Решение принято в окончательной
форме 14 июля 2014 года
Дело № 2-4627/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 июля 2014 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего Киселевой Е.А.
при секретаре Кирилловой Ю.Г.,
с участием ФИО1,
помощника прокурора Ивановой Н.А.,
представителя ответчика Администрации ФИО2,
представителя ответчика Минтерразвития ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах ФИО1 к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области, администрации города Мурманска о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска, действующий в интересах инвалида ФИО1, к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области, администрации города Мурманска о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, понуждении к действию.
В обоснование иска указано, что ФИО1 является инвалидом *** группы с Дата .
ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Дата в соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мурманской области, утвержденных решением исполнительного комитета Мурманского областного Совета народных депутатов № 92 от 17.04.1991 и Президиума Мурманского облсофпрофа <...> от 29.05.1991 (далее - Правила), как проживающая в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям и степени благоустройства.
Дата ФИО1 обратилась в Администрацию г. Мурманска с заявлением о постановки на льготную очередь. Таким образом, ФИО1, вставшая на очередь до Дата и являющаяся инвалидом 2 группы, в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Дата ФИО1 в Администрацию города Мурманска были представлены все необходимые документы, согласно п.п. 2.2, 2.3 Порядка для получения единовременной денежной выплаты.
Дата региональной межведомственной жилищной комиссии по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, утвержденной распоряжением Губернатора Мурманской области от Дата № 74-РГ, при анализе учетных дел ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в целях предоставления единовременной денежной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федеральной субвенции 2011, принято решение рекомендовать администрации города Мурманска дополнить учетное дело ФИО1 документами муниципальной межведомственной комиссии о состоянии занимаемых очередниками жилых помещений.
Проверкой, проведенной прокуратурой округа по обращению инвалида ФИО1 установлено, что Министерством строительства и территориального развития Мурманской области в нарушение п.п. 2.2, 2.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов запрошены дополнительные документы.
До настоящего времени инвалид 2 группы ФИО1 не обеспечена единовременной денежной выплатой для приобретения жилого помещения.
Просит признать право ФИО1 на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Обязать Администрацию города Мурманска передать учетное дело ФИО1 в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области для предоставления единовременной денежной выплаты для самостоятельного приобретения жилья. Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области предоставить ФИО1 единовременную денежную выплату для самостоятельного приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Представитель истца помощник прокурора Октябрьского АО г. Мурманска в судебном заседании на иске настаивал по основаниям, в нем изложенным.
В судебном заседании ФИО1 поддержала требования прокурора, указав, что до настоящего времени она как инвалид 2 группы проживает в доме, где отсутствуют все виды благоустройства, в доме нет горячей воды, направленные в адрес администрации и Министерства запросы о не обеспечении ее выплатой оставлены без ответа.
Представитель ответчика администрации города Мурманска в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска в части, касающейся Администрации города Мурманска, поскольку учетное дело ФИО1 Министерство вернуло в адрес Администрации в рекомендацией дополнить его заключением межведомственной комиссии, однако указанное заключение может быть составлено на основании обращения собственника жилого помещения дома, с таким обращением ни ФИО1, ни иные собственники Адрес*** не обращались, в связи с чем у администрации не было оснований для направления дела в Министерства, поскольку учетное дело не было бы принято.
Представитель ответчика Минтерразвития в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил в удовлетворении требований отказать. В обоснование возражений указала, что ФИО1 с Дата состоит в администрации города Мурманска на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилья). В едином областном списке, сформированном Министерством труда и социального развития Мурманской области по состоянию на Дата , ФИО1 состоит под №*** . В 2014 году для обеспечения жилыми помещениями ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, выделено ***. рублей на улучшение жилищных условий 14 человек. Для распределения федеральной субвенции у администрации муниципальных образований, имеющих на учете граждан указанных категорий, министерством запрошены учетные дела очередников из единого областного списка в порядке очереди (в том числе учетное дело ФИО1). По итогам рассмотрения учетных дел кандидатов приказами Министерства от Дата №*** , от Дата №*** , утверждены списки получателей единовременных денежных выплат в 2014 году под выделенный объем федерального финансирования. В указанных списках ФИО1 не значится, учетное дело заявительницы в Минстрой МО представлено не было, в связи с чем какое-либо решение по нему не принималось. Размер социальной выплаты лицу, имеющему право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, во втором квартале 2014 года, был рассчитан на сумму *** руб., с учетом средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Мурманской области (Приказ Минстроя России от Дата №*** ). По итогам выданных гарантийных писем остаток средств федерального бюджета составил ***.рублей. Принимая во внимание вышеизложенное, Министерство строительства и территориального развития возражает против удовлетворения заявленных требований и просит суд отказать в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев учетное дело ФИО1, удовлетворяет иск по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 17 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до Дата , осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 36 ЖК РСФСР в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих.
Согласно пункту 1.2. Постановления Правительства Мурманской области от 06.04.2009 N 160-ПП "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" меры социальной поддержки за счет целевой субвенции на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предоставляются в форме социальных выплат на приобретение жилья и устанавливаются в отношении граждан, определенных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ветераны) и статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - инвалиды).
Пункт 2.1. Постановления Правительства Мурманской области от 06.04.2009 N 160-ПП устанавливает, что право граждан на получение единовременной денежной выплаты подтверждается гарантийным письмом Мурманской области о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 1.
Пункт 2.2. Постановления Правительства Мурманской области от 06.04.2009 N 160-ПП предусматривает, что для получения единовременной денежной выплаты граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление по форме согласно приложению N 2.
Заявление на получение единовременной денежной выплаты подается персонально гражданином, имеющим право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, за исключением семей, имеющих детей-инвалидов, а также граждан, признанных недееспособными по решению суда.
Перечень документов, предоставляемых одновременно с заявлением гражданина, перечислен в пункте 2.3. Постановления Правительства Мурманской области от 06.04.2009 N 160-ПП
Указанные документы предоставляются в копиях с одновременным предъявлением оригинала. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются лицом, принимающим документы, оригиналы документов возвращаются заявителю. В случае предоставления заявителем нотариально заверенных копий предоставление оригиналов документов не требуется.
Сбор документов осуществляется гражданином самостоятельно.
Требовать предоставления документов, не предусмотренных настоящим Порядком, не допускается.
Внесение изменений в учетное дело получателя единовременной денежной выплаты допускается по личному заявлению гражданина или на основании информации органа местного самоуправления, но только при наличии документов, подтверждающих правомерность такого внесения.
По итогам рассмотрения заявлений и документов органы местного самоуправления принимают решение о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении его в список лиц, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета (Пункт 2.4. Постановления Правительства Мурманской области от 06.04.2009 N 160-ПП).
Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой ГБ МСЭ №*** №*** от Дата .
ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес***, что подтверждается справкой ГОУ «МФЦ МО» от Дата и отметкой в паспорте.
Общая площадь указанного жилого помещения, собственником которого на договора приватизации от Дата является ФИО1, составляет *** кв.м., в том числе жилая *** кв.м.
Иного жилого помещения принадлежащего на праве собственности ФИО1 не имеет.
ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Дата в соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мурманской области, утвержденных решением исполнительного комитета Адрес*** Совета народных депутатов №*** от Дата и Президиума Мурманского облсофпрофа <...> от 29.05.1991 (далее - Правила), как проживающая в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям и степени благоустройства. Указанные Правила утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Мурманской области от 31.10.2005 N 421-ПП в связи с вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Мурманской области от 07.07.2005 N 646-01-ЗМО "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма"
Согласно действовавшему на момент принятия ФИО1 на учет решению исполнительного комитета Мурманского городского Совета депутатов трудящихся от 06.05.1977 № 234 «Об отнесении жилого фонда к категории неблагоустроенного по городу Мурманску» при постановке на учет граждан, нуждающихся в жилье, неблагоустроенным жильем считаются деревянные дома, не оборудованные центральным отоплением, горячим и холодным водоснабжением (л.д.54).
Из заявления ФИО1 следует, что она проживает в квартире с частичными удобствами (отсутствует горячее водоснабжение). Из акта проверки жилищных условий заявителя от Дата следует, что дом, расположенный по адресу: Адрес***, является деревянным, ветхим.
Согласно акту №*** от Дата , составленного комиссией в составе представителей ММБУ «***», МУП «***» ОАО «***», физический износ дома на Дата год составил ***%.
Дата ФИО1 обратилась в Администрацию г. Мурманска с заявлением о постановки на льготную очередь, которое было приобщено к учетному делу.
Таким образом, ФИО1, вставшая на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории инвалид *** группы до Дата в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ, имеет право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Дата ФИО1 в Администрацию города Мурманска были представлены все необходимые документы, согласно п.п. 2.2, 2.3 Порядка для получения единовременной денежной выплаты.
На основании представленных документов Дата Администрацией города Мурманска было сформировано учетное дело и, в соответствии с п.2.7. Порядка передано в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области для проверки и принятия дальнейшего решения об утверждении размера единовременной денежной выплаты.
Дата по результатам проверки учетного дела ФИО1 Министерство строительства и территориального развития Мурманской области вернуло учетное дело по основаниям п.3 ч.1 статьи 51 ЖК РФ, поскольку в деле отсутствовало заключение межведомственной комиссии при администрации города Мурманска о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Постановлением администрации города Мурманска от 30.05.2011 № 895 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении их в список лиц, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета» ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список лиц, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Дата Администрацией г. Мурманска повторно направлено учетное дело ФИО1 в Министерство строительства и территориального развития для принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты ФИО1
14.06.2011 региональной межведомственной жилищной комиссии по рассмотрению вопросов по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, утвержденной распоряжением Губернатора Мурманской области от 26.05.2011 № 74-РГ, при анализе учетных дел ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в целях предоставления единовременной денежной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федеральной субвенции 2011, принято решение рекомендовать администрации города Мурманска дополнить учетное дело ФИО1 документами муниципальной межведомственной комиссии о состоянии занимаемых очередниками жилых помещений.
Учитывая, что ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, то в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», предусматривающей, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 №1549-О-П по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не предполагается возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01.03.2005 принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке основания постановки на такой учет.
Поскольку ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающейся до 01.03.2005, по основаниям нахождения ее дома в непригодном для проживания состоянии, а в дальнейшем переведена на льготную очередь по основаниям инвалид 2 группы, дополнительных оснований возложения на ФИО1 обязанности по подтверждению нуждаемости в улучшении жилищных условий путем предоставления заключения муниципальной межведомственной комиссии о состоянии жилого помещения ФИО1 не имеется.
Таким образом, учетное дело ФИО1 Администрацией города Мурманска сформировано в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области Порядком и дополнение его заключением межведомственной комиссии о состоянии жилого помещения ФИО1 не может служить препятствием для реализации истицей своих прав.
Учитывая изложенное, принимая во внимание факт проживания ФИО1 в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям, отсутствие у нее иного пригодного для проживания жилья на праве собственности либо ином законном основании, с учета в установленном порядке не снята, суд приходит к выводу, что ФИО1 является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и так как она до Дата принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, и на момент принятия ЖК РФ и рассмотрения дела в суде основания для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не утрачены и не отпали, в связи с чем учитывая положения статьи 17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, суд находит требования прокурора о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, суд обязывает Администрацию города Мурманска передать учетное дело ФИО1 в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области для предоставления единовременной денежной выплаты для самостоятельного приобретения жилья, обязывает Министерство строительства и территориального развития Мурманской области предоставить ФИО1 единовременную денежную выплату для самостоятельного приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
То обстоятельство, что в настоящее время выделенные субвенции на 2014 год распределены между иными участниками подпрограммы, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска, действующего в интересах ФИО1 к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области, администрации города Мурманска о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, понуждении к действию – удовлетворить.
Признать право ФИО1 на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Обязать Администрацию города Мурманска передать учетное дело ФИО1 в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области для предоставления единовременной денежной выплаты для самостоятельного приобретения жилья.
Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области предоставить ФИО1 единовременную денежную выплату для самостоятельного приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий_______________