З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2016 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Хмелевской К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «Черемшанка» об обязании проведения эколого-орнитологического обследования аэродрома аэропорта «Черемшанка» и прилегающей к нему территории,
У С Т А Н О В И Л:
Енисейский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями, уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ, об обязании ФГУП «Черемшанка» об обязании проведения эколого- орнитологического обследования аэродрома аэропорта «Черемшанка» и прилегающей к нему территории, мотивируя заявленные требования тем, что Енисейской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности в аэропорте «Черемшанка» ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка», в ходе которой установлено, что в нарушение п. 8.24 Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов» эколого-орнитологическое обследование аэродрома аэропорта «Черемшанка» и прилегающей к нему территории, не проводилось.
В судебном заседании помощник Енисейского транспортного прокурора заявленные требования с учетом уточнения поддержал, в обоснование их привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
С учетом мнения представителя истца, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд рассматривает настоящее дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерация, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Воздушного кодекса РФ федеральные авиационные правила - это нормативный акт, регулирующий отношения в области авиации и принимаемый в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Приказом от 06.05.2000 № 121 Федеральной службы воздушного транспорта России утверждены и введены в действие Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов» (далее - ФАП-121).
Пунктом 1.3 ФАП-121 предусмотрено, что аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя орнитологическое обеспечение.
Согласно п. 8.24 ФАП-121, орнитологическое обеспечение полетов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.
На основании пункта 2.8 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209 (далее - Руководство), на аэродромах должны приниматься всевозможные меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами.
Согласно п. 4.1.1 Руководства, на аэродроме и прилегающей к нему территории, в целях определения характера орнитологической обстановки и выявления условий, способствующих концентрации птиц, осуществляется эколого-орнитологическое обследование.
В соответствии с 4.1.14. Руководства, приаэродромная территория или ее наиболее «птицеопасные» участки повторно обследуются примерно 1 раз в 2 - 3 года, в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно.
Согласно пункту 4.7.1.3 Руководства, исходя из местных особенностей орнитологической обстановки осуществляется выбор и применение наиболее целесообразных средств отпугивания птиц на каждом аэродроме.
В силу ст. 41 ВК РФ, гражданские аэродромы и аэропорты подлежат государственной регистрации с включением данных о них соответственно в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственный реестр аэропортов Российской Федерации только при наличии сертификатов (свидетельств) годности. Ведение указанных реестров возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.
Как установлено в судебном заседании, аэропорт «Черемшанка» по состоянию на 24.12.2014 года имеет комплексный сертификат на осуществление аэропортовой деятельности ФАВТ КР.А.00080, действующий до 14.01.2016 года и включен в Государственный реестр аэропортов Российской Федерации.
В ходе проведенной Енисейским транспортным прокурором проверки исполнения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности в аэропорте «Черемшанка» ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» установлено, что в нарушение п. 8.24 ФАП ответчиком не проведено эколого-орнитологическое обследование аэродрома аэропорта «Черемшанка» и прилегающей к нему территории.
Из пояснений начальника ССТ и ЭА ФГУП «Авиапредприятие «Чермшанка» Козлова С.Н., отобранных в ходе проверки следует, что анализ орнитологического обеспечения не проводился с 2011 года.
Таким образом, ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка», при эксплуатации аэропорта «Черемшанка» допускаются нарушения требований воздушного законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов, которые создают угрозу безопасной деятельности в области авиации, вероятность наступления катастроф, несчастных случаев с людьми, возможность повреждения или уничтожения воздушных судов, элементов аэродромной инфраструктуры.
На дату рассмотрения дела судом нарушения законодательства безопасности полетов ответчиком не устранены, что не оспорено ответчиком.
Поскольку обязанность обеспечения безопасности полетов возложена на ответчика в силу закона и факт непринятия им мер по эколого-орнитологическому обследованию аэродрома аэропорта «Черемшанка» нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд считает, что заявленные Енисейским транспортным прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Срок для исполнения ответчиком требований прокурора – до 31.12.2016 года, по мнению суда, является достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Енисейского транспортного прокурора к ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» об обязании эколого-орнитологического обследования аэродрома аэропорта «Черемшанка» удовлетворить.
Обязать ФГУП «Авиапредприятие «Чермшанка» провести эколого-орнитологическое обследование аэродрома аэропорта «Черемшанка» и прилегающей к нему территории
Установить срок для исполнения настоящего решения – до 31 декабря 2016 года.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда.
Решение в окончательной форме изготовлено (08.06.2016 года).
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко