ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-462/2021 от 23.06.2021 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

дело № 2-462/2021

УИД 56RS0033-01-2021-000534-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2021 года г. Орск

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Кучерявенко Т.М.,

при секретаре Даулетовой А.Ш.,

с участием истца ФИО5, представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к обществу с ограниченной ответственности «УК Регион Сервис», публичному акционерному обществу «Т Плюс» об устранении недостатков услуги, перерасчете платы за отопление, взыскании морального вреда,

установил:

ФИО7 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ПАО «Т Плюс» и ООО «УК Регион Сервис» являются исполнителями по предоставлению коммунальной услуги отопления в многоквартирном доме, в котором располагается его квартира. В зимний период температура в жилом помещении ниже нормы, в связи с чем отсутствуют комфортные условия для проживания. С начала отопительного сезона 2020-2021г.г. температура в жилом помещении была ниже нормы, в связи с чем он обратился в управляющую компанию, которая произвела соответствующие замеры. Актами контрольных замеров, выполненных ООО «УК Регион Сервис» от 17.12.2021 и 18.12.2021, установлено, что в гостиной, спальне и кухне комнатная температура не превысила 15,2 °C, а в холодный день – 11,9 °C, что не соответствует нормам СНиП 2.08.01-89. Здания жилые многоквартирные. Температура на вводе в подвале составила 42,6 °C до 51,6 °C. Полагает, что коммунальная услуга отопления в отопительном периоде 2020-2021 года оказана ненадлежащего качества. 28.12.2020 он вручил ответчикам требование об обеспечении предоставления коммунальной услуги «Отопление» надлежащего качества, которое оставлено без ответа. Ответчики на протяжении длительного времени не производили необходимые работы по налаживанию нормального теплоснабжения, поэтому создали для него неудобства, ему приходится располагаться только в одной комнате, используя альтернативные источники тепла. Просит суд обязать ответчиков безвозмездно устранить недостатки оказанной услуги отопления и предоставить коммунальную услугу отопления надлежащего качества; обязать Оренбургский филиал ПАО «Т Плюс» произвести перерасчет платы за отопление за отопительный период 2020-2021 гг., освободив ФИО5 от оплаты указанной услуги ненадлежащего качества; взыскать солидарно с ответчиков денежные суммы в счет компенсации морального вреда 50 000 руб.

Определением суда от 08.04.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика Оренбургский филиал ПАО «Т Плюс» на надлежащего – ПАО «Т Плюс».

Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО8, ФИО7, АО «ЭнергосбыТ Плюс».

Истец ФИО5 в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявления, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Регион-Сервис» ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца. Указала, что в декабре и марте 2020 года ФИО5 обращался в управляющую компанию с заявлением о том, что в квартире холодно. Мастером был произведен замер температуры в жилом помещении и установлено несоответствие температуры нормам. Полагает, что низкая температура в жилом помещении может иметь место из-за расположения квартиры, она угловая, расположена на 1 этаже жилого дома, а также по причине не утепленного пола. Достоверная причина никой температуры в жилом помещении не устанавливалась.

Представитель ответчика ПАО «Т Плюс» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в адресованных суду возражениях просил отказать в удовлетворении требований, указал, что общество является исполнителем коммунальной услуги по отоплению. 17.03.2021 контролером АО «Энергосбыт Т Плюс» ФИО1 проведена проверка режима теплопотребления, результаты зафиксированы актом №2021-ФО\ПРТ - 5495, согласно которому температура на границе балансовой принадлежности многоквартирного дома соответствовала температурному графику котельной №9, а температура в <адрес> – не отвечала требованиям к качеству предоставляемой коммунальной услуги, установленным Постановлением №354. В связи с чем полагают, что нарушения качества поставляемой услуги имеют место после границы радела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, ответственность а данные нарушения несет управляющая организация. Также указал, что ранее истец не обращался с заявлением о ненадлежащем качестве коммунальной услуги. Просит в иске отказать.

Третьи лица ФИО8, ФИО7, представитель АО «ЭнергосбыТ Плюс» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственности, а также порядка контроля качества предоставления коммунальных услуг; определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии; порядка перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, утвердившим новые Правила «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно подп. «а» п. 31 Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу п. 33 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 25.06.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") потребитель вправе получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действующие Правила предусматривают порядок установления факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Так, согласно п. 105 Правил, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой (п. 106).

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений (п. 107).

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки (п. 108).

По окончании проверки составляется акт проверки с указанием на наличие или отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги (п. 109).

Согласно ч. 10 ст. 156 и ч. 4 ст. 157 ЖК РФ изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Из пунктов 8, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (в ред. от 24.09.2014 г.) исполнителем коммунальных услуг может выступать и управляющая организация и ресурсоснабжающая организация.

Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (в ред. от 26.03.2014 г.) установлено, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.

В соответствии с п. 15 Правил, факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В силу абзаца 2 п. 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 (в ред. от 24.09.2014) если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Судом установлено, что ФИО5 является собственником 1/3 доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.02.2021.

Также согласно выписке из ЕГРН от 08.02.2021 собственниками являются ФИО9, ФИО7 по 1\3 доли в праве собственности каждый.

Решением Советского районного суда г.Орска от 13.09.2018 установлен порядок оплаты услуг за управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, порядок уплаты взносов за капитальный ремонт по <адрес> в <адрес> по 1/3 доли каждым из собственников на основании отдельных соглашений.

Из представленного суду договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> заключили договор с ООО «УК «Регион Сервис» на оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, обеспечение предоставления коммунальных услуг, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Сторонами не оспаривается, что в декабре 2020 года ФИО5 обратился в управляющую компанию с жалобами на низкую температуру в принадлежащем ему жилом помещении.

Согласно акту замера комнатной температуры по адресу <адрес> от 14.12.2020 комиссия в составе мастера ООО «УК Регион Сервис» ФИО2, специалиста по работе с населением ООО «УК Регион Сервис» ФИО3, техника 1к. ООО «Регион Сервис» ФИО4, с 11.20 до 11.45 производила замеры комнатной температуры по адресу <адрес>. В результате выявлено следующее: при наружной температуре воздуха минус комнатная температура составила: гостинаяспальня, кухня, что не соответствует нормам СНиП 2.08.01-89.

Согласно акту замера комнатной температуры по адресу <адрес> от 17.12.2020 комиссия в составе мастера ООО «УК Регион Сервис» ФИО2, специалиста по работе с населением ООО «УК Регион Сервис» ФИО3, техника 1к. ООО «Регион Сервис» ФИО4, с 10.00 до 10.20 производила замеры комнатной температуры по адресу <адрес>. В результате выявлено следующее: при наружной температуре воздуха минус комнатная температура составила: гостинаяспальня, кухня, что не соответствует нормам СНиП 2.08.01-89. Температура на вводе в подвале: гостиная спальная кухня

Согласно акту от 18.12.2020 с 10.40 до 11.00 производила замеры комнатной температуры по адресу <адрес>. В результате выявлено следующее: при наружной температуре воздуха минус 4, комнатная температура составила: гостинаяспальня, кухня, что не соответствует нормам СНиП 2.08.01-89.

Согласно "ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.07.2012 N 191-ст) допустимая температура воздуха в обслуживаемой зоне помещений жилых зданий и общежитий в холодный период года должна составлять от

Таким образом, установленная в жилом помещении истца температура не соответствует нормам температуры воздуха в жилом помещении.

Из пояснений представителя управляющей компании ООО «УК «Регион Сервис» ФИО6 следует, что ресурсоснабжающая организация ПАО «Т Плюс» не уведомлялась о несоответствии температуры, причина низкой температуры в жилом помещении при составлении актов по обращению потребителя не установлена.

Истцом доказательств обращения в ресурсоснабжающую организацию суду также не представлено.

Согласно акту №2021-ФО \ПРТ-5495 от 17.03.2021 проведена проверка режима теплопотребления Потребителя в соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115, установлено, что температура на границе балансовой принадлежности многоквартирного дома соответствовала температурному графику котельной №9, в температура в квартире №5 не отвечала требованиям к качеству предоставляемой коммунальной услуги, установленной Постановлением Правительства №354.

Представителем ответчика ООО «УК «Регион Сервис» данный акт не оспорен. Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, суд считает установленным предоставление истцу коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества 14, 17 и 18 декабря 2020 и 17 марта 2021 года по причине ненадлежащего оказания услуг со стороны управляющей компании ООО «УК Регион Сервис», а вину ресурсоснабжающей организации ПАО «Т Плюс» не установленной.

Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что начисление платы за услугу отопление производится ПАО «Т Плюс», в силу абзаца 2 п. 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 (в ред. от 24.09.2014) требования истца о производстве перерасчета платы за отопление за отопительный период 2020-2021г.г., освобождении от оплаты за оказанную услугу удовлетворению не подлежат, так как истцом избран ненадлежащий способ защиты права.

В силу п. 1 ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законом и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения прав потребителя по получение коммунальной услуги надлежащего качества со стороны ООО «УК «Регион Сервис», требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

Оценивая размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание длительность оказания услуг ненадлежащего качества, принимаемые ответчиком меры, полагает возможным взыскать с ОО УК «Регион Сервис» компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО5 удовлетворить в части.

Обязать ООО «УК Регион Сервис» предоставить ФИО5 коммунальную услугу по отоплению надлежащего качества.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК Регион Сервич» в пользу ФИО5 в счет компенсации морального вреда сумму в размере 5 000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 июня 2021 года.

Судья подпись Кучерявенко Т.М.

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-341/2021, которое хранится в Советском районном суде г.Орска.