Дело № 2-463/2022
61RS0045-01-2022-000034-63
РЕШЕНИЕ
Именем Россий Федерации
с. Покровское 11 мая 2022 года
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Карачиной А.А.,
при секретаре Максимове В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Неклиновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Неклиновского района Ростовской области об обязании разработать проект и произвести рекультивацию земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Неклиновского района Ростовской области обратился в суд с иском к Администрации Неклиновского района Ростовской области об обязании разработать проект и произвести рекультивацию земельного участка.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности Администрации Неклиновского района Ростовской области. В ходе которой установлено, что на территории Неклиновского района на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ... (в южной части села) ул... располагалась свалка твердых бытовых отходов. Данный земельный участок находится в собственности муниципального образования «Неклиновский район». В соответствии с договором субаренды земельного участка от ..., дополнительным соглашением к договору субаренды земельного участка от... вышеуказанный земельный участок (полигон ТБО) был передан под площадку перегрузки и временного накопления ООО «Малая Генерация». Санкционированная свалка внесена в региональный кадастр отходов производства и потребления Ростовской области под регистрационным номером .... В соответствии с актом инвентаризации свалки ТБО № ? от... и инвентаризационной ведомостью размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером ... размещено 61800,0 тонн отходов. В настоящее время размещение твердых коммунальных отходов на указанной свалке не осуществляется. Таким образом, деятельность санкционированной свалки прекращена, имеются основания для проведения рекультивации указанного земельного участка – комплекса работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель, направленных в том числе, на улучшение условий окружающей среды. Проектно-сметная документация на рекультивацию свалки разрабатывалась на основании заключенного муниципального контракта ... от ..., к которому были заключены дополнительные соглашения ... от ... и ... от .... Данная документация требует корректировки в связи с изменениями в законодательстве. ......... в адрес главы администрации района внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. По результатам рассмотрения которого ответчиком сообщено, что отсутствуют денежные средства для корректировки проекта рекультивации и ее проведения. Таким образом, нарушения природоохранного законодательства не устранены. Невыполнение требований закона ответчиком нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также приводит к истощению и порче земли, невозможности в дальнейшем использовать ее по целевому назначению.
Истец просит суд обязать Администрации Неклиновского района Ростовской области разработать проект восстановительных работ (рекультивации) земельного участка на земельном участке с и произвести рекультивацию земельного участка, с кадастровым номером ..., по адресу: ... (в южной части села) ..., в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Администрации Неклиновского района Ростовской области произвести рекультивацию земельного участка на земельном участке с и произвести рекультивацию земельного участка, с кадастровым номером ..., по адресу: ... (в южной части села) ... в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В процессе рассмотрения дела истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ подано заявление об изменении исковых требований, в соответствии с которым он просит суд обязать Администрации Неклиновского района Ростовской области разработать проект восстановительных работ (рекультивации) земельного участка на земельном участке с и произвести рекультивацию земельного участка, с кадастровым номером ..., по адресу: ... (в южной части села) ..., в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Администрации Неклиновского ... произвести рекультивацию земельного участка на земельном участке с и произвести рекультивацию земельного участка, с кадастровым номером ..., по адресу: ... (в южной части села) ... в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы в течение 16 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Неклиновского районного суда Ростовской области от 18 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «ЭКОТРАНС», ОАО «Неклиновское ПП ЖКХ», и ООО «Малая Генерация», от 15.03.2022 года – Министерство Жилищно-Коммунального хозяйства Ростовской области.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержала заявленные исковые требования с учетом изменения, просила их удовлетворить, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Неклиновского района Ростовской области ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать. Администрацией принимаются меры к рекультивации земельного участка. Денежные средства для проведения работ в бюджете района отсутствуют. Данное мероприятие должно быть профинансировано Министерством ЖКХ Ростовской области. С 2014 года ведутся работы по подготовки проекта, однако из-за изменения законодательства необходимо подготовить новый проект рекультивации. Заявленный прокурором срок недостаточный для проведения всех мероприятий.
Представители третьих лиц ООО «ЭКОТРАНС», ОАО «Неклиновское ПП ЖКХ», и ООО «Малая Генерация», Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились. От представителя третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области поступило ходатайство, в соответствии с которым он просит исковые требования, заявленные прокурором удовлетворить, рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ... N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу абзацев четвертого и одиннадцатого статьи 1 Федерального закона компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения рекультивации земель установлен Постановлением Правительством Российской Федерации РФ от ... N 800, которым утверждены Правила рекультивации земель (далее по тексту - Правила).
Согласно п.2 Правил, рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Нарушенные земли - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (п.6 Правил).
На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (п. 4 Правил).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Неклиновского района проведена проверка природоохранного законодательства в сфере захоронения отходов на территории Неклиновского района в ходе которой установлено, что на территории Неклиновского района на земельном участке с кадастровым номером ..., по адресу: ... (в южной части села) ..., располагалась свалка твердых бытовых отходов. В 2016 году свалка внесена в реестр санкционированных свалок .... В ноябре 2017 года свалка была закрыта для приема и захоронения ТКО. С ... в зоне Неклиновского МЭОК на территории г. Таганрога, Неклиновского, Матвеево-Курганского и Куйбышевского района осуществляет деятельность региональный оператор ООО «ЭКОТРАНС». С конца 2020 года региональный оператор ввел в эксплуатацию межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий комплекс (МЭОК). Работа на территории свалки в ... прекращена.
В соответствии с договором субаренды земельного участка от ..., дополнительным соглашением к договору субаренды земельного участка от... вышеуказанный земельный участок (полигон ТБО) был передан под площадку перегрузки и временного накопления ООО «Малая Генерация».
Согласно акту инвентаризации свалки ТБО ... от ... и инвентаризационной ведомостью размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером ... размещено 61800,0 тонн отходов.
В марте 2020 года между Администрацией Неклиновского района и ООО «Малая Генерация» заключено соглашение о взаимном сотрудничестве, согласно которому Общество взяло на себя обязанность в срок до ... за счет собственных средств, безвозмездно выполнить комплекс работ и мероприятий по корректировке имеющейся в Администрации Неклиновского района проектно-сметной документации на рекультивацию объекта размещения ТБО по адресу вышеуказанного земельного участка и сопровождению проекта при прохождении им требуемых государственных экспертиз. Срок данного соглашения истек, какие-либо мероприятия в рамках данного соглашения не проведены.
Судом установлено, что в настоящее время размещение твердых коммунальных отходов на указанной свалке не осуществляется.
На основании изложенного с учётом действующего законодательства имеются основания для проведения рекультивации указанного земельного участка - комплекса работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ... N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (подп.11 и 24 ст.16).
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ... N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ... N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ... N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами в силу ст. 8 Федерального закона от ... N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с ... относится участие в организации деятельности по обращению с отходами, в частности в организации деятельности по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов, на территориях соответствующих городских округов.
Статьей 6 Федерального закона от ... N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Из материалов дела усматривается, что ... заместителем прокурора Неклиновского ... ФИО3 внесено представление Главе Администрации Неклиновского ... об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства в сфере захоронения отходов.
Согласно письму главы администрации Неклиновского района Ростовской области ... от ... представление об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства в сфере захоронения отходов рассмотрено с участием представителя прокуратуры Лисицкой А.Ю. Администрацией ... в 2014 году разработана проектно-сметная документация на рекультивацию свалки на земельном участке кадастровым номером ..., по адресу: ... (в южной части села) .... Данная документация разрабатывалась на основании заключенного муниципального контракта ... от .... Стоимость работ по рекультивации свалки по состоянию на ... составляет 59 938,40 рублей. В виду отсутствия финансирования разработанная проектно-сметная документация на экологическую экспертизу не направлялась и проект реализован не был. В настоящее время требуется корректировка проекта культивации свалки. В 2020 году Администрацией района заключено соглашение с ООО «Малая Генерация» по вопросу выполнения корректировки проектной документации на рекультивацию свалки. Но ввиду ограничений и ухудшений финансового положения, связанных с распространением новой короновирусной инфекции COVID-19, ООО «Малая Генерация» не исполнило своих обязательств по соглашению. В виду высокой дотационности Неклиновского района выполнить корректировку проекта за счет средств местного бюджета не представляется возможным. В настоящее время Администрацией Неклиновского района совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области прорабатывается вопрос о включении затрат на рекультивацию свалки на земельном участке с кадастровым номером ..., по адресу: ... (в южной части села) ... в соответствующую государственную программу с привлечением средств федерального, областного, местного бюджетов, а также средств частных инвесторов.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что меры по надлежащему содержанию, надлежащему обращению с отходами и мониторинга окружающей среды, рекультивации указанного земельного участка, предусмотренные действующим законодательством, ответчиком не выполнялись. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Таким образом, орган местного самоуправления как собственник земельного участка длительное время не принимает активных мер по надлежащему содержанию и рекультивации указанного земельного участка, что свидетельствует о его незаконном бездействии.
Следовательно, в силу изложенных правовых норм имеются основания для проведения рекультивации земельного участка - комплекса работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора Неклиновского района законны и обоснованы, подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие разработанного, утвержденного и получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении срока для проведения работ по рекультивации земельного участка, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе необходимость утверждения проекта по рекультивации, и соглашается со сроками, указанными в исковом заявлении. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон. Иной более длительный срок суд полагает неразумным, который приведет к ослаблению контроля по выполнению возложенной судом на собственника земельного участка обязанности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Неклиновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области об обязании разработать проект и произвести рекультивацию земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрации Неклиновского района Ростовской области разработать проект восстановительных работ (рекультивации) земельного участка на земельном участке с и произвести рекультивацию земельного участка, с кадастровым номером ..., по адресу: ... (в южной части села) ..., в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрации Неклиновского района Ростовской области произвести рекультивацию земельного участка на земельном участке с и произвести рекультивацию земельного участка, с кадастровым номером ..., по адресу: ... (в южной части села) ... в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы в течение 16 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в апелляционном порядке через Неклиновский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 18 мая 2022 года.