Дело №2-4634 (2023)
УИД 61RS0013-01-2023-005316-91
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2023г. г.Гуково Ростовской области Гуковский городской суд Ростовской области в составе судьи Абасовой С.Г.
при секретаре Гордиенко Е.А.,
с участием Ростовского межрайонного природоохранного прокурора Пустовалова В.М., представителя ответчика-Администрации г.Гуково Мельниченко Э.В., представителя 3 лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений г.Гуково Стеблецова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, а также интересов Российской Федерации, к Администрации г.Гуково об обязании устранить нарушения законодательства в сфере лесопользования,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор Ростовской области обратился в Гуковский городской суд с иском, ссылаясь на то, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проведенного анализа исполнения органами местного самоуправления Ростовской области законов в сфере лесопользования выявлены нарушения законов, допущенные администрацией г. Гуково. На территории г. Гуково имеется 37 га земель, занятых лесами (микрорайон «Алмазный»), что подтверждается действующим Лесным планом Ростовской области. Право собственности на земельные участки, занятые городскими лесами, зарегистрировано за муниципальным образованием г. Гуково. В нарушение п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 1 ст. 84 Лесного Кодекса Российской Федерации, ст. 2, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 2 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» администрацией г. Гуково административный регламент проведения муниципальной экспертизы проекта освоения лесов не разработан и не утвержден. Отсутствие регламента о порядке проведения муниципальной экспертизы проекта освоения лесов противоречит основным принципам предоставления муниципальных услуг, в том числе нарушает права неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, так как не установлена процедура рассмотрения администрацией города заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в данной сфере.
Использование городских лесов администрацией г. Гуково осуществляется на основании лесохозяйственного регламента городских лесов, утвержденного постановлением администрации г. Гуково от 07.05.2014 № 792. Однако ряд положений указанного регламента противоречит действующему федеральному законодательству, так как содержит ссылки на признанные утратившими силу акты и постановления правительства в области лесных отношений, в частности, постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607 «О правилах санитарной безопасности в лесах». Кроме того, после проведенного лесоустройства в декабре 2021 изменения в лесохозяйственный регламент городских лесов, утвержденный постановлением администрации г. Гуково от 07.05.2014 № 792, не внесены.
Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 7, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 84 Лесного кодекса РФ администрацией г. Гуково меры, направленные на приведение лесохозяйственного регламента в соответствие федеральному законодательству и актуальному лесоустройству, до настоящего времени не приняты. Установлено также, что администрацией г. Гуково не обеспечено предоставление услуги по подаче проектов освоения лесов или дополнений к проекту освоения лесов в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», в том числе через официальный сайт администрации. Отсутствие возможности получения государственных услуг в электронной форме препятствует реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление», которая предполагает обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с прогрессирующими потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики, обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных.
В целях устранения выявленных нарушений Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой главе администрации г. Гуково 28.12.2022, 23.06.2023 внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены.
Вместе с тем, нарушения, выразившиеся в неразработке и непринятии администрацией г. Гуково административного регламента проведения муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, непринятии мер по приведению лесохозяйственного регламента в соответствие федеральному законодательству и актуальному лесоустройству, не обеспечении предоставления в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», в том числе через официальный сайт администрации, услуги по подаче проектов освоения лесов или дополнений к проекту освоения лесов, фактически не устранены. Несоблюдение требований закона администрацией г. Гуково приводит к затруднению контроля за территориями лесных участков, риску возникновения лесных пожаров, а также риску нарушений природоохранного и экологического законодательств в связи невозможностью достоверной оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов. По мнению прокурора, непринятие администрацией г. Гуково мер по устранению выявленных недостатков нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права участников лесных отношений на использование лесов, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды. Ссылаясь на ст.45 ГПК РФ, ст.12 ГК РФ, прокурор просит суд обязать администрацию г. Гуково в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законов в сфере лесопользования путем разработки и утверждения административного регламента проведения муниципальной экспертизы освоения лесов; обязать администрацию г. Гуково в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законов в сфере лесопользования путем приведения лесохозяйственного регламента в соответствие федеральному законодательству и актуальному лесоустройству; обязать администрацию г. Гуково в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по организации предоставления услуги по подаче проектов освоения лесов в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
В судебном заседании Ростовский межрайонный природоохранный прокурор Пустовалов В.М. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика-Администрации г.Гуково Мельниченко Э.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснил, что полномочия, связанные с использованием лесов и природоохранной деятельностью переданы МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства», что отражено в его Уставе, в связи с чем разрешение некоторых вопросов, связанных с лесопользованием, может относиться к компетенции МКУ «Управление КС и ЖКХ», а также Департамента имущественных отношений.
Представитель 3 лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений г.Гуково Стеблецов Д.В. оставляет решение вопроса по иску на усмотрение суда.
Представитель 3 лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил. В соответствии со ст. 167 ч.3 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав прокурора, представителей ответчика- администрации г.Гуково, третьего лица -Департамента имущественных отношений г.Гуково, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. в ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проведенного анализа исполнения органами местного самоуправления Ростовской области законов в сфере лесопользования выявлены нарушения законодательства, допущенные администрацией г. Гуково.
Установлено, что на территории г. Гуково имеется 37 га земель, занятых лесами (микрорайон «Алмазный»), что подтверждается действующим Лесным планом Ростовской области. Право собственности на земельные участки, занятые городскими лесами, зарегистрировано за муниципальным образованием г. Гуково.
Согласно ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст. 6 ЛК РФ).
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 кодекса, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ст.68 ЛК РФ).
В силу ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов ( п. 4 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ).
Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления (ч.4 ст.89 Лесного кодекса РФ).
Согласно п. 2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение указанных норм закона администрацией г. Гуково административный регламент проведения муниципальной экспертизы проекта освоения лесов не разработан и не утвержден.
Отсутствие разработанного и утвержденного регламента о порядке проведения муниципальной экспертизы проекта освоения лесов противоречит основным принципам предоставления муниципальных услуг, в том числе нарушает права неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, так как не установлена процедура рассмотрения администрацией города заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в данной сфере.
Процедура проведения муниципальной экспертизы проекта освоения лесов в отсутствие установленных условий, оснований, сроков, порядка совершения должностными лицами администрации определенных действий устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, что недопустимо.
Согласно п. 2 ст. 16 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется при принятии или изменении нормативных правовых актов в области лесных отношений.
Использование городских лесов администрацией г. Гуково осуществляется на основании лесохозяйственного регламента городских лесов, утвержденного постановлением администрации г. Гуково от 07.05.2014 № 792.
Однако ряд положений указанного регламента противоречит действующему федеральному законодательству. Так, в упомянутом регламенте имеет место ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607 «О правилах санитарной безопасности в лесах», которые Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1132 признаны утратившими силу.
Кроме того, после проведенного лесоустройства в декабре 2021 изменения в лесохозяйственный регламент городских лесов, утвержденный постановлением администрации г. Гуково от 07.05.2014 № 792, не внесены.
Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 7, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации администрацией г. Гуково меры, направленные на приведение лесохозяйственного регламента в соответствие федеральному законодательству и актуальному лесоустройству до настоящего времени не приняты.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относится, в том числе, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг и муниципальных услуг. Через региональные порталы государственных и муниципальных услуг указанные органы государственной власти вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке и по определенному Правительством Российской Федерации перечню обеспечить возможность предоставления государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов.
Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иные требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, порядку его функционирования и размещения на нем сведений, а также к перечню указанных сведений в отношении отдельных видов услуг не установлены федеральными законами.
В случае, если государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или муниципальная услуга, предоставляемые через региональный портал государственных и муниципальных услуг, включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень государственных и муниципальных услуг, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об обеспечении возможности предоставления такой государственной или муниципальной услуги через единый портал государственных и муниципальных услуг.
При предоставлении отдельных государственных и муниципальных услуг по определенному Правительством Российской Федерации перечню в электронной форме посредством обращения заявителей через официальные сайты органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, должна обеспечиваться в установленном Правительством Российской Федерации порядке равноценная возможность предоставления таких государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг.
В случае, если при предоставлении отдельных государственных и муниципальных услуг по определенному Правительством Российской Федерации перечню не обеспечена возможность их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных и муниципальных услуг, должна обеспечиваться возможность предоставления таких государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
В соответствии с п. 33 Приказа Минприроды России от 16.11.2021 № 864 «Об утверждении проекта освоения лесов, порядка его разработки, и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа» проект освоения лесов или дополнение к проекту освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг или иных информационных технологий взаимодействия с органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений, определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо через официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
В соответствии с абз. 7пункта 1.2 раздела 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019, одной из целей программы является разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.
Федеральный проект «Цифровое государственное управление» направлен на достижение национальных целей, определенных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики и социальной сферы.
Реализация федерального проекта предполагает обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с прогрессирующими потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики, обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных. Отсутствие возможности получения государственных услуг в электронной форме препятствует реализации названного национального проекта.
Администрацией г. Гуково в нарушение п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 1 ст. 84 Лесного Кодекса Российской Федерации, п. 6 ст. 4, п. 1 ст. 6, ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, п. 33 приказа Минприроды России от 16.11.2021 № 864 «Об утверждении проекта освоения лесов, порядка его разработки, и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа» предоставление услуги по подаче проектов освоения лесов или дополнений к проекту освоения лесов в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», в том числе через официальный сайт администрации, не обеспечено.
В целях устранения выявленных нарушений Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой на имя главы администрации г. Гуково 28.12.2022, 23.06.2023 внесены представления. Согласно ответам Администрации г.Гуково на представления, для актуализации лесохозяйственного регламента городских лесов запрошены коммерческие предложения у специализированных организаций, принимаются меры к определению источника финансирования мероприятия по заключению муниципального контракта; указано также, что администрацией г.Гуково предоставление в электронной форме услуги по подаче проектов освоения лесов или дополнений к проекту освоения лесов не обеспечено; для устранения нарушений федеральных законов требуется разработать и утвердить Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Муниципальная экспертиза проектов освоения лесов», а также приобретение программного обеспечения, обеспечивающего работу с электронными документами в формате. хml. Проект указанного Административного регламента находится в стадии разработки; проводится работа по определению источника финансирования затрат на приобретение программного обеспечения. ( л.д.20-21,39-40).
До настоящего времени указанные нарушения ответчиком не устранены.
Несоблюдение администрацией г. Гуково требований законодательства приводит к затруднению контроля за территориями лесных участков, риску возникновения лесных пожаров, а также риску нарушений природоохранного и экологического законодательств в связи невозможностью достоверной оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Сохранение лесов является реализацией гарантий конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации.
Непринятие администрацией г. Гуково мер по разработке и утверждению административного регламента проведения муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, по приведению лесохозяйственного регламента в соответствие федеральному законодательству и актуальному лесоустройству, не обеспечение предоставления в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», в том числе через официальный сайт администрации, услуги по подаче проектов освоения лесов или дополнений к проекту освоения лесов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права участников лесных отношений на использование лесов, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды.
С учетом изложенного суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию города Гуково в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законов в сфере лесопользования путем разработки и утверждения административного регламента проведения муниципальной экспертизы освоения лесов.
Обязать Администрацию города Гуково в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законов в сфере лесопользования путем приведения лесохозяйственного регламента в соответствие федеральному законодательству и актуальному лесоустройству.
Обязать Администрацию города Гуково в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры по организации предоставления услуги по подаче проектов освоения лесов в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Абасова С.Г.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2023г.