ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-462/2021 от 09.08.2021 Радужнинского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-462/2021

УИД 86RS0013-01-2021-001138-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Першиной Е.Ю., с участием представителя истца – заместителя прокурора города Радужный Кочурова М.В., представителя ответчика Боярова А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Денисовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-462/2021 по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора действовавшего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «ННК-Варьеганнефтегаз» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

установил:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор действуя в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО «ННК-Варьеганнефтегаз», в котором просит обязать ответчика осуществить сброс сточных вод в процессе эксплуатации объекта «Канализационные сооружения (Лучезарный), расположенного на территории п. Бахиловский Северо-Хохряковского месторождения в Нижневартовском районе ХМАО-Югры, в водный объект (участок реки Суны-Еган (бассейн реки Вах) на 18, 0 км от устья) в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование и запретить ответчику сброс сточных вод в процессе эксплуатации объекта «Канализационные сооружения (Лучезарный), расположенного на территории п. Бахиловский Северо-Хохряковского месторождения в Нижневартовском районе ХМАО-Югры, в водный объект (участок реки Суны-Еган (бассейн реки Вах) на 18, 0 км от устья, с нарушением установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование значений.

Требования мотивированы тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании п. 8 плана работы природоохранной прокуратуры, а также информации Отдела водных ресурсов по ХМАО-Югре Нижне-Обского бассейнового водного управления проведена проверка соблюдения ПАО «ННК-Варьеганнефтегаз» требований природоохранного законодательства при использовании водного объекта для сбора загрязняющих веществ. ПАО «ННК-Варьеганнефтегаз» является правопреемником ПАО «Варьеганнефтегаз». В деятельности Общества установлены нарушения действующего законодательства, выразившиеся в осуществлении сброса в водный объект загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в нарушение условий решения о предоставлении водного объекта в пользование. Проверкой установлено, что Общество осуществляет эксплуатацию объекта «Канализационные сооружения (Лучезарный)» (далее - Объект, КОС-200), расположенного на территории п. Бахиловский Северо-Хохряковского месторождения в Нижневартовском районе ХМАО - Югры. В процессе эксплуатации Объекта в водный объект - участок реки Суны-Еган (бассейн реки Вах) на 18,0 км от устья сбрасываются сточные воды, содержащие загрязняющие вещества, в состав которых входят: взвешенные вещества, нитраты, железо, нефтепродукты, хлориды и другие, относящиеся согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. На основании свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, площадке N 9 КОС-200 пос. Бахиловский, присвоена III категория негативного воздействия. Установлено, что на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 04.09.2018 № 1451 Обществу с целью сброса сточных вод предоставлен участок реки Суны-Еган (бассейн реки Вах) на 18,0 км от устья на срок до 11.07.2021. Согласно отчету по форме 2-ТП (водхоз) за 2019 и 2020 г.г. Обществом отведено более 30 тыс.куб.м загрезненных и недостаточно очищенных сточных вод (превышение показателей по железу, меди, БПК, ХПК). Пунктом 12 решения предусмотрено условие о необходимости соблюдения содержаний загрязняющих веществ определенным нормативам качества воды в месте сброса сточных вод с КОС-200 (норматив качества воды по загрязняющим веществам составляет: сухой остаток 357 мг/дм3, взвешенные вещества 44 мг/дм3, аммиак и аммонийный ион 25,270 мг/дм3, ХПК 15 мг/дм3, нитраты 78 мг/дм3, нитриты 0,04 мг/дм3, полифосфаты 0,200 мг/дм3, сульфаты 26 мг/дм3, хлориды 65 мг/дм3, алкилсульфаты 0,069 мг/дм3, медь 0,001 мг/дмз, БПК5 2,1 мг/дм3, железо 0,1 мг/дм3, нефтепродукты 0,072 мг/дм3, гидроксибензол 0,0022 мг/дм3. Вместе с тем, согласно протоколу лабораторных исследований Нижневартовского отдела филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» NВ/59/20 от 03.03.2021 в марте 2021 года концентрация БПК 5 в сточных водах составила 8,6 мг/дм3 (превышение на 6,5 мг/дм3), ХПК 78 мг/дм3 (превышение на 63 мг/дм3), железа 0,93 мг/дм3 (превышение на 0,83 мг/дм3), меди 0,011 мг/дм3 (превышение на 0,01 мг/дм3). Аналогичные факты превышения загрязняющих веществ установлены при проведении лабораторных исследований в период с января по декабрь 2019 года, с января по декабрь 2020 года. Таким образом, юридическим лицом на протяжении длительного периода в результате ненадлежащей очистки, а также сброса загрязненных сточных вод в водный объект, осуществляется негативное воздействие на него. По выявленным нарушениям закона природоохранным прокурором руководителю Общества внесено представление об их устранении. По результатам рассмотрения данного представления, нарушения законодательства не устранены, сброс сточных вод в водный объект осуществляется с грубым нарушением требований законодательства об охране окружающей среды. Так, в ответе на представление от 02.06.2021 Общество указывает, что разработан план мероприятий по устранению выявленных нарушений по содержанию загрязняющих веществ определенным нормативам качества воды в месте сброса сточных вод с КОС-200 п. Бахиловский. Таким образом, юридическим лицом не приняты меры для устранения выявленных нарушений закона, что свидетельствует о неисполнении требований природоохранного прокурора. Учитывая изложенное, нарушение требований законодательства при сбросе недостаточно очищенных сточных вод в водный объект, затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N2 4-П, охрана окружающей среды является наиболее значимой сферой общественных отношений. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В возражениях на заявленные исковые требования сторона ответчика просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. При этом указывает на то, что Общество осуществляет сброс сточных вод на участке реки Суны-Еган (бассейна реки Вах) на 18,0 км от устья с канализационно-очистных сооружений КОС-200 п. Бахиловский на основании решения Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры о предоставлении водного объекта в пользование от 04.09.2018 г. № 1451, продленного до 11.07.2022 г. Пунктом 12 решения о предоставлении водного объекта в пользование установлены требования к качеству воды (п. 3 ч. 2 ст. 22 ВК РФ) на основании нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, утв. Приказом Нижне-Обского бассейнового водного Управления от 11.07.2018 № 56-НДС. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты допускаются на основании выданного уполномоченным государственным органом разрешения. Приказом Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре от 17.10.2018 № 1661 выдано разрешение № 69/18 от 17.10.2018 на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект – реку Суны-Еган (18 км от устья). В связи с невозможностью достижения нормативов допустимых сбросов в реку Суны-Еган Обществом разработаны и в настоящее время реализуются платы мероприятий по охране окружающей среды. Принятыми мерами удалось кратно снизить содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых КОС-200 сточных водах. Указывает также на то, что исковыми требованиями прокурора не обоснованы фактом превышения нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Суны-Еган (18 км. от устья) и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Истец ссылается на превышение нормативов, установленных в решении на предоставление водного объекта в пользование, то есть нормативов допустимых сбросов, превышение которых не является основанием для запрета сброса сточных вод в соответствии со ст. 56, ч. 6 ст. 60 ВК РФ. При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные сбросы (ст. 23.1 Закона «Об охране окружающей среды»), которые не были получены по независящим от Общества обстоятельствам, поскольку отсутствует нормативно установленный порядок его получения. В соответствии с положениями Закона «Об охране окружающей среды» объекту «Площадка № 9. КОС-200 п. Бахиловский» присвоена III категория НВОС. В настоящее время в соответствии с п. 4 ст. 22 Закона «Об охране окружающей среды» (в редакции, действующей с 01.01.2019) нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов негативного воздействия на окружающую среду III категории. Исключение составляют случаи наличия в сбросах радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами, под которые сбросы КОС-200 не подпадают. Согласно имеющимся разъяснениям Минпрориды России с 01.01.2019 отдельной процедуры утверждения органами государственной власти нормативов допустимых сбросов для объектов III категории, а также необходимости получения данными объектами утвержденных уполномоченными органами государственной власти соответствующих разрешений и документов, законодательством РФ не предусмотрено. Учитывая указанные изменения, а также необходимость актуализации утвержденных в 2018 году НДС, Обществом заключен договор № 7380620/0678Д от 20.11.2020 на выполнение работ по разработке проектной документации и получению разрешительной документации для выпуска сточных вод в водный объект. Кроме того, по результату внеплановой выездной проверки Росприроднадзора, проведенной в апреле-мае текущего года, стало снятие ранее выданного предписания № 02-037/2020 об устранении нарушений природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований при эксплуатации КОС-200 в п. Бахиловский. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, факт превышения КОС-200, как объектом 3 категории НВОС, нормативов допустимых сбросов, не является нарушением природоохранного законодательства, что, в том числе, подтверждается результатом упомянутой проверки Росприроднадзора. Прокурором не установлен факт негативного влияния сбрасываемых сточных вод на экосистему водного объекта, не предоставлены данные о фоновом состоянии вод реки Суны-Еган, не дана оценка состояния реки выше и ниже точки сброса сточных вод (что свидетельствовало бы о загрязнении водного объекта). Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование на реке Чуны-Еган (18,0 км от устья) питьевые поверхностные водозаборы и зоны с обобыми условиями использования не зарегистрированы. Относительно состояния реки Суны-Еган и степени очистки сбрасываемых сточных вод Общество поясняет следующее. Согласно справке об условиях фоновых концентрациях от 31.08.2020 № 19-33/11/2357, выданной Ханты-Мансийским ЦГМС-филиал ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС», фоновые показатели качества воды в реке превышают НДС, в вредных веществ в воде являются региональной особенностью водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа и зачастую обусловлены влиянием природных факторов на процесс формирования качества воды в водных объектах. С учетом того, что фоновая концентрация железа в водном объекте превышает НДС, то сброс сточных вод на уровне фоновой концентрации не ухудшает качество воды в водном объекте. При отборе проб в июле 2021 года установлено (с учетом погрешности) отсутствие превышений НДС и/или фоновых показателей. Исковые требования прокурора о запрете сброса сточных вод в водный объект фактически являются требованиями о запрете эксплуатации объекта КОС-200, поскольку отсутствует иная возможность для сброса сточных вод. Объект КОС-200 расположен в 1,5 км от вахтового поселка Бахиловский проектной численностью 1 100 чел., и был запроектирован для очистки хозбытовых стоков от вахтового поселка с последующим сбросом в реку Суны-Еган. Иных возможных вариантов отвода хозбытовых стоков с территории п. Бахиловский не запроектировано, соответственно не построено. В вахтовом поселке имеется пять общежитий, предназначенных для проживания работников, пекарня, столовая, магазин, здравпункт, культурно-спортивный центр. Общество осуществляя эксплуатацию систем водоотведения вахтового поселка в силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не вправе прекращать эксплуатацию центральных систем водоотведения. Кроме того, суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абз. 2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49). Таким образом, запрет сброса сточных вод, при отсутствии иных законных способов сброса сточных вод, приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований содержания вахтового поселка, что повлечет нарушение прав работников. В соответствии с утвержденными мероприятиями по охране окружающей среды от 31.05.2021 г., на основании положительного заключения негосударственной экспертизы на проектную документацию по строительству объекта КОМ в п. Бахиловский», проводятся подготовительные мероприятия по организации строительства новых КОС. Срок получения документального разрешения и ввода объекта в эксплуатацию установлен до 01.05.2023 г. Вместе с тем, при удовлетворении требований истца, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, ответчик просит учесть реальную возможность их исполнения, а также принимаемые меры по снижению показателей сброса загрязняющих веществ, установив срок для исполнения требований прокурора на основании срока определенного в мероприятиях по охране окружающей среды, то есть с 01.05.2023 г.

В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора города Радужный Кочурова М.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Бояров А.Н. поддержал доводы, изложенные в возражениях на иск, просил в иске отказать в полном объеме, и вместе с тем, при удовлетворении иска просил предоставить отсрочку исполнения решения, установив срок для исполнения требований прокурора на основании срока определенного в мероприятиях по охране окружающей среды, то есть с 01.05.2023 г.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной проведена проверка соблюдения ПАО «ННК-Варьеганнефтегаз» требований природоохранного законодательства при использовании водного объекта для сбора загрязняющих веществ.

Проверкой установлено, что в деятельности Общества установлены нарушения действующего законодательства, выразившиеся в осуществлении сброса в водный объект загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в нарушение условий решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Установлено, что Общество осуществляет эксплуатацию объекта «Канализационные сооружения (Лучезарный)» (далее - Объект, КОС-200), расположенного на территории п. Бахиловский Северо-Хохряковского месторождения в Нижневартовском районе ХМАО - Югры. В процессе эксплуатации Объекта в водный объект - участок реки Суны-Еган (бассейн реки Вах) на 18,0 км от устья сбрасываются сточные воды, содержащие загрязняющие вещества, в состав которых входят: взвешенные вещества, нитраты, железо, нефтепродукты, хлориды и другие, относящиеся согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

На основании свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, площадке N 9 КОС-200 пос. Бахиловский, присвоена III категория негативного воздействия.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N2 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») компоненты природной среды - это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

При этом, в соответствии со ст. 16 указанного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N2 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон N2 52-ФЗ) для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В ч. 2 ст. 18 Федерального закона N2 52-ФЗ закреплено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 названного Кодекса).

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).

Частью 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации определено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, помимо прочего, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Статьей 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, соблюдение которых должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать сведения о водопользователе, цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов), сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование, срок водопользования (ст. 22 Водного кодекса РФ).

За пользование водного объекта с нарушением условий водопользования предусмотрена административная ответственность.

Приказом Росстата от 27.12.2019 NQ 815 утверждена форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды.

Установлено, Общество осуществляет сброс сточных вод на участке реки Суны-Еган (бассейна реки Вах) на 18,0 км от устья с канализационно-очистных сооружений КОС-200 п. Бахиловский на основании решения Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры о предоставлении водного объекта в пользование от 04.09.2018 г. № 1451, продленного до 11.07.2022 г.

Согласно отчету по форме 2-ТП (водхоз) за 2019 и 2020 г.г. Обществом отведено более 30 тыс.куб.м загрязнённых и недостаточно очищенных сточных вод (превышение показателей по железу, меди, БПК, ХПК).

Пунктом 12 решения предусмотрено условие о необходимости соблюдения содержаний загрязняющих веществ определенным нормативам качества воды в месте сброса сточных вод с КОС-200 (норматив качества воды по загрязняющим веществам составляет: сухой остаток 357 мг/дм3, взвешенные вещества 44 мг/дм3, аммиак и аммонийный ион 25,270 мг/дм3, ХПК 15 мг/дм3, нитраты 78 мг/дм3, нитриты 0,04 мг/дм3, полифосфаты 0,200 мг/дм3, сульфаты 26 мг/дм3, хлориды 65 мг/дм3, алкилсульфаты 0,069 мг/дм3, медь 0,001 мг/дмз, БПК5 2,1 мг/дм3, железо 0,1 мг/дм3, нефтепродукты 0,072 мг/дм3, гидроксибензол 0,0022 мг/дм3.

Вместе с тем, согласно протоколу лабораторных исследований Нижневартовского отдела филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» NВ/59/20 от 03.03.2021 в марте 2021 года концентрация БПК 5 в сточных водах составила 8,6 мг/дм3 (превышение на 6,5 мг/дм3), ХПК 78 мг/дм3 (превышение на 63 мг/дм3), железа 0,93 мг/дм3 (превышение на 0,83 мг/дм3), меди 0,011 мг/дм3 (превышение на 0,01 мг/дм3).

Аналогичные факты превышения загрязняющих веществ установлены при проведении лабораторных исследований в период с января по декабрь 2019 года, с января по декабрь 2020 года.

Как указано в исковом заявлении и следует из материалов дела, не оспорено ответчиком, по выявленным нарушениям закона природоохранным прокурором руководителю Общества внесено представление об их устранении. По результатам рассмотрения данного представления, нарушения законодательства не устранены, сброс сточных вод в водный объект осуществляется с грубым нарушением требований законодательства об охране окружающей среды.

В ответе на представление от 02.06.2021 Общество указывает, что разработан план мероприятий по устранению выявленных нарушений по содержанию загрязняющих веществ определенным нормативам качества воды в месте сброса сточных вод с КОС-200 п. Бахиловский.

Следовательно, с достоверностью установлено, что юридическим лицом не приняты меры для устранения выявленных нарушений закона, что свидетельствует о неисполнении требований природоохранного прокурора.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что юридическим лицом на протяжении длительного периода в результате ненадлежащей очистки, а также сброса загрязненных сточных вод в водный объект, осуществляется негативное воздействие на него.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, в том числе и подтверждено и в ходе проводимой прокурорской проверки. Доказательств устранения указанных нарушений, на момент разрешения спора судом, не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, учитывая, что допущенные ПАО «ННК-Варьеганнефтегаз» требования природоохранного законодательства, затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, а несоблюдение ПАО «ННК-Варьеганнефтегаз» требований действующего федерального законодательства в области охраны окружающей среды, эксплуатация КОС без надлежащей очистки, а также сброса загрязненных сточных вод в водный объект свидетельствует о наличии опасности причинения вреда окружающей среде в будущем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Вместе с тем, ПАО «ННК-Варьеганнефтегаз» просит определить сроки исполнения решения суда и суд учитывая принцип разумности, который обязанное лицо по решению суда имеет реальную возможность исполнить решение суда, исходит из следующего.

По мнению суда, ответчиком приведены аргументированные доводы, предоставлены достаточные и допустимые доказательства, не опровергнутые стороной истца, свидетельствующие о невозможности устранений нарушений в настоящий момент. Срок устранения нарушений Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в иске не указан.

Ответчик в своих возражениях указывает на то, что объект КОС-200 расположен в 1,5 км от вахтового поселка Бахиловский проектной численностью 1 100 чел., и был запроектирован для очистки хозбытовых стоков от вахтового поселка с последующим сбросом в реку Суны-Еган.

Иных возможных вариантов отвода хозбытовых стоков с территории п. Бахиловский не запроектировано, соответственно не построено.

В вахтовом поселке имеется пять общежитий, предназначенных для проживания работников, пекарня, столовая, магазин, здравпункт, культурно-спортивный центр.

Общество осуществляя эксплуатацию систем водоотведения вахтового поселка в силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не вправе прекращать эксплуатацию центральных систем водоотведения. Запрет сброса сточных вод, при отсутствии иных законных способов сброса сточных вод, приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований содержания вахтового поселка, что повлечет нарушение прав работников.

В соответствии с утвержденными мероприятиями по охране окружающей среды от 31.05.2021 г., на основании положительного заключения негосударственной экспертизы на проектную документацию по строительству объекта КОМ в п. Бахиловский», проводятся подготовительные мероприятия по организации строительства новых КОС. Срок получения документального разрешения и ввода объекта в эксплуатацию установлен до 01.05.2023 г.

В связи с чем, сторона ответчика, с учетом выше изложеного, просит учесть реальную возможность их исполнения, а также принимаемые меры по снижению показателей сброса загрязняющих веществ, установив срок для исполнения требований прокурора на основании срока определенного в мероприятиях по охране окружающей среды, то есть с 01.05.2023 г.

Вместе с тем, учитывая заявленные требования прокурора, характер спорного правоотношения, установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что указанный срок ответчиком (с 01.05.2023) является не разумным сроком для устранения допущенных нарушений, в связи с чем, полагает необходимым установить ПАО «ННК-Варьеганнефтегаз» срок для устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства – 01.05.2022 г.

Пунктом 1 ст. 1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Данная норма конкретизирована в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», где указано, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК РФ).

В силу положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб., от уплаты которой истец был освобожден в силу действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора действовавшего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «ННК-Варьеганнефтегаз» об устранении нарушений природоохранного законодательства – удовлетворить.

Обязать публичное акционерное общество «ННК-Варьеганнефтегаз» в срок не позднее 01 мая 2022 года осуществлять сброс сточных вод в процессе эксплуатации объекта «Канализационные сооружения (Лучезарный), расположенного на территории п. Бахиловский Северо-Хохряковского месторождения в Нижневартовском районе ХМАО-Югры, в водный объект (участок реки Суны-Еган (бассейн реки Вах) на 18, 0 км от устья) в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование.

Запретить публичному акционерному обществу «ННК-Варьеганнефтегаз» с 01 мая 2022 года сброс сточных вод в процессе эксплуатации объекта «Канализационные сооружения (Лучезарный), расположенного на территории п. Бахиловский Северо-Хохряковского месторождения в Нижневартовском районе ХМАО-Югры, в водный объект (участок реки Суны-Еган (бассейн реки Вах) на 18, 0 км от устья, с нарушением установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование значений.

Взыскать с публичного акционерного общества «ННК-Варьеганнефтегаз» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (Шесть тысяч) руб. 00 коп.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение в окончательной форме принято 16 августа 2021 года.

Судья /подпись/ Першина Е.Ю.

Копия верна

Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-462/2021 (УИД 86RS0013-01-2021-001138-37) Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение в законную силу не вступило. 16.08.2021

Судья Першина Е.Ю.

Секретарь Денисова А.В.