Дело 2-4629/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2014 года
Центральный районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Патрушева Ю.В.,
при секретаре Семыколенных Е.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Омске гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании в части предписания Государственной инспекции труда в Омской области незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ ему, как директору общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Канцелярские товары» было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым он обязан устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы нового права.
Пункты 1, 2, 3, 4, 5, 7 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ считает незаконными, так как требования, установленные этими пунктами в основном не имеют под собой веских оснований, соответственно не являются обоснованными. Что касается некоторых утверждений, которые изложены в акте №, то они опровергаются документами, которые были представлены им в рамках проверки.
Так, в соответствии с пунктом 1 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ заявитель, как директор общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Канцелярские товары» обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от. 28.12.2013 г. № 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года) «О специальной оценки труда» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Заявителем, как директором общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Канцелярские товары» был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по специальной оценки условий труда», в соответствии с которым до ДД.ММ.ГГГГ в на утверждение должны представить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда с указанием аналогичных мест, этапов и сроков проведения специальной оценки условий труда, т.е. работа в этом направлении ведется и будет завершена в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Полагает, что требование должностного лица Государственной инспекции труда в Омской области о проведении специальной оценки рабочих мест в срок до ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, т.к. у общества с ограниченной ответственностью есть предусмотренная Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» возможность проведения специальной оценки условий труда поэтапно в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 2 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ заявитель обязан производить начисление районного коэффициента в соответствии с разъяснениями Минтруда России от 11.09.1995 № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах крайнего севера, приравненным к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в обществе с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Канцелярские товары» районный коэффициент является составной частью оклада работника.
Полагает, что данное утверждение должностного лица Государственной инспекции труда в Омской области является необоснованным и противоречит документам, которые были представлены этому должностному лицу в рамках проводимой проверки.
Так, в трудовом договоре с каждым работником общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Канцелярские товары» указана следующая формулировка: «Работнику устанавливается заработная плата в размере (___) рублей, в том числе районный коэффициент к заработной плате.
В акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ имеется ссылка на положения статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В трудовом договоре указан не оклад, а именно заработная плата. Согласно статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Считает, что формулировка, используемая обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Канцелярские товары» при заключении трудовых договоров с работниками является корректной, законной и не может толковаться неоднозначно, т.е. при буквальном толковании формулировки невозможно сделать вывод о том, что работнику устанавливается оклад, составной частью которого является районный коэффициент.
Из расчетных листков, которые выдаются обществом с ограниченной ответственностью Торговый дом «Канцелярские товары» работникам и которые представлялись в рамках проверки, следует, что одной из составных частей заработной платы является районный коэффициент.
Таким образом, на сегодняшний день, общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Канцелярские товары» исполняет обязанность по начислению районного коэффициента в полном объеме.
В соответствии с распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ задачами Государственной инспекции труда в Омской области при проведении плановой выездной проверки ООО «Торговый дом «Канцелярские товары» были надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Вместе с тем, полагают, что должностное лицо Государственной инспекции труда в Омской области при проведении плановой выездной проверки вышло за пределы проверки, которые были установлены вышеуказанным распоряжением, что прямо запрещено законодательством, которое действует на территории Российской Федерации.
Согласно пункта 3 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Торговый дом «Канцелярские товары» обязан организовать проведение замеров сопротивления изоляции элементов электрических цепей напряжением до 1000В в срок до ДД.ММ.ГГГГ
B соответствии с пунктом 4 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, директор ООО «Торговый дом «Канцелярские товары» обязан организовать проведение инструктажа работникам по присвоению 1 гр. по электробезопасности неэлектротехнического персонала в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Условия проведения замеров сопротивления изоляции и инструктажей по присвоению 1 гр. по электробезопасности неэлектротехнического персонала регулируется правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, на который должностным лицом Государственной инспекции труда в Омской области сделана ссылка в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, пунктом 1.2.11 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 установлено, что государственный надзор за соблюдением требований этих правил осуществляется органами государственного энергетического надзора.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 содержат требования технического характера, ответственность за нарушение которых установлена статьей 9.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, рассмотрение дел по которой отнесено статьей 23.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации к компетенции органов государственного энергетического надзора.
В связи с изложенным, должностное лицо Государственной инспекции труда в Омской области при даче предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права не вправе был предписывать требования о необходимости выполнения правил и норм, надзор за которыми относится к компетенции иных контрольно-надзорных органов, а именно к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
В соответствии с пунктом 5 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Торговый дом «Канцелярские товары» обязан организовать испытание металлических лестниц-стремянок в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ООО «Торговый дом «Канцелярские товары» нарушило требования п. 5.1.36 Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями в организации.
Действительно, в соответствии с п. 5.1.36 Правил безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, которые были утверждены Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, все переносные лестницы и стремянки должны испытываться статической нагрузкой после изготовления и капитального ремонта, а также периодически в процессе эксплуатации, в частности лестницы и стремянки металлические - 1 раз в 12 месяцев.
Считает, что должностное лицо Государственной инспекции труда в Омской области, при даче предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права не учло немаловажную деталь, в соответствии с п. 1.1. Правил безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, которые были утверждены Министерством топлива и энергетики Российской Федерации они обязательны для персонала, выполняющего ремонтно-эксплуатационные, строительные, монтажные и наладочные работы с применением грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструмента на предприятиях и в организациях Министерства энергетики и электрификации СССР и Министерств жилищно-коммунального хозяйства союзных республик. Не представляется возможным выяснить каким образом должностное лицо Государственной инспекции труда в Омской области пришло к выводу о том, что для ООО «Торговый дом «Канцелярские товары» Правила безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, которые были утверждены Министерством топлива и энергетики Российской Федерации являются обязательными к исполнению, т.е. оно имеет отношение к Министерству энергетики и электрификации ССCP либо министерствам жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, должностное лицо Государственной инспекции труда в Омской области при даче предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права не доказало со ссылками на нормы материального права, действующего на территории Российской Федерации обязанность общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Канцелярские товары» организовать испытание металлических лестниц-стремянок.
В пункте 7 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, я как директор общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Канцелярские товары» обязан организовать ведение очередных общих технических осмотров здания (весной и осенью), а также создать комиссию по межсезонному обследованию зданий в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Канцелярские товары» нарушило п.п. 2.4., 2.5. 2.6. Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279.
Полагает, что и данный вывод должностного лица Государственной инспекции труда в Омской области является ошибочным, по следующим объективным причинам.
В соответствии со штатным расписанием ООО «Торговый дом «Канцелярские товары» в штате общества имеются следующие должности: начальник общехозяйственного отдела, помощник заведующего хозяйственной частью, мастер общестроительных работ, рабочий, слесарь-сантехник, техник-конструктор, электрик, энергетик. Для всех вышеуказанных специалистов работа в обществе с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Канцелярские вары» является основной. Другими словами, вышеуказанные специалисты производят все необходимые работы для того, чтобы помещения могли беспрепятственно эксплуатироваться по назначению.
Помещения, которые принадлежат на праве собственности ООО «Торговый дом «Канцелярские товары», то они являются помещениями административного назначения, т.е предназначены для размещения офисов.
Просит признать предписание № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части пунктов 1,2,3,4,5,7.
Заявитель в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
В судебное заседание представитель Государственный инспектор труда в Омской области не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
На территории Омской области государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляет Государственная инспекция труда в Омской области в соответствии с Положением о государственной инспекции труда.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) осуществляет надзорно-контрольную деятельность, в том числе вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда.
Статья 359 ТК РФ устанавливает независимость государственных инспекторов труда при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ООО «Торговый дом «Канцелярские товары», по результатам которой составлен акт № л.д. 14-16.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда ФИО3 выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ директору ФИО1 ООО «Торговый дом «Канцелярские товары», которым обязали устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права в срок до ДД.ММ.ГГГГ л.д. 17-19.
Пункт 1 предписания обязывает организовать проведение специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от. 28.12.2013 г. № 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года) «О специальной оценки труда» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О -специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, не указанных в части ст. 10 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Торговый дом «Канцелярские товары» издан приказ № «О создании комиссии по специальной оценке условий труда», в целях выполнения требований ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 года л.д. 36.
В соответствии с п. 2 предписания, производить начисление районного коэффициента в соответствии с разъяснениями Минтруда России от 11.09.1995 № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах крайнего севера, приравненным к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)».
Согласно представленным в материалы дела расчетному листку, трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, работникам при начислении заработной платы, также начисляется районный коэффициент л.д. 41- 43.
В соответствии с п. 3 предписания директор обязан организовать проведение замеров сопротивления изоляции элементов электрических цепей напряжением до 1000 В.
Пункт 4 предписания гласит, организовать проведение инструктажа работникам по присвоению 1 гр. по электробезопасности неэлектротехнического персонала.
Статьей 15 Федерального закона «О защите прав юридически лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица.
Пунктом 1.2.11 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 установлено, что государственный надзор за соблюдением требований этих правил осуществляется органами государственного энергетического надзора.
Согласно п. 5 предписания директора обязали организовать проведение испытания металлических лестниц-стремянок (1 раз в 12 месяцев).
В соответствии с п. 5.1.36. Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями РД 34.03.204 утвержденные Минэнерго СССР 30 апреля 1996 г.) все переносные лестницы и стремянки должны испытываться статической нагрузкой после изготовления и капитального ремонта, а также периодически в процессе эксплуатации;
лестницы и стремянки металлические - 1 раз в 12 мес.;
лестницы и стремянки деревянные - 1 раз в 6 мес.;
лестницы веревочные подвесные - 1 раз в 6 мес.
Однако, согласно п. 1.1., указанных правил, настоящие Правила обязательны для персонала, выполняющего ремонтно-эксплуатационные, строительные, монтажные и наладочные работы с применением грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструмента на предприятиях и в организациях Министерства энергетики и электрификации СССР и министерств жилищно-коммунального хозяйства союзных республик.
Пункт 7 предписания обязывает организовать проведение очередных общих технических смотров здания (весной и осенью), приказом руководителя создать комиссию по межсезонному обследованию зданий.
Основания для признания незаконным предписания в части пункта 7.
В соответствии с п.п. 1,2., 1.3. Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279, то оно имеет целью обеспечение сохранности производственных зданий и сооружений путем надлежащего ухода за ними, своевременного и качественного проведения ремонта их, а также упорядочения ремонтного дела и снижения стоимости ремонта.
Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, регулирует проведение планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, то есть здание либо сооружение должно быть производственным, то есть использоваться для организации и размещения производства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Торговый дом «Канцелярские товары» принадлежит на праве собственности нежилое помещение <адрес> л.д. 58.
Кроме того, в кадастровом паспорте помещения также указано назначение помещения: нежилое л.д. 59.
Указаний на то, что принадлежащее ООО «Торговый дом «Канцелярские товары» помещение является производственным и к нему должны применяться нормы Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, в материалах дела отсутствует.
Таким образом, проанализировав представленные сторонами документы и с учетом вышеизложенных норм права, суд считает, что нарушений трудового законодательства со стороны директора ООО «Торговый дом «Канцелярские товары» ФИО1 в части обжалуемых пунктов предписания допущено не было.
На основании изложенного выше, суд приходит к выводу, что предписание ГИТ в Омской области в части п. 1,2,3,4,5,7 не основано на законе, а потому Предписание в этой части следует признать недействительным.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Пункты 1,2,3,4,5,7 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в Омской области признать недействительными.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца.
Судья: