ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-464 от 15.03.2012 Муромского городского суда (Владимирская область)

                                                                                    Муромский городской суд Владимирской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Муромский городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-464/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2012 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Каревой Т.Н.

при секретаре Шатаевой М.А.,

с участием помощника Муромского городского прокурора Епифановой Н.А.,

а также заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме

гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании в части нормативного правового акта органа местного самоуправления, суд

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с заявлением и, уточнив его основание при подготовке дела к судебному заседанию, поддержав в судебном заседании, просит признать недействующими с момента утверждения подпункты «б», «в» пункта 1.3 Положения о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром, утвержденного постановлением администрации округа Муром от 07.12.2010г № 2790.

В обоснование заявления указал и пояснил суду, что оспариваемые им положения нормативного правового акта предусматривают регулирование администрацией округ Муром размера платы за пользование жилым помещением (платы за наём) и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и для собственников, которые не приняли решение об установлении размера платы. Однако полагает, что в этой части Положение о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром противоречит Федеральному закону РФ от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», во исполнение которого принято, а именно: его

ч.ч. 1 и 2 ст. 1, предусматривающим, что регулированию подлежат тарифы организаций коммунального комплекса, обеспечивающих коммунальные услуги, а не предоставление жилья по договорам найма и услуг по содержанию и ремонту такого жилья;

пунктам 7, 8, 12, 13, 14, подпункту «а» пункта 17 ст. 2, которые дают понятия ценам (тарифам) на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к ним и устанавливают правила их регулирования, указывают, кто является потребителями таких товаров и услуг в жилищном секторе;

пункту 3 ч.1 и пункту 7 ч.2 ст. 5, которыми определено, что полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса осуществляют представительные органы местного самоуправления;

ч. 3 ст. 19, устанавливающей, что плата за коммунальные услуги для граждан – нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством с учётом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с данным Федеральным законом.

В целом данное Положение о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром не регулирует правоотношения в жилищной сфере, поэтому оспариваемые им нормы данного Положения не могут в нём содержаться. Кроме того, считает, что сам нормативный акт принят не уполномоченным органом.

Не соответствующие Федеральному закону вышеуказанные положения нормативного правового акта органа местного самоуправления положены в основу решения суда по его иску об оспаривании действий администрации округа Муром, которым ему отказано в удовлетворении заявления. Тем самым нарушены его (заявителя) права в той части, что 1) он лишён возможности получать надлежащую информацию о составе и стоимости работ, включённых в тариф по содержанию и ремонту жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, а также об объёме, перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, 2) вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с требованиями закона, 3) получать достоверную информацию о нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих отношения в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг.

Представитель заинтересованного лица администрации округа Муром по доверенности ФИО2 (л.д.19) возражал против удовлетворения заявления, считает, что Положение о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром, в том числе и оспариваемые заявителем его подпункты «б», «в» п. 1.3, не противоречат действующему законодательству, в том числе Жилищному Кодексу РФ, Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Федеральному закону № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; утверждено администрацией округа Муром в пределах своих полномочий; и не нарушает прав заявителя ФИО1, так как регулирует иные отношения. Его ссылка на применение данного нормативного правового акта в решении суда по другому делу с его участием свидетельствует о несогласии с данным решением суда, которое он вправе обжаловать в установленном законом порядке.

Выслушав объяснения заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Епифановой Н.А., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, суд считает, что заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления, или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации округа Муром № 2790 от 07.12.2010г. утверждено Положение о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром, которое опубликовано в газете «Муромский край» в № 191 за 10 декабря 2010 года и с этого момента вступило в силу, как указано в самом постановлении, что соответствует ст. 29 Устава округа Муром.

В Положении указано, что оно разработано в целях обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления муниципального образования округ Муром в области цен (тарифов) и определяет порядок регулирования цен (тарифов), надбавок к тарифам на товары, работы и услуги муниципальных предприятий, учреждений, организаций коммунального комплекса округа Муром (пункты 1,1, 1.2).

Согласно пункту 1.3 Положения регулированию подлежат а) цены на товары, работы и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями и организациями; б) размер платы за пользование жилым помещением (наем); в) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и для собственников, которые не приняли решение об установлении размера платы; г) надбавки к тарифам организаций коммунального комплекса, производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов; д) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; е) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам коммунальной инфраструктуры.

Органом по регулированию цен (тарифов) на территории муниципального образования округ Муром является администрация округа Муром (пункт 1.4).

В постановлении об утверждении данного Положения указано, что оно утверждено в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, Федеральными законами № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Решением Совета народных депутатов округа Муром № 1154 от 23.11.2010г. «Об удовлетворении протеста Муромской городской прокуроры».

Заявитель ФИО1, являясь нанимателем занимаемого им муниципального жилого помещения квартиры № ...., ссылается

на противоречие подпунктов «б» и «в» пункта 1.3 вышеуказанного Положения другим его нормам и нормам Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», во исполнение которого Положение утверждено, так как полагает, что оспариваемые им нормы регулируют другие правоотношения;

а также на принятие данного нормативного правового акта с нарушением порядка и не уполномоченным органом, полагая, что решения в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса относятся к компетенции представительного органа муниципального образования.

Действительно, согласно ст. 1 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» данный Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги коммунального комплекса.

В силу пункта 3 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона к полномочиям представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса относится установлениенадбавок к ценам (тарифам) для потребителей  .

Согласно п. 7 ч. 2 этой же статьи 5 полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, а именно: по установлению надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса   в соответствии с предельным индексом, тарифов на подключение к системам социальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение  , осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ст. 7 Устава округа Муром, утвержденного Решением Совета народных депутатов округа Муром от 25.08.2009г., администрация округа Муром входит в структуру органов местного самоуправления на территории округа Мурома как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, представительным органом муниципального образования является Совет народных депутатов округа Муром.

К полномочиям органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения отнесены, в том числе, установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями; регулирование надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (ст. 10 Устава).

При этом Уставом округа Муром к исключительной компетенции Совета народных депутатов округа Муром отнесено определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги   муниципальных предприятий и учреждений (пункт 6 ч.1 ст. 27 Устава).

А к полномочиям администрации округа Муром отнесены, кроме перечисленных в ст. 44 Устава, иные полномочия, определяемые решениями Главы округа и Совета (п. 1.58 ч. 1 ст. 44).

Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления содержаться и в п.п. 4, 4.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, Решением Совета народных депутатов округа Муром № 1154 от 23 ноября 2010 года «Об удовлетворении протеста Муромской городской прокуратуры» органом по регулированию цен (тарифов) и надбавок на услуги муниципальных предприятий, учреждений, организаций коммунального комплекса муниципального образования округ Муром определена администрация округа Муром (л.д. 51-53).

Решение Совета не противоречит п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также положениям Устава округа Муром о полномочиях представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления муниципального образования округ Муром, поскольку данным Решением функции по регулированию цен (тарифов) и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса возложены на администрацию округа Муром, которая относится к органам местного самоуправления, тем самым Советом определён порядок принятия соответствующих решений.

Следовательно, Положение о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром утверждено управомоченным органом местного самоуправления и в установленном порядке. Соответственно, доводы заявителя об обратном являются несостоятельными.

Положение утверждено постановлением администрации округа Муром, что соответствует форме нормативного правового акта, принимаемого данным органом местного самоуправления (ч. 3 ст. 29, ч.4 ст. 42 Устава округа Муром), и вступило в силу в установленном порядке – после официального опубликования в газете «Муромский край» (л.д. 22, 23).

Что касается оспариваемых норм вышеуказанного Положения, то суд считает, что их включение в данный нормативный правовой акт тоже не противоречит действующему законодательству в связи со следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочием по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и для собственников, которые не приняли решение об установлении размера платы. Данное законоположение направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.

При этом жилищное законодательство не предусматривает порядок регулирования органом местного самоуправления изменения размера такой платы.

Вместе с тем, учитывая, что организация содержания и использования муниципального жилищного фонда тоже относится к полномочиям администрации округа Муром (п.1.23 ч. 1 ст. 44 Устава), включение норм о регулировании размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и платы за содержание и ремонт жилого помещения в Положение о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром не противоречит действующему законодательству, учитывая, что данное Положение утверждено не только во исполнение Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», но и в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, а в Положении урегулированы вопросы, относящиеся к полномочиям исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в лице администрации округа Муром.

Ссылку заявителя на нарушение его прав оспариваемыми нормами Положения о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром суд считает несостоятельной, так как какой-либо недостоверной информации о деятельности органов местного самоуправления данные нормы не содержат и не препятствуют исполнению заявителем своей обязанности по внесению платы за жильё и коммунальные слуги в установленном жилищным законодательством порядке и в установленном органом местного самоуправления размере.

Что касается доводов заявителя ФИО1 о нарушении его прав предоставлением недостоверной информации об объёме, перечне и качестве оказываемых коммунальных услуг, то эти доводы уже были предметом судебного разбирательства по делу по его иску к администрации округа Муром о признании незаконными действий по рассмотрению его обращения, по которому вынесено решение по существу (л.д. 27-30).

Довод заявителя на необоснованность применения судом при разрешении ранее рассмотренного дела оспариваемых норм свидетельствует о его несогласии с постановленным судом решением. В этом случае, в силу гражданско-процессуального законодательства, у него имеется право подачи апелляционной жалобы на решение суда в установленном порядке, которое он реализовал (л.д. 31-40).

Таким образом, каких-либо нарушений прав заявителя оспариваемыми нормами Положения о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром судом не установлено, как и противоречий данных норм федеральным законам и другим нормативным актам.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативном правовому акту, имеющему большую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействующими с момента утверждения подпунктов «б», «в» пункта 1.3 Положения о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром, утвержденного постановлением администрации округа Муром от 07.12.2010г № 2790, отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление во Владимирский облсуд через Муромский горсуд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Н.Карева