ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4635/2016 от 30.11.2016 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-4635/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2016 года г. Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Степаненко О.В.,

при секретаре судебного заседания Романовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Варфоломеева В.А. к администрации Балаковского района Саратовской области, публичному акционерному обществу «Федеральная гидрогенерирующая компания – Русгидро» о снятии ограничений с земельного участка,

установил:

Варфоломеев В.А. обратился в суд с иском к администрации Балаковского района Саратовской области, публичному акционерному обществу «Федеральная гидрогенерирующая компания – Русгидро» (далее – ПАО «ФГГК Русгидро»), просил снять ограничения прав на принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: *. В обоснование заявленных требований указал, что для строительства жилого дома в 2015 году истцом был разделен земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, с кадастровым номером * на два земельных участка с присвоением им кадастровых номеров * и *. Каких-либо обременений на земельные участки с кадастровыми номерами *** не зарегистрировано. 05 ноября 2015 года Варфоломеев В.А. обратился в администрацию Балаковского муниципального образования Саратовской области с запросом об уточнении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером * (для индивидуального жилищного строительства) и получил отказ в связи с тем, что на принадлежащий истцу земельный участок наложены ограничения на использование в интересах ПАО «ФГГК Русгидро» и он входит в состав территориальной зоны предприятий IV-V класса опасности в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Балаково, утвержденными решением Совета муниципального образования г. Балаково от 23 сентября 2011 года № 311, индивидуальное жилищное строительство на участке невозможно. Администрация Балаковского муниципального образования проинформировала истца о том, что указанный земельный участок находится в охранной зоне объектов по производству электрической энергии ОРУ-35 левого берега Саратовской ГЭС, в связи с чем запрещается осуществлять действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов, в том числе, привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических я юридических лиц, а также нанесение вреда окружающей среде и возникновение пожаров чрезвычайных ситуаций. При выполнении всех вышеуказанных условий становится невозможна эксплуатация земельного участка и расположенного на нем нежилого здания, фактически запрещена любая хозяйственная деятельность на принадлежащих истцу земельных участках. Истец не вправе вследствие установления ограничений производить реконструкцию здания, осуществлять новое строительство на участках, устанавливать мусорные баки для вывоза мусора, прокладывать коммуникации и сети, изменять вид разрешенного использования земельных участков. В связи с вышеизложенным резко упали качество и стоимость земельных участков и нежилого здания, так как собственник лишен свободы распоряжения, пользования и владения. Данный факт подтверждается, в том числе и ответом администрации об отказе в переводе вида разрешенного использования земельного участка для размещения индивидуального жилищного строительства. Срок, на который введены и установлены ограничения, не указан, что является равнозначным изъятию земельных участков и нежилого здания в пользу ПАО «ФГГК Русгидро». При этом такое изъятие противоречит действующему законодательству, так как произведено без каких-либо возмещений и компенсаций собственнику. Ненормативный акт администрации Балаковского муниципального образования, которым установлены ограничения на принадлежащий истцу земельный участок, нарушает права и охраняемые законом интересы гражданина в области использования и охраны земель. Предложений о возмещении убытков в адрес истца не поступало, он не был поставлен в известность о факте наложения указанных охранных зон на принадлежащий ему земельный участок.

От представителя администрации Балаковского района Саратовской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просит в удовлетворении иска отказать. В доводах отзыва указано, что спорный земельный участок имеет обременения: 1006,24 кв.м - охранная зона объектов по производству электрической энергии; 9 кв.м - охранная зона гидроэнергетического объекта. Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1033 утвержден порядок установления охранных зон объектов по производству электрически энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2012 года № 884 утверждены Правила установления охранных зон гидротехнических объектов. Администрация Балаковского муниципального района не участвует в правоотношениях по установлению либо изменению границ охранных зон объектов по производству электрической энергии, охранных зон гидроэнергетического объекта, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В обоснование заявленных требований указано на тот факт, что земельный участок был разделен Варфоломеевым В.А. с целью строительства жилого дома, существующие ограничения прав на спорный земельный участок лишают собственника свободы распоряжения, пользования и владения. Данные выводы неверные, основаны на неправильном толковании ответа администрации Балаковского муниципального района. К документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования застройки, утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в которых устанавливаются территориальные зоны градостроительные регламенты, порядок их применения и порядок внесения в них изменений. Правила землепользования и застройки обязательны для исполнения всеми застройщиками на территории соответствующего муниципального образования. Правила землепользования и застройки муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района, утвержденные Решением Совета муниципального образования г. Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 23 сентября 2011 года № 311, предусматривают в муниципальном образовании г. Балаково систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в граница муниципального образования г. Балаково на территориальные зоны, по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон. В соответствии с данными Правилами спорный земельный участок входит в состав территориальной зоны
П4-П5 (зона предприятий IV-V класса опасности). Основными видами разрешенного использования зоны П4-П5 являются: коммунальное обслуживание; обеспечение научной деятельности; деловое правление; общественной питание; обслуживание автотранспорта; тяжелая промышленность; легкая промышленность; пищевая промышленность; строительная промышленность; энергетика; склады; автомобильный транспорт; обеспечение вооруженных сил; обеспечение внутреннего правопорядка; гидротехнические сооружения. К условно разрешенным видам использования зоны П4-П5 относятся: бытовое обслуживание; ветеринарное обслуживание; магазины; связь. Вспомогательными видами разрешенного использования зоны П4-П5 являются исторический; общее пользование территории. Градостроительным регламентом для данной зоны не предусмотрено размещение индивидуального жилищного строительства. В кадастровом паспорте спорного земельного участка указан вид разрешенного использования – земли общественной застройки. Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, вид разрешенного использования «общественная застройка» в данном классификаторе отсутствует, не предусмотрен в составе территориальных зон, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Балаково Балаковского муниципального района. В целях приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 № 540, Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Балаково Балаковского муниципального района правообладатель земельного участка вправе самостоятельного выбрать основной и вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, предусмотренный в составе территориальной зоны П4-П5.

От представителя ПАО «ФГГК Русгидро» поступили возражения на исковое заявление, в которых он просит в удовлетворении иска отказать. В доводах возражений указано, что спорный земельный участок имеет обременения: охранная зона объектов по производству электрической энергии - ОРУ-35 кВ левого берега Саратовской ГЭС; охранная зона гидроэнергетического объекта - Энергетический производственно-технологический комплекс «Саратовская ГЭС» в Балаковском и Вольском районах Саратовской области. Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особые условия использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 № 1033 «О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». В связи с нахождением в собственности ПАО «ФГГК «Русгидро» трансформатора 103Т ОРУ-35 кВ левого берега марки ТДНС-10000/3 5, относящегося к низкой категории опасности, расположенного на земельном участке *, находящегося у данного ответчика в аренде, в соответствии с вышеуказанными Правилами необходимо было установление охранной зоны объектов по производству электрической энергии. Для согласования границ охранной зоны ответчиком в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора были направлены карты (планы) охранной зоны объектов по производству электрической энергии. Решение об установлении границы охранной зоны по производству электрической энергии принято управлением Ростехнадзора путем соответствующей отметки о согласовании от 04 июня 2014 года в предоставленных ПАО «ФГГК «Русгидро» картах (планах) охранной зоны объектов по производству электрической энергии – ОРУ-35 кВ левого берега Саратовской ГЭС. В соответствии с этими данными в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о вышеуказанной охранной зоне: охранная зона объектов по производству электрической энергии-ОРУ-35 кВ левого берега Саратовской ГЭС; местоположение: *, с учетным номером *. Правилами предписано, что в охранной зоне запрещается осуществлять действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также нанесение вреда окружающей среде и возникновение пожаров и чрезвычайных ситуаций. Закрытый перечень таких действий установлен в п. 8 данных Правил. Отдельные мероприятия в соответствии с п. 9 указанных Правил возможно осуществлять заинтересованным юридическим и физическим лицам при наличии письменного согласования владельца объекта. Иных ограничений использования правообладателем земельного участка Правилами не установлено. Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2012 № 884 утверждены Правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов. В связи с нахождением в собственности у ПАО «ФГГК «Русгидро» гидротехнических сооружений высокой категории опасности в соответствии с вышеуказанными Правилами ответчик обязан был установить охранную зону для гидроэнергетического объекта. В целях согласования границ данной охранной зоны
ПАО «ФГГК «Русгидро» в управление Росприроднадзора по Саратовской области были направлены карты (планы) охранной зоны для гидроэнергетического объекта. Решение об установлении границы охранной зоны для гидроэнергетического объекта принято управлением Росприроднадзора по Саратовской области путем соответствующей отметки о согласовании от 04 сентября 2013 года в предоставленных картах (планах) охранной зоны гидроэнергетического объекта. В соответствии с этими данными в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об охранной зоне: Энергетический производственно-технологический комплекс Саратовская ГЭС в Балаковском и Вольском районах Саратовской области, учетный номер № *. На основании п. 12 Правил осуществление деятельности (водопользования) в охранной зоне, виды которой предусмотрены
п. 11 Правил, а также хозяйственной и иной деятельности на участках береговой полосы водных объектов в охранной зоне подлежит согласованию с оператором гидроэнергетического объекта в установленном Правилами порядке. Вместе с тем, истцом не представлены доказательства того, что ограничения, возникающие в результате установления охранных зон на земельном участке с кадастровым номером * оказывают какое-либо негативное воздействие на текущую деятельность на земельном участке истца. Вышеуказанные охранные зоны объектов по производству электрической энергии – ОРУ-35 кВ левого берега Саратовской ГЭС и охранная зона гидроэнергетического объекта – Энергетический производственно-технологический комплекс Саратовская ГЭС в Балаковском и Вольском районах Саратовской области установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о данных охранных зонах находятся в общем доступе в государственном кадастре недвижимости. Мнение истца в исковом заявлении о том, что в результате установления охранных зон происходит «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд» является ошибочным, так как не соответствует законодательству и фактическим обстоятельствам.

В судебном заседании представитель истца Варфоломеев Я.В. поддержал исковые требования в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенному в иске, просил его удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Короткова Ю.Ю. исковые требования не признала, поддержала все изложенное в отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ПАО «ФГГК Русгидро» Иванова Н.В. исковые требования не признала, поддержала все изложенное в возражениях на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.

Истец Варфоломеев В.А., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, управление Федеральной службы по надзору в сфере природного пользования по Саратовской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, истец о причинах неявки не сообщил, в его интересах действует представитель, третьи лица представили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей, ходатайств об отложении дела слушанием от них не поступало, в связи с чем суд, учитывая мнение участников процесса, полагает возможным на основании ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

На основании ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В ст. 209 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Положениями ст.ст. 260, 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

В силу п. 1 ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как разъяснено в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу ст. ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Судом на основании представленных по делу доказательств установлено и не оспаривалось сторонами, что в соответствии с договором купли-продажи трехэтажного административного здания от 12 ноября 1992 года, актом приема-передачи от 02 декабря 1992 года, свидетельством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество серии * от 11 июня 1998 года и проведенными работами по инвентаризации постановлением администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области от
09 октября 1998 года № 3216 Варфоломееву В.А. в постоянное пользование был передан земельный участок под административным зданием с прилегающей территорией из земель совместного предприятия «Хемикомп», расположенный в нижнем бьефе левого крыла плотины Саратовской ГЭС, общей площадью 0,6233 га.

Свидетельством о государственной регистрации права серии * от 02 апреля 2014 года подтверждается, что Варфоломееву В.А. на основании постановления главы Балаковского муниципального образования Саратовской области от 29 марта 2002 года № 779 на праве собственности принадлежал земельный участок из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – земли общественной застройки, общей площадью 6233 кв.м, расположенный по адресу: *, с кадастровым номером *, ограничений (обременений) права не зарегистрировано.

В соответствии с согласием от 07 августа 2015 года указанный земельный участок площадью 6233 кв.м был разделен на два земельных участка площадями
5490 кв.м и 743 кв.м, принадлежащих на праве собственности Варфоломееву В.А., что подтверждено материалами дела, объяснениями сторон.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии * от 15 сентября 2015 года, № * от 09 сентября 2015 года на принадлежащие истцу земельные участки из категорий земель населенных пунктов с разрешенным использованием – земли общественной застройки, с кадастровым номером * площадью 5490 кв.м и с кадастровым номером * площадью 743 кв.м ограничений (обременений) права не зарегистрировано.

Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 марта 2016 года земельному участку с месторасположением в районе *, с кадастровым номером * присвоен адрес: *.

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером * следует, что в отношении данного земельного участка имеются зарегистрированные обременения: площадью 1006,24 кв.м, предусмотренные
ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, согласно п.п. 8, 9 постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1033; площадью 9 кв.м, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, согласно
п.п. 10-17 постановления Правительства РФ от 06 сентября 2012 года № 884.

В письме главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 17 ноября 2015 года № 6888/01.1-18 указано, что принадлежащий на праве собственности Варфоломееву В.А. земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: *, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Балаково Балаковского муниципального района, утвержденными решением Совета муниципального образования г. Балаково от 23 сентября 2011 года № 311 (с изменениями), входит в состав территориальной зоны П4-П5 – зона предприятий IV-V класса опасности, в связи с чем основными видами разрешенного использования являются: коммунальное обслуживание, обеспечение научной деятельности, деловое управление, общественное питание (в промышленной зоне: размещение предприятий общественного питания, связанных с непосредственным обслуживанием производственных и промышленных предприятий), обслуживание автотранспорта, тяжелая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность, строительная промышленность, энергетика, склады, автомобильный транспорт, обеспечение вооруженных сил, обеспечение внутреннего распорядка, гидротехнические сооружения; условно разрешенными видами использования являются: бытовое обслуживание, ветеринарное обслуживание, магазины, связь; к вспомогательным видам разрешенного использования относятся: историческая, общее пользование территории.

В силу ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю, в том числе, особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст. 89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.

Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особые условия использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждены постановлением Правительства РФ от
18 ноября 2013 № 1033 «О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

В силу п.п. 1, 3, 5 вышеуказанных Правил под объектами по производству электрической энергии понимаются энергетические установки, предназначенные для производства электрической или электрической и тепловой энергии, состоящие из сооружений, оборудования для преобразования различных видов энергии в электрическую или электрическую и тепловую и распределительных устройств, мощность которых составляет 500 кВт и более; решение об установлении границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора на основании поступивших от организации, которая владеет объектом на праве собственности или на ином законном основании, заявления об установлении границ охранной зоны и представленных сведений о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. В случае принятия решения об установлении границ охранной зоны на графическом описании местоположения границ охранной зоны проставляется соответствующая отметка, которая заверяется подписью уполномоченного должностного лица органа энергетического надзора и печатью этого органа.

В соответствии с п. 2 Положения об осуществлении Федерального энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от
20 июля 2013 года № 610, государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно карте-плану от 08 мая 2014 года, составленной Балаковским отделением Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по заказу ОАО «ФГГК Русгидро», согласованной Нижневолжским управлением Ростехнадзора 04 июня 2014 года, на основании постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1033 «О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» была установлена охранная зона объектов по производству электрической энергии – ОРУ 35кВ левого берега Саратовской ГЭС площадью 44002 кв.м.

В соответствии с этими данными в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о вышеуказанной охранной зоне: охранная зона объектов по производству электрической энергии-ОРУ-35 кВ левого берега Саратовской ГЭС; местоположение: *

Согласно ст. 62 Водного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, на участках береговой полосы (в том числе участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы устанавливаются охранные зоны с особыми условиями водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам). Правительство РФ определяет порядок установления охранных зон для указанных объектов, особые условия водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в их границах. Надзор за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с настоящим Кодексом подлежат федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Надзор за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с настоящим Кодексом подлежат региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные осуществлять региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2012 № 884 утверждены Правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов.

В соответствии с п.п. 5, 8 вышеуказанных Правил границы охранной зоны подлежат согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом) или органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным осуществлять региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, в зависимости от отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов или региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов. Для согласования границ охранной зоны организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании гидроэнергетическим оборудованием (гидротурбиной) эксплуатируемого (строящегося) гидроэнергетического объекта или которая имеет проектную документацию на проектируемый гидроэнергетический объект (далее - оператор гидроэнергетического объекта), представляет соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, заявление о согласовании границ охранной зоны с обязательным приложением сведений о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. В случае принятия решения о согласовании границ охранной зоны на графическом описании местоположения границ охранной зоны с особыми условиями использования земель проставляется отметка о согласовании, которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица соответствующего органа, указанного в п. 5 Правил.

Согласно карте-плану от 19 августа 2013 года, составленной Балаковским отделением Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по заказу ОАО «ФГГК Русгидро», согласованной Управлением Росприроднадзора по Саратовской области 04 сентября 2013 года, на основании постановления Правительства РФ от 06 сентября 2012 года № 884 «Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов» была установлена охранная зона объекта – Саратовской ГЭС, расположенной в Балаковском и Вольском районах Саратовской области площадью 240,60 га +/- 5,43 га.

В соответствии с этими данными в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об охранной зоне: Энергетический производственно-технологический комплекс Саратовская ГЭС в Балаковском и Вольском районах Саратовской области, учетный номер № *.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ограничения в отношении земельного участка Варфоломеева В.А., расположенного в производственной зоне коммунально-складского предприятия IV-V класса опасности, в виде наложения охранных зон возникли в силу требований закона и были установлены во исполнение постановлений Правительства РФ по итогам согласования с уполномоченными исполнительными органами государственной власти РФ и субъекта РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для снятия указанных установленных ограничений прав на принадлежащий истцу земельный участок. Все действия
ПАО «ФГГК Русгидро» были совершены в соответствии с требованиями законодательства во исполнение актов уполномоченных исполнительных органов государственной власти РФ и субъекта РФ, не нарушают прав истца, администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области каких-либо действий по установлению ограничений в использовании земельного участка не совершалось, в связи с чем исковые требования Варфоломеева В.А. удовлетворению не подлежат.

Кроме того, суд учитывает, что исходя из разрешенного вида использования земельного участка – земли общественной застройки, расположения данного земельного участка в составе территориальной зоны П4-П5 – зона предприятий IV-
V класса опасности, у Варфоломеева В.А. сохранено его право собственника на использование земельного участка в соответствии с основными и вспомогательными видами разрешенного использования, не нарушены его иные права владения, пользования и распоряжения. В случае причинения ему каких-либо убытков он не лишен возможности обратиться в установленном законом порядке за защитой и восстановлением нарушенных прав.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Варфоломеева В.А. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, публичному акционерному обществу «Федеральная гидрогенерирующая компания – «Русгидро» о снятии ограничений с земельного участка отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 05 декабря 2016 года.

Судья О.В. Степаненко