха, площадью 1528 кв.м., расположенного примерно в 440 метрах по направлению на юго-запад от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ...., с кадастровым номером: №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.11.2010г. № №

В соответствии с кадастровым паспортом кадастровая стоимость вышеуказанного участка составляет 2 168 079,20 руб.

В силу п.2 ст.66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Федеральным законом от 22.07.2010 №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №135-ФЗ), в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно п.3 ст.66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из приведенных выше норм права следует, что действующее законодательство допускает как определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, так и установление рыночной стоимости земельного участка; возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной.

Согласно отчету об оценке ИП ФИО1 от 29.03.2013г., рыночная стоимость участка, расположенного по адресу: ...., с кадастровым номером: № по состоянию на 29.07.2009г. составляла 540 000 руб. Представленный отчет лицами, участвующими в деле, не оспорен.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон №221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В п.11 ч.2 ст.7 Закона №221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с ч.4 ст.16 Закона № 221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.

Согласно ст.3 Федерального закона от 24.07. 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Таким органом исполнительной власти является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457.

При этом, согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.05.2009 №21 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества наделены Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ.

В настоящее время Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Алтайскому краю реорганизовано путем присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в Алтайском крае создан филиал указанного учреждения.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования в части установления рыночной стоимости земельного участка категория земель: земли населенных пунктов – для организации массового отдыха, площадью 1528 кв.м., расположенного примерно в 440 метрах по направлению на юго-запад от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ...., с кадастровым номером: № в размере 540 000 руб. в качестве его кадастровой стоимости подлежат удовлетворению.

Требования С. в части обязания ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по .... внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 540 000 руб. с 29.07.2010г. не подлежат удовлетворению согласно следующего.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон № 221-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Частью 3 ст. 1 Закона № 221-ФЗ установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом N 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом № 221-ФЗ порядке документов, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ.

Как указано в ч. 7 ст. 4 Закона № 221-ФЗ, в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено Законом № 221-ФЗ.

Исходя из ч. 10 ст. 4 Закона № 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

В соответствии с пп. 7 п. 8, п. 66 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 (далее - Порядок), в реестр объектов недвижимости в том числе вносятся сведения о кадастровой стоимости земельного участка (кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения, реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости), среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для муниципального района (городского округа).

Пунктом 53 Порядка предусмотрено, что внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.

В отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.

В отношении частей объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а "учтенный" - на "архивный" при поступлении в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов, соответственно, о зарегистрированных ограничениях (обременениях) вещных прав либо документов о регистрации прекращения ограничений (обременении) прав и отсутствии сведений о том, что на данную часть не зарегистрировано другое ограничение (обременение) права.

Пунктом 57 Порядка установлено, что при внесении в реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом архивные. Исключением из данного правила являются кадастровые сведения, для которых в реестре допускается наличие нескольких характеристик (например, адрес правообладателя объекта недвижимости и т.п.).

Как следует из изложенного, установление в 2013 году новой кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости с 29.07.2009 неправомерно, поскольку новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату и включение каких-либо сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, с учетом положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного постановления.

На основании изложенного, с учетом положений статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, исковые требования С. в части возложения обязанности на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 540 000 руб. с 29.07.2010г. не подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах суд признает заявленные требования обоснованными в части.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования С. удовлетворить частично.

Установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 1528 кв.м, находящегося примерно в 440 метрах по направлению на юго-запад от ориентира административное здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: ...., в размере 540 000 руб. в качестве его кадастровой стоимости.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.В. Попов