К делу №2-4630/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2013 года
Судья Центрального районного суда гор. Сочи Краснодарского края Афонькина А.И.
При секретаре Плиевой Ф.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Сочинской таможне, Сочинскому Центральному таможенному посту о принятии таможенных платежей
УСТАНОВИЛ :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Сочинской таможне, просит обязать Сочинскую таможню рассчитать платеж по состоянию на момент первоначального ее обращения в адрес Сочинской таможни; а также обязать Сочинскую таможню принять от нее таможенный платеж за ввоз на территорию РФ автомобиля марки Тойота Раф 4, 2008 года выпуска VIN №, номер двигателя №, рассчитанный на момент ее первоначального обращения в адрес Сочинской таможни.
Свои требования обосновывает тем, что на основании договора купли-продажи от 27.04.2011 года, приобрела у гр. ФИО2 транспортное средство - автомобиль марки Тойота Раф 4, 2008 года выпуска VIN №, номер двигателя №. Учитывая, что в соответствии с положениями гражданского кодекса РФ, право собственности на движимое имущество переходит к Покупателю, если иное специально не предусмотрено законом, в момент передачи вещи, то она стала полноправным собственником указанного автомобиля.
При подписании договора гражданской ответственности ФИО2 ей были переданы все необходимые документы на автомобиль, в том числе паспорт транспортного средства (ПТС) серия №.
В целях обеспечения допуска приобретенного ею автомобиля к участию в дорожном движении она обратилась в органы МРЭО ГИБДД г. Сочи. При осмотре автомобиля сотрудниками ГИБДД 06.05.2011 года для постановки его на регистрационный учет, документ ПТС № на автомобиль, выданный Новороссийской таможней, переданный Продавцом автомобиля, вызвал у сотрудника полиции сомнение в подлинности.
В связи с возникновением подозрений в подлинности имеющихся у нее документов на автомобиль органами ГАИ была инициирована процедура проверки.
Согласно проведенной ГУВД по КК Экспертно-криминалистическим центром Отдела № по городу Сочи экспертизы, установлено, что идентификационное обозначение автомобиля подлинное, а сам ПТС с серийным номером №, выданный Новороссийской таможней - поддельный.
По результатам проведенной проверки было установлено, что идентификационные данные автомобиля, такие как номерное обозначение кузова и двигателя (VIN, дублирующие таблички и номер двигателя) нанесены заводским способом, изменению не подвергались и являются действительными, а ПТС - является поддельным, в связи с чем, органом полиции 06.05.2011 года было возбуждено уголовное дело № по признакам преступления предусмотренного ч. 1. ст. 327 УК РФ.
Однако 3 августа 2011 года было вынесено постановление о приостановлении дознания в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
В рамках проводимой проверки также установлено, что согласно сведениям ГУ МВД России по КК спорный автомобиль в международном розыске, по учетам НЦБ Интерпола МВД России и Генерального секретариата Интерпола не значится.
В регионе деятельности Новороссийской таможни в таможенном отношении не оформлялся, ПТС Новороссийской таможней не выдавался.
Указанные выше обстоятельства явились причиной отказа в постановке автомобиля на регистрационный учет, что, соответственно, в свою очередь, нарушает ее права и охраняемые законом интересы, т.к. факт добросовестности ее действий по приобретению автомобиля и ее право собственности на автомобиль ни кем не оспаривается.
В целях обеспечения защиты своих прав и законных интересов она обратилась в судебные инстанции с иском о признании ее добросовестным приобретателем автомобиля и права собственности на автомобиль, а также об обязании Сочинской Таможни выдать ПТС на автомобиль.
В удовлетворении ее требований было отказано со ссылкой на то, что ее право собственности и факт добросовестности его приобретения никем не оспаривается, в связи с чем, она с 27.04.2011 года является полноправным собственником автомобиля марки Тойота Раф 4, 2008 года выпуска VIN №, номер двигателя № цвет -серебристый.
В части требований об обязании Сочинской Таможни выдать ПТС на автомобиль было отказано со ссылкой на то, что отсутствуют данные о проведении таможенной процедуры в отношении автомобиля.
Данный отказ считает не обоснованным, поскольку она является добросовестным приобретателем, просит обязать таможню произвести расчет платежей и принять таможенные платежа с момента ее первоначального обращения в таможню.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддерживал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что у них нет законных оснований принять от истца таможенные платежи, так как она не является участником таможенных отношений. Право собственности ее на автомобиль ничем не подтверждено, договор купли – продажи является ничтожной сделкой, поскольку не соответствует требованиям закона, заключен по поддельным документам на транспортное средство. Кроме того, таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с приложением таможенной декларации, подача которой должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. Декларирование товаров производится декларантом. При этом днем помещения товаров под таможенную декларацию считается день выпуска товаров таможенным органом в порядке, установленном ТК ТС. Следовательно, оснований для расчета платежа по состоянию на момент первоначального обращения ФИО1 в адрес Сочинской таможни, а также обязать Сочинскую таможню принять от нее таможенный платеж за ввоз на территорию РФ автомобиля марки Тойота Раф 4, 2008 года у Сочинской таможни не имеется.
При предоставлении истцом документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство, Сочинская таможня произведет расчет платежей и примет их от ФИО1
Представитель Сочинского таможенного поста пояснил, что оснований для принятия ими таможенных платежей от ФИО1 не имеется, так как у истца отсутствует документ, подтверждающий право собственности на автомобиль, а договор купли-продажи автомобиля заключен на основании поддельного ПТС.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, их доводы и возражения, суд в удовлетворении исковых требований отказывает по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 27.04.2011 года ФИО1 приобрела у ФИО2 транспортное средство Тойота Раф 4, 2008 года выпуска VIN №, номер двигателя №. При подписании договора ей были представлены все необходимые документы, в том числе и паспорт транспортного средства. Однако при осмотре автомобиля сотрудниками ГИБДД 06.05.2011 года для постановки его на регистрационный учет, документ ПТС № на автомобиль, выданный Новороссийской таможней, вызвал сомнение в его подлинности.
Согласно проведенной ГУВД по КК Экспертно-криминалистическим центром Отдела № по городу Сочи экспертизы, установлено, что идентификационное обозначение автомобиля подлинное, а сам ПТС с серийным номером №, выданный Новороссийской таможней - поддельный.
Кроме того установлено, что идентификационные данные автомобиля, такие как номерное обозначение кузова и двигателя (VIN, дублирующие таблички и номер двигателя) нанесены заводским способом, изменению не подвергались и являются действительными, а ПТС - является поддельным, в связи с чем, органом полиции 06.05.2011 года было возбуждено уголовное дело № по признакам преступления предусмотренного ч. 1. ст. 327 УК РФ.
3 августа 2011 года вынесено постановление о приостановлении дознания в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
В рамках проводимой проверки также установлено, что согласно сведениям ГУ МВД России по КК спорный автомобиль в международном розыске, по учетам НЦБ Интерпола МВД России и Генерального секретариата Интерпола не значится.
В регионе деятельности Новороссийской таможни в таможенном отношении не оформлялся, ПТС Новороссийской таможней не выдавался.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле и заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В силу положений статьи 9 Федерального закона таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона деятельность таможенных органов основана на принципах законности и единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций.
Основными функциями таможенных органов согласно положений статьи 12 Федерального закона являются проведение таможенного контроля, а также взимание таможенных пошлин, налогов и сборов и контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов.
В судебном заседании установлено, что ранее истица обращалась в суды за защитой своих нарушенных прав. Решением Центрального районного суда г. Сочи от 14.11.2011 по делу № заявление ФИО1 об оспаривании решения Сочинской таможни, выразившееся в отказе в выдаче нового паспорта транспортного средства, оставлено без удовлетворения, обжаловано не было и вступило в законную силу 29.11.2011.
Также решением Хостинского районного суда г. Сочи от 13.03.2013 по делу №, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского Краевого суда от 02.07.2013, в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании добросовестным приобретателем и обязании зарегистрировать транспортное средство и выдать паспорт транспортного средства, отказано, что опровергает доводы представителя ФИО1 о том, что данным решением она признана добросовестным приобретателем.
Указанные истцом в настоящем заявлении доводы в полном объеме были предметом изучения при рассмотрении вышеуказанных судебных дел, им была дана надлежащая оценка, вследствие чего, в силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Указанные обстоятельства являются обязательными для суда, рассматривающего настоящее заявление истца.
Истица обратилась в суд с исковыми требованиями о понуждении Сочинской таможни произвести расчет таможенных платежей, принять таможенные платеже на день ее первоначального обращения.
Вместе с тем, порядок и условия таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза для личного пользования, а также уплаты указанными лицами причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов, урегулирован главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а также Соглашением от 18.06.2010 между Правительствами Российской Федерации, Республик Беларуси и Казахстана «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». В соответствии с указанными документами: таможенному декларированию в письменной форме подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом (п/п 4 п. 2 ст. 355 ТК ТС, ст. 8 Соглашения); таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с приложением таможенной декларации (п. 3 ст. 355 ТК ТС, ст. 8 Соглашения); подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения (ст. 356 ТК ТС, ст. 8 Соглашения); декларирование товаров/транспортных средств для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Декларантом может быть физическое лицо, обладающее правом владения, пользования и (или) распоряжения в отношении транспортного средства для личного пользования, находящегося на таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем (ст. 8 Соглашения); таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме на основании таможенного приходного ордера (ст. 360 ТК ТС); таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 5 к Соглашению в размерах, предусмотренных данным Соглашением (ст. 12 Соглашения); для целей исчисления таможенных пошлин, налогов момент выпуска и объем двигателя авто-, мототранспортных средств определяется в порядке, установленном приложением 6 к Соглашению (ст. 12 Соглашения); при перемещении товаров/транспортных средств через таможенную границу с нарушением требований, установленных таможенным
законодательством Таможенного союза и при отсутствии информации о дате
фактического пересечения товарами/транспортными средствами таможенной
границы Таможенного союза применяются меры таможенно-тарифного
регулирования, действующие на день обнаружения/выявления нарушения
установленных требований (ст. 3 ТК ТС).
В соответствии со ст. 209 ТК ТС, выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.
Днем помещения товаров/транспортных средств под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом в порядке, установленном ТК ТС (ст. 204 ТК ТС).
В силу ст.210 ТК ТС, условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, соблюдение запретов и ограничений, представление документов. При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза и не имеет ограничений по использованию и распоряжению на таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии со статьей 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации; обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в случаях уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных действующим законодательством; ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой
выпуска для внутреннего потребления.
Таким образом, уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов, предшествует проведение таможенными органами таможенного контроля транспортного средства в полном объеме. Без проведения таможенными органами таможенного контроля уплата причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов, применительно к обстоятельствам данного дела - исключена.
Таможенный контроль на территории г. Сочи осуществляет Сочинский центральный таможенный пост, который наделен соответствующими полномочиями по проведению таможенного контроля транспортных средств, по расчету и взиманию причитающихся таможенных пошлин и налогов, а также по выдаче паспортов транспортных средств.
Таким образом, для осуществления указанных мероприятий, владелец транспортного средства должен: представить транспортное средство в таможенный орган; составить в письменной форме таможенную декларацию; таможенную декларацию с приложением документов, подтверждающих заявленные в ней сведения - подать в таможенный орган; уплатить причитающиеся таможенные пошлины и налоги посредством заполнения таможенного приходного ордера.
Поскольку ФИО1 не является декларантом, у суда нет законных оснований понудить Сочинскую таможню рассчитать платеж по состоянию на момент ее первоначального обращения в Сочинскую таможню и обязать таможню принять таможенные платежи.
Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Сочинской таможне о понуждении рассчитать платеж по состоянию на момент первоначального обращения в адрес Сочинской таможни и обязать Сочинскую таможню принять от ФИО1 таможенный платеж за ввоз на территорию РФ автомобиля марки Тойота РАФ 4, 2008 года выпуска VIN №, номер двигателя №, цвет - серебристый, рассчитанный Сочинской Таможней на момент первоначального ее обращения в адрес Сочинской таможни - отказать.
Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено 18 ноября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - А.И.Афонькина