ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-463/19 от 08.04.2019 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Железногорск-Илимский 08 апреля 2019 г.

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей Тимощук Ю.В., при секретаре Коноплёвой Д.Г., с участием представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-463/2019 по иску Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» к ФИО2 о взыскании денежных средств в целях возврата предоставленной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» обратилась в Нижнеилимский районный суд с иском к ФИО2 о взыскании денежных средств в целях возврата предоставленной субсидии. В обоснование иска указали, что 05.09.2016 г. администрацией муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» вынесено Постановление № 644 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства».

На основании данного Постановления *** между администрацией муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» и индивидуальным предпринимателем ФИО2 - было заключено соглашение *** (далее Соглашение) о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.

Согласно п.1 ч. 1 Соглашения администрация предоставляет Получателю субсидии субсидию из бюджета муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» в целях поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства на создание собственного бизнеса сумму в размере 300000 рублей, а ответчик обязуется обеспечить целевое использование субсидии в соответствии со сметой расходов субсидии, (приложение № 1). Согласно ч. 2 п.2.3 Соглашения Получатель субсидии обязан: 1). обеспечить целевое использование субсидии; 2). обеспечить возврат в бюджет муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» полученной субсидии в случае нецелевого использования субсидии за счет собственных средств; 3). обеспечить достижение запланированных целевых показателей в течении 12 месяцев со дня получения субсидии: а) количество сохраняемых мест-1ед; б) количество рабочих мест, которое будет создано-2 ед; 4). не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (под отчетным понимается календарный год, следующий за годом предоставления субсидии), представить в администрацию: а) отчет о достижении целевых показателей, составленный по форме согласно приложению 1 Соглашения; б) сведения о финансово-экономических показателях по форме согласно приложению 2 к Соглашению.

*** администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» перечислила ИП ФИО2 денежные средства (субсидию) в общей сумме 300 000 рублей (платежное поручение ***), выполнив условие Соглашения.

При проведении плановой проверки в *** Министерством экономического развития Иркутской области было выявлено нарушение. ФИО2 не исполнена обязанность по обеспечению достижения значений целевых показателей, установленных пп.3 п.2.3 ч 2 Соглашения о предоставлении финансовой поддержки от ******, а именно не предоставление 2-х рабочих мест, что является нарушением условий Соглашения о предоставлении финансовой поддержки.

Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» в пояснительной записке Министерству экономического развития указала, что 24 мая 2017 года на территории ведения получателем субсидии предпринимательской деятельности по адресу: ***, произошел пожар, в результате которого строение, в котором велась хозяйственная деятельность, а также оборудование, были полностью уничтожены огнем.

Соглашением о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» *** от *** не закреплено освобождение от ответственности в случае наступления непреодолимой силы.

Согласно пп.7 п.2.3 ч.2 Соглашения Получатель субсидии обязан в течении 10 рабочих дней со дня получения требования о возврате субсидии произвести возврат в бюджет муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» суммы субсидии в полном объеме путем перечисления денежных средств на лицевой счет Администрации.

30.11.2018 года в адрес Ответчика было направлено Требование (исх.***) о возврате субсидии в размере 300 000 рублей в течении 10 рабочих дней со дня получения настоящего требования в бюджет муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение».

Администрацией муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» был соблюден установленный претензионный порядок урегулирования спора путем направления ФИО2. требования по адресу регистрации. Конверт был возвращен.

На сегодняшний день обязательства, установленные соглашением ***, Ответчиком не исполнены.

Просит взыскать с ФИО4*** года рождения, зарегистрированной по адресу: *** пользу администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» сумму денежных средств в целях возврата предоставленной субсидии в размере 300000 (триста тысяч) рублей.

В судебном заседании, представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности *** от ***, сроком действия по ***, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО2, исковые требования не признал, пояснил суду в обоснование своих возражений о том, что субсидия им действительно была получена на основании заключенного Соглашения, денежные средства были потрачены по целевому назначению, о чем в администрацию поселения были предоставлены соответствующие подтверждающие документы. Но в связи с произошедшим пожаром, уничтожением здания в котором осуществлялась деятельность, а также уничтожением всего имущества, он был вынужден прекратить свою предпринимательскую деятельность в области общественного питания, в связи с чем, выполнить требования по созданию двух рабочих мест не имелось возможности по объективным причинам, не зависящим от него.

Представитель ответчика ФИО3, допущенная к участию в деле на основании заявления ответчика, в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования не признала, в обоснование возражений пояснила, что в соглашении, заключенном между истцом и ответчиком, не указан возврат полученных денежных средств в качестве последствия неисполнения обязательств по созданию ФИО2 2 рабочих мест. ФИО2 исполнялись все обязательства на основании соглашения, однако в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, а именно – пожаром, в результате которого было уничтожено все имущество ответчика, которое использовалось ФИО2 как предпринимателем в своей деятельности, и исполнение обязательства по созданию двух рабочих мест стало невозможным, о чем было известно администрации.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок и условия предоставления из муниципального бюджета субсидий установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального Закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 г., оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно положениям ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу ч. 3.1. ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требований закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как установлено в судебном заседании, ответчик ФИО2 *** зарегистрирован Межрайонной ИФНС *** по *** в качестве индивидуального предпринимателя (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ***), с основным видом деятельности - деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания.

В соответствии со справкой, имеющейся в материалах гражданского дела, по состоянию на *** физическое лицо с ИНН *** (ответчик ФИО2) не является индивидуальным предпринимателем.

В судебном заседании установлено, что 02.12.2016 г. на основании протокола заседания конкурсной комиссии по предоставлению субсидий из бюджета муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства от ******, между Администрацией МО «Железногорск-Илимское городское поселение» и ИП ФИО2 заключено Соглашение *** о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. По указанному Соглашению Администрация предоставляет Получателю субсидии субсидию из бюджета муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» в целях поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в размере 300000 рублей.

В соответствии с п. 2.3 Соглашения получатель субсидии обязан: 1) обеспечить целевое использование субсидии; 2) обеспечить возврат в бюджет муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» полученной субсидии в случае нецелевого использования субсидии за счет собственных средств; 3) обеспечить достижение запланированных целевых показателей в
течение 12 месяцев со дня получения субсидии: а) количество сохраняемых рабочих мест- I ед.; б) количество рабочих мест, которое будет создано - 2 ед.; 4) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (под отчетным понимается календарный год, следующий за годом предоставления субсидии) представить в Администрацию: а) отчет о достижении целевых показателей, составленный по форме согласно приложению 1 к настоящему Соглашению; б) сведения о финансово-экономических показателях по форме согласно
приложению 2 к настоящему Соглашению; 5) в случае изменения в течение 30 календарных дней после заключения настоящего Соглашения платежных реквизитов незамедлительно уведомить Администрацию путем направления соответствующего письменного извещения, подписанного уполномоченным лицом; 6) предоставить по запросу Администрации и органов муниципального финансового контроля, которыми являются специалист по внутреннему муниципальному финансовому контролю и аудиту администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселен и Ревизионная комиссия города Железногорска-Илимского (далее – органы муниципального финансового контроля), в установленные ими сроки информацию и документы, необходимые для проведения проверок исполнения условий настоящего Соглашения; 7) в течение 10 рабочих дней со дня получения требования о возврате субсидии произвести возврат в бюджет муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» суммы субсидии в полном объеме путем перечисления денежных средств на лицевой счет Администрации.

В силу п. 3.2 Соглашения, Администрация направляет Получателю субсидии требование о возврате субсидии в случае: 1). выявления фактов нарушения Получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии; 2). непредставления Получателем субсидии в установленный срок документов, указанных в подпункте 4) пункта 2.3 настоящего Соглашения; 3) достижения Получателем субсидии низкой эффективности предоставления субсидии, установленной Положением; 4) приобретение Получателем; субсидии за счет полученных средств иностранной валюты, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3.3., 3.4 Соглашения в случае, если Получатель субсидии не возвратил субсидию в установленный срок или возвратил ее не в полном объеме, Администрация обращается в суд о взыскании средств субсидии в бюджет муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» в соответствии с законодательством Российской Федерации. Направление требования о возврате субсидии является соблюдением Администрацией досудебного порядка урегулирования спора.

В судебном заседании установлено, не оспаривалось ответчиком, субсидия субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса на основании соглашения *** от *** в размере 300000 рублей была перечислена ИП ФИО2 *** (платежное поручение ***).

Как пояснил в судебном заседании сам ответчик, полученные денежные средства были использованы по целевому назначению, о чем в Администрацию поселения предоставлялись соответствующие документы.

Также из пояснительной записки от ***, составленной ***Н., установлено, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании, получатель субсидии ФИО2 в соответствии с Соглашением в течение января-мая 2017 года осуществил следующие целевые расходы: ***

В то же время, при проведении Министерством экономического развития *** плановой проверки МО «Железногорск-Илимское городское поселение» соблюдения условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидий на осуществление мероприятий по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, в 2018 году было выявлено, что ФИО2 не исполнена обязанность по обеспечению достижения значений целевых показателей, установленных пп.3 п.2.3 ч 2 Соглашения о предоставлении финансовой поддержки от ******, а именно не создано 2 рабочих места.

Как установлено судом, данное положение Соглашения является одним из условий, установленных сторонами при предоставлении субсидии, в связи с чем, его неисполнение в силу п. 3.2 Соглашения является основанием для возникновения у Администрации право требования возврата субсидии, поскольку получателем субсидии нарушены условия, установленные при ее предоставлении. В связи с указанным, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что неисполнение установленной обязанности по созданию двух рабочих мест, не является основанием для Администрации требовать возврата субсидии.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что *** по адресу *** произошел пожар, в результате пожара сгораемые части перекрытия и стен полностью уничтожены огнем. Данные обстоятельства также отражены в указанной выше пояснительной записке, а именно: *** на территории ведения получателем субсидии предпринимательской деятельности по адресу: ***, произошел пожар, в результате которого строение, в котором велась хозяйственная деятельность, а также оборудование, были полностью уничтожены огнем (справка, выданная *** отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Усть-Кутскому и ***м главного управления министерства Российское Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ***). В результате произошедшего пожара, хозяйственная деятельность получателя субсидии фактически была прекращена, в связи с чем, новых рабочих мест в течение *** создано не было.

При этом, Администрацией муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» при рассмотрении отчетных документов после предоставления их получателем субсидии (вх. от ******) было принято во внимание то, что сумма полученной в соответствии с Соглашением субсидии была направлена получателем субсидии по целевому назначению (выполнение заявленных в Соглашении работ, приобретение заявленного в Соглашении оборудования); фактическое прекращение хозяйственной деятельности связано с не зависящими от получателя субсидии обстоятельствами, соответственно, отсутствие вновь созданных рабочих мест не является умышленным нарушением получателем субсидии взятых на себя обязательств по Соглашению.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. 5, 8, 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например, обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.

В судебном заседании установлено, что ответчик ФИО2 не исполнил свои обязательства в соответствии с Соглашением *** от *** о предоставлении субсидии из бюджета МО «Железногорск-Илимское городское поселение», по обеспечению достижения запланированных целевых показателей в течение 12 месяцев со дня получения субсидии, а именно, не создал два рабочих места, поскольку создание рабочих мест для ответчика оказалось невозможным в связи с фактическим прекращением хозяйственной деятельности вследствие непреодолимой силы - пожара, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, что, по мнению суда, является основанием для освобождения ФИО2 от ответственности в связи с неисполнением им обязательства по созданию рабочих мест.

Таким образом, по мнению суда, в удовлетворении исковых требований Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» к ФИО2 о взыскании денежных средств, необходимо отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» к ФИО2 о взыскании денежных средств в целях возврата предоставленной субсидии, в размере 300000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения - 15.04.2019 г.

Судья Ю.В. Тимощук