68RS0011-01-2021-001031-41
№2-463/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021 г. г. Котовск.
Котовский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи: Елагиной О.А.,
с участием помощника прокурора г. Котовска Тамбовской области Леонтьевой И.В.,
представителя ответчика администрации г. Котовска Тамбовской области по доверенности №4 от 11.01.2021г. ФИО1,
представителей 3л. – ОГИБДД ОМВД России по г. Котовску Тамбовской области ФИО2,
представителя 3л. - АО «ТСК» - по доверенности №_________ от ДАТА - ФИО3,
при секретарях: Орловой Л.А., Чуркиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Котовска Тамбовской области Бучнева В.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Котовска Тамбовской области о возложении обязанности по оборудованию парковки автомобилей инвалидов на участке дороги в районе д.28А по ул. Посконкина г. Котовска Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г. Котовска Тамбовской области Бучнев В.В. обратился в суд с иском к администрации г. Котовска Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц-инвалидов, проживающих в <...> в районе домов №_________ по ул. Посконкина об оборудовании стоянки для инвалидов в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 «О правилах дорожного движения». В обоснование иска указал, что поводом для обращения прокурора с данным иском в суд послужила проведенная проверка по вопросу организации парковочного места для автотранспорта инвалидов вблизи жилого дома, в связи с обращением инвалида ФИО4, который <данные изъяты> проживает в АДРЕС. Ссылается на положения ст. 114 Конституции РФ, ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.21 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 21 Федерального закона № 106-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», ГОСТ Р 52289-2019, Устав г. Котовска Тамбовской области и считает, что администрацией г. Котовска Тамбовской области не приняты меры по организации автостоянок и парковок для инвалидов дворовой территории домов 28, 28А, 32 по ул. Посконкина г. Котовска Тамбовской области, что затрудняет возможность разместить свое транспортное средство лицам, имеющим инвалидность, установить круг которых не представляется возможным.
20.10.2021г. прокурор г. Котовска Тамбовской области обратился в суд с ходатайством об уточнении исковых требований и просил обязать администрацию г. Котовска Тамбовской области оборудовать парковку для автомобилей инвалидов вблизи домов №_________ по ул. Посконкина г. Котовска Тамбовской области, а именно на участке дороги по ул. Посконкина г. Котовска Тамбовской от пешеходного перехода у дома №_________ до конца №_________ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и Постановления Правительства РФ от 23.10.1993г. №_________ «О правилах дорожного движения».
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика администрации г. Котовска Тамбовской области по доверенности ФИО1, считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора г. Котовска Тамбовской области в защиту неопределенного круга лиц- инвалидов, проживающих в районе №_________ по ул. Посконкина г. Котовска Тамбовской области необходимо отказать. В обоснование указывает, что в соответствии со ст. 15 ФЗ №191-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом РФ на представление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства гаражей вблизи места жительства или для возведения гаражей, являющихся не капитальным сооружением, а также на выделение 10% мест для бесплатной парковки транспортных средств на всех парковках общего пользования, в том числе около жилых зданий. Указывает также, что ст. 39.36-1 ЗК РФ, вступившей в законную силу 01.09.2021г. установлено, что использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства, осуществляется на основании схемы размещения таких объектов, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В связи с тем, что на территории Тамбовской области указанный порядок не утвержден, у органов местного самоуправления г. Котовска Тамбовской области отсутствует возможность утверждения схемы размещения, определяющей места размещения некапитальных гаражей и стоянок технических средств передвижения инвалидов вблизи места жительства. Полагает, что для оборудования парковки для транспортных средств инвалидов в районе домов №_________ по ул. Посконкина г. Котовска Тамбовской области отсутствуют земли, на которых возможно разместить такую парковку. Указывает, что все автомобильные дороги города относятся к зоне ИТ-3 согласно Генерального плана городского округа г. Котовск, утвержденного решением Котовского городского Совета народных депутатов № 885 от 25.12.2014г. и правилам землепользования и застройки городского округа. Кроме зоны ИТ-3 вблизи домов №_________ по АДРЕС находятся зоны Ж-1, ОД-1, ОД-2, ОД-3, ТОП-2 и ТОП-4, в которых среди основных видов использования не предусмотрено размещение парковок или стоянок. Ссылается на положения п.6.2.9 национального стандарта ГОСТ Р 52289-2019 и считает, что ширина проезжей части дороги по ул. Посконкина около №_________ не позволяет оборудовать парковку легковых транспортных средств вдоль края проезжей части.
В судебном заседании помощник прокурора г. Котовска Тамбовской области Леонтьева И.В. уточненные исковые требования поддержала и пояснила, что перед судебным заседанием был осуществлен совместный выезд с представителем ответчика –Администрации г. Котовска Тамбовской области, представителем 3 лица –ГИБДД ОМВД России по г. Котовску и представителем 3 лица АО «ТСК». Автодорога по ул. Посконкина в районе №_________ имеет асфальтовое покрытие относится к зоне застройки ИТ-3, в которой возможно размещение парковок. В ходе выезда на место было установлено, что дорога по ул. Посконкина в районе №_________ от пешеходного перехода и до конца этого дома имеет две полосы движения шириной 4,08м и 5,2м. Рядом расположен участок с зелеными насаждениями 5,5м. и тротуар 3,2м., что подтверждается схемой приложения №_________ к Акту обследования автомобильной дороги от 28.10.2021г. с разногласиями от 26.11.2021г. На этом участке дороги возможно разместить два парковочных места для транспорта инвалидов. Ответчик ссылается на то, что ширина полос для движения транспортных средств, в том числе для грузового транспорта и автобусного маршрута не позволит уменьшить ширину полос до 2,75м. Однако недостающие 30 см. могут быть компенсированы за счет зеленой зоны, путем переноса бордюрного камня.
Представитель 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ОГИБДД ОМВД Росси по г. Котовску Тамбовской области по доверенности ФИО2 пояснил, что для выполнения требований ГОСТ Р 52289-2019 с учетом движения грузовых транспортных средств и автобусов необходимо перенести бордюрный камень на 32 см. и за счет этого увеличить дорожное полотно. На 1 место для размещения транспортного средства инвалида потребуется 6 метров вдоль дороги, соответственно на 2- 12 метров.
Представитель АО «ТСК» по доверенности ФИО3 пояснил, что в ведении общества находятся линии электропередач, одна из которых проходит по воздуху 0,4 кВ, находящаяся в муниципальной собственности, она является линией уличного освещения с охранной зоной по 1 метру в каждую сторону. Вторая линия-кабельная 6кВ, расположена в 2-х метрах от предполагаемого места парковки с охранной зоной в 1 метр, является муниципальной собственностью и находится у АО «ТСК» в аренде. Все мероприятия по организации парковочного места, указанного на схеме в приложении №_________ к Акту обследования автомобильной дороги по ул. Посконкина не могут затронуть интересы АО «ТСК», поскольку линии электропередач проходят за пределами 1 метра охранной зоны, установленной для таких линий.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации г. Котовска Тамбовской области по доверенности - ФИО1 пояснила, что по состоянию на 20.10.2021г. предполагалось, что парковочное место будет размещаться на существующем дорожном полотне без проведения реконструкции дороги. С учетом уточненных требований истца считаю, что необходимо провести реконструкцию дорожного полотна, чтобы соблюсти требования ГОСТ Р 52289-2019. Считает, что представителем истца не указано, какие конкретно действия должен произвести ответчик в целях реконструкции дороги в районе №_________ по ул. Посконкина. Представителем истца не приведено специальных норм, которые обязывают орган местного самоуправления провести реконструкцию дороги в целях организации парковки. В целях такой реконструкции необходимо составить проектную документацию, что повлечет дополнительные финансовые затраты. Считает, что орган местного самоуправления не может на свое усмотрение использовать бюджетные средства, на цели, не предусмотренные бюджетом. Около дороги по ул. Посконкина в районе №_________ расположена зеленая зона, на которой придется вырубить часть деревьев, что может повлечь нарушения прав граждан, которые не являются инвалидами, но также проживают в домах №_________ по ул. Посконкина г. Котовска Тамбовской области. Считает, что представителем истца не указаны конкретные действия, которые необходимо выполнить администрации г. Котовска Тамбовской области, чтобы организовать парковку. Исковые требования в уточненном варианте при таких обстоятельствах удовлетворению не подлежат.
Изучив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно Основного закона – Конституции РФ п. В2 ст. 114 государство через органы исполнительной власти обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.
Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу п.8 ст. 15 названного закона, Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
В силу п.1 ст.12 Федерального закона №443-ФЗ от 29.12.2017г. «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», парковка общего пользования может быть размещена на части автомобильной дороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а также в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения.
На парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п.9 ст.12) Контроль за соблюдением требований к парковкам общего пользования, установленных настоящей статьей, осуществляется органами, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения.(п.14 ст.12)
Отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по содержанию дорог регулируются Федеральным законом № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Положениями ст.3 названного закона определено, что владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. (ч.3 ст.15 ФЗ «Об автомобильных дорогах..»)
Пункт 5 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 37 названного закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется в соответствии с уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993г., участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Способ постановки транспортного средства на парковке определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1- 8.6.9 и линиями дорожной разметки. Дорожный знак дополнительной информации 8.17 "Инвалиды". Указывает, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".
Как следует из содержания ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст) табличку "Инвалиды" применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что парковка (парковочное место) отведена для стоянки автомобилей, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".
Ответчиком требования указанных нормативных актов не выполнены на территории ул. Посконкина в районе домов №_________ г. Котовска Тамбовской области, где располагается густонаселенный район, что подтверждается фото-материалами и объяснениями лиц, в судебном заседании. Доказательств обратному в суд не представлено.
Вместе с тем из п.5 ст.7 Устава г. Котовска утв. решением Котовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 26 июня 2014 г. N 804 к вопросам местного значения городского округа г. Котовск относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Генеральному Плану городского округа г. Котовск, утвержденному решением Котовского городского Совета народных депутатов от 25.12.2014 № 885 и Правилам землепользования и застройки городского округа г. Котовск, утвержденным решением Котовского городского Совета народных депутатов № 965 от 28.05.2015г. все автомобильные дороги города относятся к зоне ИТ -3 в основных видах разрешенного использования значатся в том числе размещение на улично-дорожной сети придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог.
Таким образом, в силу характера спорных правоотношений, особой -высшей ценности обеспечения прав и свобод человека (ст.2 Конституции РФ), а именно неопределенного круга лиц-инвалидов, проживающих в районе домов №_________ по ул. Посконкина г. Котовска Тамбовской области, а также учитывая потенциальную возможность организации парковки на обозначенном участке дороги по ул. Посконкина, необходимость соблюдения требования закона «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и.о. прокурора г. Котовска Тамбовской области. Довод представителя ответчика об отсутствии специальной нормы, которая бы обязывала администрацию г. Котовска Тамбовской области произвести реконструкцию дороги в целях организации парковки для инвалидов, суд считает необоснованным, так как в соответствии со ст.3 ФЗ №257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ…», дорожная деятельность - это деятельность, в том числе и по реконструкции дорог, а обязанность по созданию парковочных мест относится к вопросам местного значения. (п.5 ст.16 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2009г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»)
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 400руб., от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и. о. прокурора г. Котовска Тамбовской области Бучнева В.В. к Администрации г. Котовска Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию города Котовска оборудовать парковку автомобилей для инвалидов на участке дороги по ул. Посконкина в районе №_________ г. Котовска Тамбовской области, а именно от пешеходного перехода до конца дома №_________ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и Постановления Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
Взыскать с ответчика госпошлину в размере 400руб. в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 декабря 2021г.
Судья: О.А. Елагина.