Дело № 2-462/2019
УИД32RS0020-01-2019-000531-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Брянская область, п. Навля 20 августа 2019 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи - Мазовец В.А.,
при секретаре - Серегиной Н.В.,
с участием истца ФИО1
представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в Навлинском муниципальном районе Брянской области ФИО2, действующей по доверенности
представителя третьего лица ГБУЗ «Навлинская ЦРБ» ФИО3 по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Навлинском муниципальном районе Брянской области об отказе в назначении досрочной пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Навлинском муниципальном районе Брянской области (далее УПФ РФ (ГУ) в Навлинском муниципальном районе Брянской области), в котором просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, как медицинскому работнику в льготном исчислении из расчета 1 года работы как 1 год 3 месяца период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ., период работы фельдшером-лаборантом цитологической лаборатории ДД.ММ.ГГГГ., период работы фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории Навлинского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ., в календарном исчислении период работы фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории Навлинского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ., периоды нахождения в отпуске по ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. и назначить досрочную пенсию с момента первоначального обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования уточнила, просила признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ей в назначении страховой пенсии по старости, в остальной части исковые требования поддержала и суду пояснила, что с отказом УПФ РФ (ГУ) в Навлинском муниципальном районе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости не согласна, поскольку считает, что в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости подлежат включению в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ., в соответствии со ст.187 ТК РФ, кроме того курсы повышения квалификации являются необходимой частью обучения, которая направлена на оказание высококвалифицированной медицинской помощи. В льготном исчислении, поскольку до момента направления ее на курсы повышения квалификации она работала в должности фельдшера-лаборанта цитологической лаборатории Навлинской ЦРБ, работа в которой засчитывается в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по льготном исчислении.
Считает, что УПФ РФ (ГУ) в Навлинском муниципальном районе Брянской области необоснованно не включили в специальный трудовой стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца периоды работы фельдшером-лаборантом цитологической лаборатории Навлинского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ., фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории Навлинского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении период работы фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории Навлинского ТМО ДД.ММ.ГГГГ поскольку «цитологическая лаборатория» и «клинико-диагностическая лаборатория» входили в состав подразделений Навлинского ТМО. Работая фельдшером-лаборантом указанных лабораторий Навлинского ТМО выполняла работу согласно своих должностных обязанностей, при этом профиль работы учреждения не изменялся и должные обязанности фельдшера-лаборанта указанных лабораторий Навлинского ТМО и Навлинской ЦРБ не изменились, в связи с чем, считает, что несоответствие наименования учреждения, в котором она работала, наименованиям учреждений включенных в Список, не может служить основанием для отказа во включении указанных периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Также считает, что в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости подлежат включению в календарном порядке периоды нахождения в отпуске по ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ.
Указанные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии, по правилам ст.19 Закона РФ от 15.05.1991года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими измен. и доп.), согласно которой указанный отпуск предоставляется лицам, постоянно проживающим и работающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, как мера социальной поддержки и возмещение вреда, поэтому не должен быть исключен из специального трудового стажа и подлежит зачету.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 с заявленными исковыми требованиями ФИО1 не согласна и суду пояснила что истице отказано в назначении досрочной пенсии по старости по правилам ст.30 п.1 п.п.20 Закона РФ «О страховых пенсиях» по тем основаниям, что она не имеет требуемого 25-ти летнего специального стажа работы.
Не представляется возможным включить в специальный трудовой стаж истицы период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ поскольку указанный период не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516., а также в указанный период не осуществлялась лечебная деятельность.
Также не представляется возможным включить в специальный трудовой стаж периоды работы истца фельдшером-лаборантом цитологической лаборатории Навлинского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории Навлинского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как ТМО не поименовано в Списке № от ДД.ММ.ГГГГ, а «цитологическая лаборатория» и «клинико-диагностическая лаборатория» не перечислена среди лечебно-профилактических учреждений, предусмотренных номенклатурой учреждений здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ№, работа в которых согласно Правилам подсчета специального трудового стажа, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ засчитывается в специальный трудовой стаж, если они являются структурными подразделениями ТМО.
Не подлежат включению в специальный трудовой стаж период работы истца фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории Навлинского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ., так как ТМО не поименовано Списком, утвержденным постановлением Правительства №1066 от 22.09.1999 года, а клинико-диагностическая лаборатория не поименована среди структурных подразделений, перечисленных в п.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж.
ФИО1 не могут быть засчитаны в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., поскольку суммы оплаты таких отпусков не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное обеспечение.
Допрошенная в судебном заседании представитель ГБУЗ «Навлинская ЦРБ» ФИО3, действующая по доверенности, суду показала, что рабочее место ФИО1 в должности фельдшера-лаборанта цитологической лаборатории Навлинского ТМО соответствует рабочему месту которое было до переименования Навлинской ЦРБ в Навлинское ТМО. Цитологическая лаборатория и клинико-диагностическая лаборатория Навлинского ТМО являлись структурными подразделениями медицинского учреждения и в соответствии с целями и задачами учреждения выполняли функции направленные на оказание медицинской помощи населению.
Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, имеющиеся в деле, приходит к следующему:
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как указывает неоднократно в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепляя в Федеральном законе «О страховых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение указанной пенсии не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с той, выполнение которой сопряжено с неприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, высокой степенью ответственности за результаты труда.
До перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории работников не должны ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от лечебного учреждения. В силу статей 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991 года №464 право на пению за выслугу лет имеют средний медперсонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактического учреждения всех форм собственности.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066 в разделе «Наименование учреждений» указана «больница районная», «Территориальное медицинское объединение» не поименовано.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии по старости по правилам п.п.20 п.1 ст.30 Закона РФ «О страховых пенсиях» в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии засчитывается время работы в должности « фельдшера-лаборанта».
Решением ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости по правилам п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия на дату обращения требуемой продолжительности специального стажа.
Согласно трудовой книжке (л.д.9-12) ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принята в Навлинскую ЦРБ на должность фельдшера-лаборанта в цитологическую лабораторию, ДД.ММ.ГГГГ Навлинская ЦРБ переименована в Навлинское ТМО, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность лаборанта клинической лаборатории, ДД.ММ.ГГГГ Навлинская ТМО переименовано в Навлинскую ЦРБ, ДД.ММ.ГГГГ уволена с работы по собственному желанию.
Согласно тарификационным спискам Навлинского ТМО за ДД.ММ.ГГГГ года ФИО4 значится фельдшером-лаборантом Навлинского ТМО.
Согласно Устава Навлинского ТМО основным видом деятельности учреждения было оказание медицинской помощи населению. В связи с переименованием Навлинского ТМО в Навлинскую ЦРБ основной вид деятельности учреждения не изменился, и должностные обязанности ФИО1 не менялись, в связи с чем, суд считает, что работа ФИО1 в должностях фельдшером-лаборантом цитологической лаборатории Навлинского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории Навлинского ТМО ДД.ММ.ГГГГ. должна быть включена в специальный стаж для назначения пенсии по старости по правилам п.п.20 п.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца, период работы фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории Навлинского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ в случае направления работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется его место работы и средняя заработная плата.
Согласно акту о результатах документальной проверки стажа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-46) ФИО1 работая фельдшером-лаборантом цитологической лаборатории Навлинской ЦРБ, находилась на курсах повышения квалификации с сохранением среднемесячной заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.).
Курсы повышения квалификации являются необходимой частью обучения, которая направлена на оказание высококвалифицированной медицинской помощи, в связи с чем, суд считает, что указанный период нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии в льготном порядке из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца, поскольку до момента направления ее на курсы повышения квалификации истица работала в должности фельдшера-лаборанта цитологической лаборатории Навлинской ЦРБ, работа в которой засчитывается в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по льготном исчислении.
В соответствии со ст.19 п.4 Закона РФ от 15.05.1991года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне, продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту о результатах документальной проверки стажа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-46) ФИО1 в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.), с ДД.ММ.ГГГГ. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.) находилась в ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках за работу в зоне ЧАЭС.
Приказов о предоставлении других учебных отпусков не обнаружено.
Поскольку пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года - не предусматривает каких-либо ограничений по основанию предоставления ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков, суд считает, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Исследованные в судебном заседании доказательства по делу суд считает достоверными, подлинность представленных доказательств не вызывает сомнений, в связи с чем, суд считает периоды нахождения в отпуске по ЧАЭС подлежат включению в специальный стаж работы в календарном исчислении.
Согласно ст.22 Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года « О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В связи с тем, что на день обращения за пенсией в УПФ РФ (ГУ) в Навлинском муниципальном районе Брянской области у ФИО1 специальный стаж работы составляет более 25 лет, суд считает отказ УПФ РФ (ГУ) в Навлинском муниципальном районе назначить истице страховую пенсию по старости необоснованным.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в соответствии с требованиями статей 56,67 ГПК РФ суд полагает, что на дату обращения за пенсией у истицы имелось более 25 лет специального стажа работы, в связи с чем решение от ДД.ММ.ГГГГ№ является необоснованным и подлежит отмене, страховая пенсия по старости должна быть назначена с момента первоначального обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу правил ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить расходы с другой стороны.
Понесенные расходы ФИО1 состоят из оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей, которые суд считает необходимым взыскать с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198,199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Навлинском муниципальном районе Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в назначении ФИО1 страховой пенсии по старости.
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Навлинском муниципальном районе Брянской области включить в специальный стаж ФИО1 для назначения страховой в льготном исчислении из расчета 1 года работы как 1 год 3 месяца периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ. - курсы повышения квалификации;
ДД.ММ.ГГГГ. фельдшер-лаборант цитологической лаборатории Навлинского ТМО,
ДД.ММ.ГГГГ.- фельдшер-лаборант клинико-диагностической лаборатории Навлинского ТМО.
В календарном исчислении периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ., фельдшер-лаборант клинико-диагностической лаборатории Навлинского ТМО;
отпуска по ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Признать за ФИО1 право на назначение страховой пенсии по старости по правилам п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Навлинском муниципальном районе Брянской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Навлинском муниципальном районе Брянской области в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 рублей (триста рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: В.А. Мазовец
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ года
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.