ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4631/17 от 03.11.2017 Щелковского городского суда (Московская область)

№2-4631/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 ноября 2017 года г. Щёлково

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего федерального судьи Савиной Е.В.,

при секретаре Левченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щелковского городского прокурора Московской области в интересах ФИО1 ФИО8 к Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №40 о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, компенсации расходов по приобретению технических средств реабилитации,

установил:

Истец Щелковский городской прокурор Московской области, действующий в интересах ФИО1, обратился в Щелковский городской суд Московской области с настоящим иском к ответчику Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №40, указав в обоснование, что в результате проведения проверки по обращению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о социальной защите инвалидов, установлено бездействие ответчика по вопросу замены <данные изъяты>. По решению ответчика, в замене данное техническое средство реабилитации (далее по тесту ТСР) не нуждается в связи с пригодностью к эксплуатации при замене аккумуляторных батарей. При этом аккумуляторная батарея является расходным материалом и должна приобретаться инвалидом самостоятельно. Также истцом было установлено, что по заявлению ФИО1 от 30.05.2017 года о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации – <данные изъяты>, предусмотренное программой реабилитацией инвалида от 12.12.2011 года, ответчиком 29.06.2017 года было принято решение о выплате компенсации в размере 4 324,96 рублей. Однако до настоящего времени указанная сумма ФИО1 не выплачена.

Просит суд обязать ответчика обеспечить ФИО1 надлежащим ТСР (<данные изъяты>), в том числе с исправной аккумуляторной батареей, являющейся неотъемлемой частью ТСР; обязать ответчика выплатить ФИО1 компенсацию за самостоятельно приобретенные в 2017г. ТСР в размере 4 324,96 руб. путем перечисления денежных средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник Щелковского городского прокурора Московской области Соколов И.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №40 по доверенности (в деле) ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований в части обязания обеспечить <данные изъяты> ФИО1 надлежащим ТСР (<данные изъяты>), в том числе с исправной аккумуляторной батареей по доводам письменного отзыва на иск (л.д.46-50). Относительно остальной части иска возражений не представила, выразила готовность выплатить заявленную сумму денежных средств за самостоятельно приобретенные ТСР.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Московской области по доверенности (в деле) ФИО3 с доводами ответчика в ходе судебного заседания согласилась.

Выслушав объяснение явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст.11.1 указанного Федерального закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержание технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. К техническим средствам реабилитации относятся специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

В соответствии с п.7 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. №2347-р к техническим средствами реабилитации относятся кресла-коляски с электроприводом.

Статьей 4 указанного Федерального закона к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам.

При этом в соответствии со ст.10 ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008г. №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 12.12.2011г. бессрочно установлена категория <данные изъяты>» (л.д.8-9).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (л.д.10-11), разработанной бюро №70 – филиалом ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области» ФИО1 выдано техническое средство реабилитации - <данные изъяты> сроком эксплуатации не менее 5 лет.

На основании заявления ФИО1 о досрочной замене ТСР, 26.08.2015г. она была обеспечена <данные изъяты>.

22.03.2017г. ФИО1 в адрес филиала №40 ГУ МОРО ФСС РФ направлено заявление о необходимости замены <данные изъяты> в связи с невозможностью эксплуатации (л.д.14-15), по результатам рассмотрения которого представителями филиала осуществлен выезд по адресу ФИО1, составлен акт технического осмотра от 24.04.2017г.(л.д.19), из которого усматривается, что аккумуляторная батарея <данные изъяты> разряжена (естественный износ батареи 80%), на основании чего было установлено, что ремонт и замена ТСР не целесообразен в связи с отсутствием поломок.

Из заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочно замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий №1 от 24.04.2017г. (л.д.20) Филиала №40 Государственного учреждения – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации усматривается, что аккумуляторная батарея разряжена полностью, зарядка ее невозможна – требуется замена аккумуляторной батареи; <данные изъяты> выданная 26.08.2015г. пригодна к эксплуатации при наличии заряженной аккумуляторной батареи.

Разрешая требования истца в части обязания ответчика обеспечить инвалида ФИО1 надлежащим ТСР (<данные изъяты>), в том числе с исправной аккумуляторной батареей, суд поясняет.

В соответствии с п.16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №240, финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования РФ в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.На основании п.10 Правил замена ТСР осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления: по истечении установленного срока пользования либо при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.

Порядок осуществления и форма заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены ТСР утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2008г. №438н, согласно которому ремонту или досрочной замене подлежат ТСР, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. №2347-р.

Согласно письму Минздравсоцразвития России от 12.09.2010г. №30-4/2298 (л.д.34) аккумуляторные батареи, которые могут быть использованы в креслах-колясках с электроприводом, являются отдельными, независимыми и самостоятельными изделиями со своими эксплуатационными и электрическими характеристиками.

Аккумуляторные батареи рассчитаны на длительный срок службы и при отсутствии нарушений условий эксплуатации этот срок соответствует сроку пользования креслом-коляской с электроприводом.

Учитывая, что аккумуляторные батареи не включены в Перечень, их ремонт и замена не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета.

Получение новой аккумуляторной батареи возможно лишь при замене <данные изъяты> по окончании установленного приказом Минтруда России от 24.05.2013г. №215н срока пользования ею или в случае досрочной замены <данные изъяты>

Кроме того, суд принимает во внимание, что 13.07.2017 года в отношении ФИО1 разработана новая ИПРА инвалида, в соответствии с которой ФИО1 нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации бессрочно, в том числе <данные изъяты>.

Согласно ч.14 ст.11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине.

Индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.

Поскольку испрашиваемое ФИО1 техническое средство реабилитации – <данные изъяты> (с исправной аккумуляторной батареей) с 13.07.2017 года не предусмотрено ее индивидуальной программой реабилитации, у суда отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика - ГУ – Московское областное региональное отделение ФСС РФ в лице филиала №49 обязанности обеспечить истицу указанным техническим средством реабилитации в натуре.

Соответственно, заявленные требования в данной части подлежат отклонению.

Разрешая требования истца в части обязания ответчика выплатить ФИО1 компенсацию за самостоятельно приобретенные в 2017г. ТСР в размере 4 324,96 руб. суд поясняет.

В ранее приведенной судом ст.11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", указано, что если предусмотренной индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР, включая порядок ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден Приказом Минздравсоцразвития России № 57н от 31.01.2011г.

Судом установлено, что ФИО1 приобретено за свой счет <данные изъяты> в количестве 1 шт., стоимость которого согласно товарной накладной от 24.05.2017г. и чека (л.д.25) составила 30 700 руб.

Решением Филиала №40 Государственного учреждения – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу № от 29.06.2017г. (л.д.27) постановлено выплатить ФИО1 компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации «<данные изъяты>)» по категории «<данные изъяты>», согласно документа «Индивидуальная программа реабилитации» от 12.12.2011г. срок действия «1» (если 1-бессрочно) дней, в размере 4 324,96 руб.

На момент рассмотрения дела доказательств получения ФИО1 указанной денежной суммы ответчиком суду не представлено, в связи с чем заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Щелковского городского прокурора Московской области, действующего в интересах ФИО1 ФИО9, к Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №40 о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, компенсации расходов по приобретению технических средств реабилитации удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №40 выплатить <данные изъяты> ФИО1 ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в виде кресла-стула с санитарным оснащением в размере 4 324 рубля 96 копеек.

В удовлетворении требований о возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации отказать.

На решение суда в апелляционном порядке может быть подана жалоба в Московский областной суд через Щёлковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Е.В.Савина