ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4629/19 от 30.10.2019 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2019 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Петуховой Т.Э., при секретаре Василец С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4629/2019 по иску Байкало-Ангарского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО2 о запрете эксплуатации судна,

У С Т А Н О В И Л:

Байкало-Ангарский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лицс иском к Ступину С.А. о запрете Ступину С.А. – собственнику судно эксплуатации данного судна, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации до внесения в государственный судовой реестр Байкало-Ангарского бассейна изменений в части наименования судна, эксплуатации данного судна, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации до прохождения технического освидетельствования судна в Восточно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра и получения документов, подтверждающих годное техническое состояние судна, эксплуатацию данного судна, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации до получения судовых документов, предусмотренных ч.1 ст.14 КВВТ РФ.

В обоснование иска указано следующее. Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением требований безопасности плавания на внутреннем водном транспорте изучены материалы проверки, поступившие из Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Ространснадзора, и установлены нарушения законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте в деятельности частного судовладельца Ступина С.А. при эксплуатации судна тсудно».

По итогам проверки установлено, что в соответствии с информацией отдела регистрации судов ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» (далее - ФБУ «АБАБ») в государственном судовом реестре судно под названием т/судно не числится.

Вместе с тем, ранее (дата регистрации <Дата обезличена>) и по настоящее время в государственном судовом реестре состоит на учете судно т/х «Безымянный», идентификационный номер <Номер обезличен>, тип и назначение судна –служебно-разъездной теплоход, находящийся в частной собственности Ступина С.А. в соответствии со свидетельством о праве собственности РТ-II <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Судно судно в нарушение ст. 16 КВВТ РФ используется на внутренних водных путях Байкало-Ангарского бассейна Ступиным С.А. для перевозки пассажиров в коммерческихцелях без регистрации в установленном законом порядке, соответственно несостоит ни в одном из реестров судов Российской Федерации(государственный судовой реестр, реестр маломерных судов, реестр арендованных иностранных судов, Российский международный реестр судов, реестр строящихся судов). Лицензия на перевозку пассажиров на данное судноВосточно-Сибирским управлением государственного речного надзора Ространснадзора не выдавалась.

В нарушение ст.13 КВВТ РФ на бортах судна«судно» отсутствует идентификационный номер.

Эксплуатация судна «судно в навигацию 2019 года подтверждается материалами проверки и объяснениями Ступина С.А., согласно которым судно используется для перевозки пассажиров, то есть с нарушениями п.216 и п.517 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен>, так как судовладельцем не пройдено техническое освидетельствование, то есть фактически судно являетсянегодным к эксплуатации.

Так, из представленных в ходе проверки объяснений судовладельца Ступина С.А. от <Дата обезличена> следует, что он осуществлял пассажирские экскурсии в акватории оз. Байкал вблизи залива Обутеиха на маломерном судне «ЛОРА», бортовой номер <Номер обезличен>, длина 22 метра 18 см., которое предназначено для перевозки пассажиров, при этом не имеет ежегодного технического освидетельствования на годность к плаванию и лицензии на право перевозку пассажиров.

Из объяснений Ступина С.А. от <Дата обезличена> следует, что на судне «судно перевозились пассажиры в количестве 10 человек, при этом судно не имеет пройденного технического освидетельствования на годность к плаванию, последний раз было предъявлено <Дата обезличена>, то есть более 7 лет назад.

Данный факт также подтверждается Постановлением ВСУГРН Ространснадзора <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, вынесенным в отношении судоводителя Ступина С.А. по ч.1 ст. 11.8 КоАП РФ по результатам рассмотрения материалов, переданных из ИЛО МВД РФ на ВТ, за управление судном не прошедшим технического осмотра (освидетельствования).

В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования и с учетом уточнения просил суд: запретить Ступину С.А. - собственнику тсудно эксплуатацию данного судна, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до:

1. постановки на учет (регистрации) судна «LORA»/«ЛOPА» в установленном законом порядке в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей», либо Центре ГИМС (управление) ГУ МЧС России по Иркутской области;

2. прохождения технического освидетельствования судна «LORA»/«ЛOPA» в уполномоченных органах: Восточно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра либо Центре ГИМС (управление) ГУ МЧС России по Иркутской области и получения документов, подтверждающих годное техническое состояние судна;

3.получения судовых документов, предусмотренных ст.14 КВВТ РФ, в случае регистрации судна в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей».

Старший помощник Байкало-Ангарского транспортного прокурора Сенаторова Е.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, повторив доводы иска, просила суд исковые требования с учетом уточнения удовлетворить в полном объеме, пояснила, что судно судно»должно быть зарегистрировано ответчикомв любом уполномоченном органе исходя из измененных параметров судна, должно иметь номер, у ответчика должны быть документы, подтверждающие годное техническое состояние судна. С регистрирующими органами ответчиком для надлежащей эксплуатации судна должен быть решен вопрос, где оно должно быть зарегистрировано.

Ответчик Ступин С.А. в судебном заседаниине возражал против удовлетворения уточненных исковых требований. Дополнительно пояснил, что заявленные истцом требования будут Ступиным С.А. исполнены до лета, судно ответчик уже поставил на стоянку, слил воду, не эксплуатирует. Также пояснил, что уменьшил длину судна, предпринимает меры по регистрации судна в установленном порядке.

Заслушавстаршего помощникаБайкало-Ангарского транспортного прокурора Сенаторову Е.Г., ответчика Ступина С.А., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ) судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании.

В силу п. 2 ст. 34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов.

Из содержания искового заявления следует, что по итогам проверки установлено, что в соответствии с информацией отдела регистрации судов ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» (далее-ФБУ «АБАБ») в Государственном судовом реестре судно под названием т/х «LORA» / «ЛОРА» не числится.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, ранее (дата регистрации <Дата обезличена>) в государственном судовом реестре состояло на учете судно т/х «Безымянный», идентификационный номер ВС-01-53, тип и назначение судна –служебно-разъездной теплоход, находящееся в частной собственности Ступина С.А. в соответствии со свидетельством о праве собственности РТ-II <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Согласно информации ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» от <Дата обезличена><Номер обезличен> маломерное судно с бортовым номером Р77-61ИН, зарегистрированное <Дата обезличена> в реестре маломерных судов и находящееся в собственности Ступина С.А., исключено из реестра маломерных судов <Дата обезличена> по причине перехода судна в Государственный судовой реестр, так как длина судна составляет 22,18 метров.

Также Восточно-Сибирским филиалом Российского Речного Регистра (далее - ВСФ РРР) представлена информация от <Дата обезличена><Номер обезличен> о том, что ранее на классификационном учете состояло служебно-разъездное судно «Безымянный» с регистровым номером <Номер обезличен>, техническое состояние негодное, судовладелец Ступин С.А., которое снято с учета Регистра <Дата обезличена> в связи с переходом к новому месту приписки. В тоже время судно «ЛОРА» на классификационном учете в ВСФ РРР не состоит.

Согласно п. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством (п.3 ст.16 КВВТ РФ).

На основании п.п.1,2 ст. 16 КВВТ РФ государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.

Согласно п. 1 ст.35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Порядок наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, включая требования, которым они должны соответствовать, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Согласно Приказу Министерства транспорта РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов в силу ст.35 КВВТ РФ является Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» (далее - ФАУ РРР)

Объекты внутреннего водного транспорта, включающие суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, являются объектами регулирования Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (далее – Технический регламент), который применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности (п.1, п.3 Технического регламента).

В силу п.4 Технического регламента выполнение требований настоящего технического регламента должно обеспечить, в том числе следующую безопасность объектов регулирования: биологическую безопасность; взрывобезопасность; гидрометеорологическую безопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; экологическую безопасность; энергетическую и экологическую эффективность; другие виды безопасности объектов регулирования в целях, указанных в пункте 3 настоящего технического регламента.

В соответствии с п. 216 Технического регламента к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 настоящего технического регламента.

Согласно п. 517 Технического регламента после постройки, а также переоборудования, обновления, модернизации и ремонта объектов регулирования, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, следствием которых явилось изменение их типа и назначения, после покупки объектов регулирования, построенных иностранными строителями, производится их первоначальное освидетельствование на соответствие требованиям, установленным разделом II настоящего технического регламента.

Эксплуатация судна судно в навигацию 2019 года подтверждается материалами проверки <Номер обезличен> № КУСП по факту административного правонарушения и объяснениями Ступина С.А., согласно которым судно используется для перевозки пассажиров, то есть с нарушениями п.216 и п.517 Технического регламента, так как судовладельцем не пройдено техническое освидетельствование, то есть фактически судно является негодным к эксплуатации.

Из представленных в ходе проверки объяснений судовладельца Ступина С.А. от <Дата обезличена> следует, что он осуществлял пассажирские экскурсии в акватории оз. Байкал вблизи залива Обутеиха на маломерном судне «судно», бортовой номер <Номер обезличен>, длина 22 метра 18 см., которое предназначено для перевозки пассажиров, при этом не имеет ежегодного технического освидетельствования на годность к плаванию и лицензии на право перевозку пассажиров.

Из объяснений Ступина С.А. от <Дата обезличена> следует, что на судне судно перевозились пассажиры в количестве 10 человек, при этом судно не имеет пройденного технического освидетельствования на годность к плаванию, последний раз было предъявлено <Дата обезличена>, то есть более 7 лет назад.

Данный факт также подтверждается Постановлением ВСУГРН Ространснадзора <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, вынесенным в отношении судоводителя Ступина С.А. по ч.1 ст. 11.8 КоАП РФ по результатам рассмотрения материалов, переданных из ИЛО МВД РФ на ВТ, за управление судном не прошедшим технического осмотра (освидетельствования).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства было подтверждено, что судно т/судно» в нарушение ст. 16 КВВТРФ используется на внутренних водных путях Байкало-Ангарского бассейна ответчиком Ступиным С.А. для перевозки пассажиров в коммерческихцелях без регистрации в установленном законом порядке, так как данное судно несостоит ни в одном из реестров судов Российской Федерации (государственный судовой реестр, реестр маломерных судов, реестр арендованных иностранных судов, Российский международный реестр судов, реестр строящихся судов). Отсутствие регистрации означает и непрохождение судном судно» необходимого технического освидетельствования.

На основании ст.13 КВВТ РФ каждое судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название или номер. Название суднуприсваивается его собственником и наносится на оба борта носовой части, ипереднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна.

При этом как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком в нарушение указанных требований КВВТ РФ на бортах судна «ЛОРА»/«LO.RA» отсутствует идентификационный номер.

Кроме того, на судах, подлежащих государственной регистрации, в соответствии с п.1 ст. 14 КВВТ РФ должны находиться следующие судовые документы: 1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; 2) свидетельство о праве собственности на судно; 3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); 4) мерительное свидетельство; 5) свидетельство о минимальном составе экипажа судна;6) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; 7) судовая роль; 8) судовой журнал; 9) разрешение на судовую радиостанцию; 10) судовое санитарное свидетельство о праве плавания.

Из материалов дела следует и не оспаривалось ответчиком, что в нарушение данных требований на судне «судно» отсутствуют указанные судовые документы.

Также судом установлено, что Ступин С.А. без согласований в установленном законом порядкепроизвел реконструкцию по уменьшению длины судна с 22,18 метров до 19,85 метров.

Факт внесения конструктивных изменений в проект судна подтверждается сведениями, полученными из Центра ГИМС (управление) ГУ МЧС России по Иркутской области.

В соответствии с действующим законодательством судно, имеющее длину менее 20 метров, может состоять как в государственном судовом реестре, так и в реестре маломерных судов, в зависимости от целей его использования на внутренних водных путях Байкало-Ангарского бассейна.

Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем исполнения обязанности в натуре, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд соглашается с доводами истца о том, что предъявление данного иска обусловлено защитой прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку обеспечить безопасную эксплуатацию судов в отсутствие прохождения технического осмотра (освидетельствования) невозможно; несоблюдение норм и требований, регламентирующих безопасность на внутренних водных путях Восточно-Сибирского бассейна при эксплуатации судна судно» влечет опасность возникновения инцидентов с водными средствами транспорта, создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья, как членам экипажа и пассажирам судна, так и иным лицам, сохранности перевозимых грузов и имущества, а также экологической безопасности, и, следовательно, ведет к нарушению интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что установленные в ходе судебного разбирательства нарушения требований законодательства в области обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, предусмотренных в сфере внутреннего водного транспорта Российской Федерации, существенно нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, исследовав представленные доказательства в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Байкало-Ангарского транспортного прокурора, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Ступину С.А.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Суд, учитывая, что истец в соответствии с пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, приходит к выводу, чтосумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчика в соответствующий бюджетпо нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, составляет300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Байкало-Ангарского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО2 удовлетворить.

Запретить ФИО2 эксплуатацию судна «судно, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до:

1. постановки на учет (регистрации) судна судно в установленном законом порядке: в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» либо в Центре ГИМС (управление) ГУ МЧС России по Иркутской области;

2. прохождения технического освидетельствования судна «судно уполномоченных органах: Восточно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра либо в Центре ГИМС (управление) ГУ МЧС России по Иркутской области и получения документов, подтверждающих годное техническое состояние судна;

3. получения судовых документов, предусмотренных ст.14 КВВТ РФ в случае регистрации судна в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей».

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину за рассмотрение искового заявления в размере 300 руб. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:

<Номер обезличен>

....