ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4633/14 от 21.04.2015 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2015 года г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Зайцевой И.В., при секретаре судебного заседания Данилович С.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности Гора М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-496/2015 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска о признании права на перерасчет трудовой пенсии, установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных исковых требований истцом указано, что порядок исчисления и перерасчета пенсии регулируется ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». Необходимыми условиями для перерасчета являются: наличие статуса пенсионера; наличие смешанного стажа, то есть периодов, отработанных как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях (при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера); наличие документов, подтверждающих работу в районах Крайнего Севера. Для увеличения размера базовой пенсии достаточно доказать, что хотя бы один день работник отработал в районах Крайнего Севера. В стаж для получения повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ от 17 декабря 2001 года засчитываются периода работы, выполняемые в течение полного рабочего дня в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом, не имеет значения, какой характер носила эта работа – постоянный или временный, производилась ли работа вахтовым методом, или направлялся работник в командировку для осуществления своих трудовых обязанностей, то есть для наличия соответствующих правовых последствий, необходимо доказать фактическое исполнение работником своей работы в районе Крайнего Севера. Работая в Иркутском Обкоме профсоюзов работников госторговли и потребкооперации в должности <...> по Усть-Кутскому, Бодайбинскому, Катангскому, Казачинско-Ленинскому районам Иркутской области с ****год, она направлялась в командировку в район Крайнего Севера, а именно в поселок Ербогачен Катангского района Иркутской области с ****год по ****год на основании распоряжения председателя Иркутского обкома профсоюза работников госторговли и потребкооперации С...И.А. в качестве представителя обкома профсоюза для организации и проведения производственных собраний в коллективах, совещаний с руководителями организаций, а также проверки делопроизводства, протоколов собраний, планов работ и т.д. Данная командировка непосредственно связана с прямыми обязанностями по работе в качестве профорганизатора. Доказательствами этого служат: постановление Президиума Обкома профсоюза работников госторговли от ****год; справка Иркутской территориальной организации профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства <...>от ****год; архивная справка от ****год; трудовая книжка; ведомость по заработной плате за 1990 год и показания свидетелей. Постановлением Совета Министров СССР от ****год. утвержден перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, согласно которому Катангский район Иркутской области отнесен к районам Крайнего Севера. Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Иркутска истцу в перерасчете пенсии отказало в связи с тем, что из представленных документов не прослеживается работа в районах Крайнего Севера, нет документов, подтверждающих командировку.

Просит признать право ФИО1 на перерасчет трудовой пенсии, установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в связи с работой в п. Ербогачен Катангского района Иркутской области в районе Крайнего Севера с ****год по ****год в должности <...>, обязать УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска произвести перерасчет пенсии в соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ от 17 декабря 2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в районе Крайнего Севера и страхового стажа, дающего право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии с ****год, взыскать с УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска в пользу истца оплаченную государственную пошлину в размере <...> рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду дополнила, что она полагает, что имеет право на перерасчет пенсии, так как когда она обратилась в Пенсионный фонд, ей было отказано, потому что у нее не было нужных документов. Кроме того, за 6 дней, которые она находилась на работе в районах крайнего севера, должен быть перерасчет базовой части ее пенсии. Эти 6 дней ей не зачли в стаж работы в районах крайнего севера. Трудовые функции истцом осуществлялись в г. Усть-Куте по основному месту работы, но на пенсию она ушла досрочно по работе в районах, приравненных к крайнему северу. Истцу была выплачена надбавка к пенсии за работу в районах, приравненных к районам крайнего севера, досрочно по достижении 50 лет назначена пенсия, как лицу, работавшему в районах, приравненных к крайнему северу. Когда она работала в районах крайнего севера, у нее был полный рабочий день, при поездах в командировки она заполняла командировочные удостоверения и все документы и билеты сдавала по приезду из командировки, но документов никаких не сохранилось.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска Гора М.М., действующая на основании доверенности, предъявленные требования не признала, суду пояснила, что так как с 1 января 2015 года понятия базовой фиксированной выплаты больше нет, у них есть понятие фиксированная выплата. До 2015 года было понятие фиксированный базовый размер, то есть это минимальный размер пенсии, который устанавливается государством для защиты граждан. ФБР зависит от наличия периодов работы в районах крайнего севера, при переезде в обычные местности ФБР крайнего севера не сохраняется, если бы у истицы было выработано 15 лет в районах крайнего севера, то тогда возможно было бы говорить об увеличении ФБР. Им не понятно, откуда взялись 6 дней, о которых говорит истец, то есть право у истца на получение повышенного фиксированного базового размера пенсии есть, но в случае, если она докажет 6 дней работы в районах крайнего севера, однако истец не подтвердила работу в районах крайнего севера в указываемый период.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и, оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что ФИО1 является получателем трудовой пенсии по старости с ****год. В период с ****год по ****год состояла в трудовых отношениях с Иркутским Обкомом профсоюза работников торговли и потребкооперации.

При обращении ****год в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости решением Управления от ****год за ФИО1 было отказано в перерасчете размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Из искового заявления и пояснения истца в суде следует, что, работая в Иркутском Обкоме профсоюза работников госторговли и потребкооперации в должности <...> по Усть-Кутскому, Бодайбинскому, Катангскому, Казачинско-Ленскому районам Иркутской области с ****год, она направлялась в командировку в район Крайнего Севера, а именно в поселок Ербогачен Катангского района Иркутской области с ****год по ****год на основании распоряжения председателя Иркутского обкома профсоюза работников госторговли и потребкооперации С...И.А. в качестве представителя обкома профсоюза для организации и проведения производственных собраний в коллективах, совещаний с руководителями организаций, а также проверки делопроизводства, протоколов собраний, планов работ и т.д.

В подтверждение указанных доводов истцом представлены и судом исследованы:

- постановление президиума обкома профсоюза работников госторговли от ****год, согласно которому ФИО1 утверждена <...> по Усть-Кутскому, Бодайбинскому, Катангскому, Казачинско-Ленскому районам с ****год;

- ведомость Обкома профсоюза работников госторговли и потребкооперации по заработной плате за февраль 1990 года, из которой усматривается, что у ФИО1 имелась надбавка в размере <...> рублей.

- архивная справка от ****годг. , из которой следует, что по документам Государственного архива новейшей истории Иркутской области установлено, что ФИО1, ****годр., утверждена <...> обкома профсоюза по Усть-Кутскому, Бодайбинскому, Катангскому, Казачинско-Ленскому районам с ****год (протокол заседания президиума Иркутского обкома профсоюза работников госторговли и потребкооперации от ****год). Дата увольнения ФИО1 не установлена из-за отсутствия записи в протоколах заседания президиума Иркутского обкома профсоюза госторговли и потребкооперации за первое полугодие 1991 года. Справку о заработной плате за период с ****год по ****год предоставить не имеют возможности из-за отсутствия на хранении в их архиве ведомостей по начислению зарплаты Иркутского обкома профсоюза работников госторговли и потребкооперации. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1982 года №12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1987 года №1029» Катангский район относится к районам Крайнего Севера;

- справка Иркутской территориальной организации профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства <...> от ****год. , согласно которой ФИО1, ****год.р., в том, что Постановлением Президиума Обкома профсоюза работников торговли от 20 апреля 1989 года она была утверждена на должность <...> по Усть-Кутскому, Бодайбинскому, Катангскому, Казачинско-Ленскому районам Иркутской области. Распоряжением от ****год ФИО1 уволена по ст. 33 п.1 КЗоТ РСФСР (сокращение штатов). В связи с производственной необходимостью и устным распоряжением председателя Обкома профсоюза ФИО1 направлялась в командировку в п. Ербогачен Катангского района Иркутской области. В то время из Иркутска добраться до Северных районов было очень проблематично, для этого и введена была должность <...> по Северным районам. Подтверждением работы в районах Крайнего Севера являются ведомости по начислению заработной платы, где начислен коэффициент за работу на Севере (копии ведомостей прилагаются). Документов, подтверждающих рабочую командировку в п. Ербогачен Катангского района Иркутской области (приказа, командировочное удостоверение, служебное задание, отчета о командировке и т.д.) не сохранилось. Иркутский Обком профсоюза работников торговли и потребкооперации переименован в Иркутскую территориальную общественную организацию – Профессиональный союз работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства «Торговое Единство» на 1 Съезде профсоюза работников торговли в г. Москва;

- удостоверение от ****год о назначении ФИО1 пенсии по старости с ****год;

- трудовая книжка серии <...>от ****год на имя ФИО1;

- дело ФИО1 от 21 апреля 1989 года.

Кроме того, в подтверждение факта направления истца в спорный период в командировку в район Крайнего Севера по ходатайству истца были допрошены свидетели.

Так, свидетель Д...Т.А. суду пояснила, что она работала <...> в Иркутском областном комитете профсоюза работников госторговли с 1985 по 1992 год, запись в трудовой книжке у нее имеется. Она занималась вопросами социального страхования, однако когда отсутствовал главный бухгалтер, она исполняла ее обязанности и составляла ведомости по заработной плате. В районах крайнего севера у них работали профорганизаторы, то есть были приняты люди, которые занимались там профсоюзной работой. Надбавка в <...> рублей ФИО1 доплачивалась за то, что человек выполнял работу на крайнем севере. <...> рублей указанные в ведомости – это надбавка за работу в районах крайнего севера. Свидетель не знает, чем занималась ФИО1, когда работала. ФИО1 не проживала в районе крайнего севера, она проживала в другом регионе, а в командировки ездила в районы крайнего севера. Все, что она может сказать, что ФИО1 действительно работала у них и ездила в командировки в районы крайнего севера, почему в ведомостях за другие месяцы стоит сумма 145 рублей, она не знаю, за что она выплачивалась, пояснить не может, поскольку ведомостями не занималась, лишь иногда заменяла главного бухгалтера.

Свидетель Д... Н.П. суду пояснила, что в районах, удаленных от Иркутска, имеются профкомы, которые работают в этих районах. Для такой работы были приняты профработники, которых они направляли в районы крайнего севера. ФИО1, исходя из ведомостей по заработной плате, направлялась в районы Крайнего севера для работы в профкомах. В ведомости за февраль 1990 года есть дополнительная графа северная надбавка. И только возле фамилии ФИО1 стоит сумма <...> рублей, данная сумма уплачивалась за месяц, то есть ФИО1 одна из всех работников проживала в районе, приравненном к крайнему северу, и работала там. Кроме того, ФИО1 курировала и другие районы, приравненные к крайнему северу. Если бы ФИО1 работала только в одном Усть-Куте, ей бы надбавки никто не платил. Исходя из ведомости, данную надбавку получала только ФИО1, значит, только она работала в районах крайнего севера и приравненных к крайнему северу.

Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставлено право на установление с 1 января 2008 г. повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (РКС) либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС), и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или 20 лет у женщин.

Исходя из положений статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ) лицам, имеющим смешанный стаж (как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним), может быть установлен размер базовой части трудовой пенсии как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.

Работа, выполнявшаяся в период командировки в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включается в подсчет специального стажа с учетом фактически отработанных календарных дней, что должно быть подтверждено документально.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись в течение полного рабочего дня.

С учетом положений статьи 166 Трудового кодекса РФ, определяющей понятие служебной командировки и порядка направления работников в командировки, установленного Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07 апреля 1988 года № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (действовавшей на спорный период - 1990 год) следует, что работодатель наделен правом поручать работнику временное выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, вне места постоянной работы за пределами организации-работодателя. При этом значимыми являются выполнение трудовых обязанностей в течение полного рабочего дня.

При этом, судом установлено и истцом не опровергнуто, что какие-либо письменные доказательства о направлении истца в командировку в <адрес> в период с ****год по ****год отсутствуют. Приказ о направлении в командировку, командировочное удостоверение, служебное задание, отчет о командировке, не сохранились.

Не обнаружены аналогичные сведения в Иркутском областном объединенном архиве Иркутского Профобъединения, ОГКУ «Государственный архив Иркутской области», что подтверждается справками указанных учреждений от ****год, от ****год.

Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Применительно к положениям статей 55, 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о выполнении ею трудовых обязанностей вне пределов месторасположения работодателя и места фактического выполнения трудовой функции в заявленный ею период в районах Крайнего Севера.

Представленная истцом ведомость по заработной плате за февраль 1990 года с указанием в ней сведений о надбавке ФИО1 в размере <...> рублей также не свидетельствует о направлении истца в спорный период в командировку и выполнении ею трудовых обязанностей в этот период в районах Крайнего Севера, поскольку судом обозревались ведомости Обкома профсоюза работников госторговли и потребкооперации по заработной плате за иные месяца 1990 года, в которых также имеются сведения о надбавке ФИО1 в размере <...> рублей (декабрь), <...> рублей (март, апрель, май, июнь, сентябрь, ноябрь), следовательно, из указанных документов не представляется возможным сделать достоверный вывод, что указанная надбавка к заработной плате ФИО1 начислялась последней за выполнение трудовых обязанностей в районах Крайнего Севера.

Ссылка истца на показания допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей Д...Т.А., Д... Н.П. как на доказательства подтверждения выполнения в спорный период времени истцом трудовых обязанностей в районах Крайнего Севера не может быть взята во внимание, поскольку в соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства, дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

По смыслу статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер, не могут быть отнесены свидетельские показания.

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, их взаимной связи, с учетом достаточности, достоверности, относимости и допустимости, суд полагает в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска о признании права на перерасчет трудовой пенсии, установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца с момента составления решения в мотивированном виде.

Мотивированное решение суда составлено 28 апреля 2015 года.

Судья И.В. Зайцева