ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-462/2014 от 09.07.2014 Ковернинского районного суда (Нижегородская область)

  Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 п. Ковернино                                                                      09 июля 2014 года

 Судья Ковернинского районного суда Нижегородской области Лоскунина Н.И., с участием представителя заявителя прокурора Ковернинского района Нижегородской области Чижикова А.Н., при секретаре Купцовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Ковернинского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации к Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий,

          У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Ковернинского района Нижегородской области обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации к Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области об обязании провести антикоррупционную экспертизу постановления от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении муниципальной программы «Патриотическое воспитание граждан в Ковернинском муниципальном районе Нижегородской области» на *** годы.

 Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области, проведенной прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ, установлено что постановления администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области подлежат обязательному исполнению на территории Ковернинского муниципального района Нижегородской области. Во исполнение требований законодательства о противодействии коррупции, в целях совершенствования порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрацией Ковернинского муниципального района Нижегородской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден "Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов муниципального образования Ковернинский муниципальный район" (далее - Порядок). Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории Ковернинского муниципального района нормативных правовых актов проводится не в полном объеме. Администрацией Ковернинского муниципального района принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении муниципальной программы «Патриотическое воспитание граждан в Ковернинском муниципальном районе Нижегородской области» на *** годы, однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного правового акта не проведена. Неисполнением указанных выше требований федерального законодательства о не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов нарушаются интересы Российской Федерации, заключающиеся в обеспечении верховенства закона, неукоснительного исполнения требований федерального законодательства.

 В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в тексте заявления.

 Представитель Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области надлежаще извещенный о дне и месте рассмотрения дела, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении данного дела в его отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.

 Заслушав мнение прокурора, изучив и исследовав представленные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом суд исходит из следующего:

 Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 Статьей 1 Федерального закона определено, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

 В соответствии со ст. 6 Федерального закона профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер, как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

 Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

 На основании ст. 14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года № 20-З "О противодействии коррупции" органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона;

 В силу ч. 6 ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (далее - ФЗ № 131-ФЗ) глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

 Согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

 За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Из вышеперечисленных норм закона следует, что постановления администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области подлежат обязательному исполнению на территории Ковернинского муниципального района Нижегородской области.

 В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.

 Одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (ст. 3 Федерального закона).

 Во исполнение требований законодательства о противодействии коррупции, в целях совершенствования порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрацией Ковернинского муниципального района Нижегородской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден "Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов муниципального образования Ковернинский муниципальный район" (далее - Порядок).

 На основании п. 2.1 Порядка уполномоченным органом по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов является организационно-правовой отдел администрации Ковернинского района.

 В соответствии с п. 2.6 Порядка антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта осуществляется не позднее пяти рабочих дней с даты получения уполномоченным органом проекта правового акта от разработчика проекта.

 Согласно п. 2.8 Порядка при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченный орган проверяет законность и правомерность положений правового акта, анализирует его на предмет отсутствия коррупциогенных факторов, дает консультации и заключения разработчику по всем правовым вопросам, связанным с разработкой, принятием и отменой правовых актов, оказывает иную юридическую помощь при составлении проектов правовых актов.

 На основании ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

 Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О муниципальной службе" муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

 Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

 Как установлено в судебном заседании, антикоррупционная экспертиза действующих на территории Ковернинского муниципального района нормативных правовых актов проводится не в полном объеме. Так, администрацией Ковернинского муниципального района принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении муниципальной программы «Патриотическое воспитание граждан в Ковернинском муниципальном районе Нижегородской области» на *** годы, однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного правового акта не проведена.

 На основании изложенного суд находит, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

 В соответствие со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Согласно ст. 333.36 ч.1 п. 9 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 Пунктом 19 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ определено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного суд полагает, что государственная пошлина с ответчика взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

         Заявленные требования прокурора Ковернинского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации к Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области об обязании провести антикоррупционную экспертизу постановления от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении муниципальной программы «Патриотическое воспитание граждан в Ковернинском муниципальном районе Нижегородской области» на *** годы удовлетворить.

 Обязать Администрацию Ковернинского муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу постановления от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении муниципальной программы «Патриотическое воспитание граждан в Ковернинском муниципальном районе Нижегородской области» на *** годы.

 Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Ковернинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья                                                                        

 Справка:

 Решение вступило в законную силу «____»______________________года

 Судья