ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-463/12 от 12.11.2012 Сельцовского городского суда (Брянская область)

Дело №2-463/12Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«12» ноября 2012 г. Сельцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Свердлова И.Е.

с участием истца Панченковой Е.С.

адвоката на стороне истца Панченковой Е.С. Антипенко В.Н.,

предоставившего удостоверение , ордер

ответчика – представителя администрации г. Сельцо, действующей

по доверенности Кононовой С.П.

при секретаре Леонченко Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панченковой Е.С. к Администрации г. Сельцо о понуждении выделить жилое помещение вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Панченкова Е.С. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она относится к категории детей – сирот. Постановлением администрации г. Сельцо от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на жилищный учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ ей на условиях социального найма была выделена комната в общежитии по адресу: <адрес>, общей площадью 13,6 кв.м., в том числе жилой – 9,6 кв.м., которую она приватизировала. Одновременно ее сняли с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на то, что социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина в отношении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляет 33 кв.м., в связи с чем в 2012 г. она обратилась в администрацию г. Сельцо с заявлением о постановке (восстановлении) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на что ей было отказано, просила обязать администрацию г. Сельцо предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже социальной нормы.

В судебном заседании истец Панченкова Е.С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она дала нотариальное обязательство о том, что в момент предоставления ей во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенной однокомнатной квартиры в черте г. Сельцо общей площадью не менее установленной законодательством РФ социальной нормы площади жилого помещения она обязуется передать в собственность администрации г. Сельцо комнату, которую ей предоставила администрация г. Сельцо, просила исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании адвокат на стороне истца Панченковой Е.С. – адвокат Антипенко В.Н. поддержал позицию своего доверителя, просил исковые требования Панченковой Е.С. удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации г. Сельцо Кононова С.П. исковые требования не признала и пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ Панченковой Е.С. как состоящей в очереди детей – сирот и окончившей образовательное заведение, была выделена комната жилой площадью 13,6 кв.м., которую истец в последствии приватизировала. На ремонт комнаты и ее приватизацию ей были выделены денежные средства в размере 19000 руб. Ссылаясь на то, что администрация г. Сельцо свои обязательства в отношении Панченковой Е.С. выполнила, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Сельцовского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ родители истца – ФИО6, ФИО7 лишены родительских прав. ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, Панченкова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории детей – сирот.

Постановлением администрации г. Сельцо Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ попечителем несовершеннолетней Панченковой Е.С. назначена ФИО8

Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашает право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.

Согласно п. 3 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утв. Постановлением администрации Брянской области №889 от -9.11.2007 г. жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была выделена комната в общежитии по адресу: <адрес>, общей площадью 13,6 кв.м., в том числе жилой – 9,6 кв.м. с одновременным снятием ФИО1 с учета лиц, нуждающихся в жилом помещении. В последствии указанная комната была приватизирована ФИО1

Согласно ч.1 ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

В отношении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв.м. (п. 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. №1203).

Следовательно, у ФИО1, как нуждающейся в жилом помещении, после окончания образовательного учреждения, возникло в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению органа местного самоуправления была поставлена в ДД.ММ.ГГГГ в льготную очередь на получение жилья; однако в ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было предоставлено по договору социального найма жилое помещение – комната, общей площадью 13,6 кв.м., площадь которой составляет ниже учетной нормы.

На основании изложенного, суд находит исковые требования ФИО1 к Администрации г. Сельцо о понуждении выделить жилое помещение вне очереди, законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации г. Сельцо о понуждении выделить жилое помещение вне очереди, - удовлетворить.

Обязать администрацию города Сельцо Брянской области выделить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже социальной нормы за счет средств областного бюджета.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Брянский областной суд через Сельцовский городской суд.

Судья И.Е. Свердлов