ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4640/2012 от 17.10.2012 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2- 4640/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2012г. г. Зеленодольск

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Панфиловой А.А.,

при секретаре Фалиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зеленодольского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Исполнительного комитета МО г.Зеленодольск в части не включения в реестр муниципальных услуг сведений о муниципальной услуге по приватизации муниципального жилищного фонда, в части непринятия мер для разработки и утверждения Административного регламента по приватизации жилых помещений в г.Зеленодольске, в части бездействия по неприятию мер по запрету МБУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» оказывать муниципальную услугу по приватизации муниципального жилищного фонда в отсутствии Административного регламента,

установил:

Зеленодольский городской прокурор обратился в суд защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействие Исполнительного комитета МО г.Зеленодольск в части не включения в реестр муниципальных услуг сведений о муниципальной услуге по приватизации муниципального жилищного фонда в соответствии со ст.11 Закона №210-ФЗ, а также в части непринятия мер для разработки и утверждения Административного регламента по приватизации жилых помещений в г.Зеленодольске, о признании незаконным бездействие Исполнительного комитета МО г.Зеленодольск как учредителя МБУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» по неприятию мер по запрету МБУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» оказывать муниципальную услугу по приватизации муниципального жилищного фонда в отсутствии Административного регламента.

В обоснование требований указано, что в результате проведенной Зеленодольской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства о предоставлении муниципальных услуг МБУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска», учредителем которого является Исполком г.Зеленодольск, было выявлено, что в 2011г. и текущем периоде 2012г. МБУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» оказывает муниципальную услугу по приватизации муниципального жилищного фонда в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» на платной основе. Исполкомом г.Зеленодольск на основании постановления от 15.04.2012г. №01-08-130 утверждены тарифы по предоставлению услуг, связанных с приватизацией жилищного фонда в г.Зеленодольске на 2011г. Истец считает, что оказание муниципальной услуги по приватизации без утвержденного Административного регламента, регулирующего предоставление данной услуги незаконно и противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании представитель Зеленодольского городского прокурора – Бадретдинов А.Л., на требованиях настаивал.

Представитель МБУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» и Исполнительного комитета г.Зеленодольск – ФИО1, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, пояснив, что прокурором пропущен срок исковой давности, установленный законом в три месяца, в связи с чем требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны:

1) предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами…

Статьей 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

6. Реестр муниципальных услуг содержит сведения:

1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании;

2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета;

4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

7. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

При рассмотрении дела было установлено, что Постановлением ИК г.Зеленодольска от 03.11.2011 г. было создано муниципальное бюджетное учреждение «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Зеленодольска»(л.д.84). Его учредителем является Исполнительный комитет г.Зеленодольска. Согласно Уставу Учреждение осуществляет деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей в области жилищно-коммунального хозяйства, содержания и управления муниципальным имуществом и т.п.(л.д.85-96)

Также было установлено, что МБУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Зеленодольска» оказывает платные услуги, в том числе оформляет приватизацию муниципального жилого фонда. Согласно Постановлению Исполнительного комитета г.Зеленодольска №01-08-130 от 15.04.2011 г. были установлены тарифа на платные услуги, оказываемые МАУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска», правопреемником которого является МБУ«Департамент ЖКХ г.Зеленодольска».

Согласно ответу руководителя Исполнительного комитета г.Зеленодольска на представление Зеленодольского горпрокурора Постановлением Исполнительного комитета г.Зеленодольска №01-08-130 от 15.04.2011 г. утверждены тарифа на платные услуги, которые не являются муниципальными(л.д.8).

Согласно представленному представителем заинтересованных лиц Постановлению руководителя Исполнителного комитета ЗМР №1296 от 25 июня 2012 г. был утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Зеленодольского муниципального района, куда не вошли услуги по передаче мунипального жилья в собственность граждан (приватизации)(л.д.97-101).

Выслушав заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд считает необходимым частично удовлетворить требования Зеленодольского городского прокурора по следующим основаниям.

Статья 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Анализируя данные нормы закона, суд приходит к выводу, что передача жилых помещений в собственность граждан (приватизация) является муниципальной услугой. Представитель Исполнительного комитета г.Зеленодольска и МБУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» ФИО1 в ходе судебного заседания не отрицала того, что приватизация является муниципальной услугой. Следовательно, в силу ст. 6 и ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" данная услуга должна быть включена в реестр муниципальных услуг и должен быть разработан административный регламент.

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» №210-ФЗ от 27 июля 2013 г. согласно ст. 30 указанного закона вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. 30.07.2010 г., а с 1 июля 2012 года закон вступил в силу в полном объеме.

Согласно ст. 29 указанного выше закона административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Административные регламенты, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 2012 года.

Таким образом, административный регламент муниципальной услуги по передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) должен был быть разработан и принят в течение двух лет со дня вступления закона в силу.

Представитель заинтересованных лиц в судебном заседании заявила о пропуске заявителем срока для обжалования действий (бездействий) – три месяца, так как о том, что приватизация жилых помещений гражданами не была включена в Перечень муниципальных услуг, прокуратуре было известно давно, что подтверждается решением Зеленодольского городского суда от 25.07.2012 г. по иску Зеленодольского городского прокурора к Исполнительному комитету г.Зеленодольска о признании противоречащим закону постановления «Об утверждении тарифов на оказание услуг МАУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска.

Представитель Зеленодольской городской прокуратуры – Бадретдинов А.Л. в свою очередь заявил, что не считает срок для обращения в суд пропущенным, поскольку лишь 17 августа 2012 г. был получен ответ на представление Зеленодольского горпрокуратура, согласно которому Исполнительный комитет г.Зеленодольска услугу по приватизации жилых помещений гражданами не считает муниципальной услугой. Так же заявил ходатайство о восстановлении срока, если суд посчитает его пропущенным, поскольку до обращения в суд не бездействовал.

Суд считает что Зеленодольским городским прокурором срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ИК г.Зеленодольска не пропущен, поскольку Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» №210-ФЗ вступил в силу с 1 июля 2012 года в полном объеме. Закон обязывал до этой даты разработать, принять и привести в соответствием ранее принятые административные регламенты. До наступления этой даты прокуратура не могла требовать устранения нарушений законодательства. Поскольку требования закона не были исполнены в установленный в законе срок, прокуратура обратилась с представлением об устранении нарушений действующего законодательства, регулирующего предоставление муниципальных услуг в адрес руководителя Исполнительного комитета г.Зеленодольска(л.д.7). 17 августа 2012 г. был получен ответ на представление, из которого можно сделать вывод, что Исполнительный комитет г.Зеленодольска услугу по приватизации жилых помещений гражданами не считает муниципальной услугой (л.д.8). Таким образом, суд считает необходимым исчислять 3-х месячный срок для обращения в суд с 17 августа 2012 г., т.е. с даты, когда заявителю стало известно о нарушении прав граждан.

Суд считает не подлежащими удовлетворению исковые требования Зеленодольского городского прокурора о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования «г.Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района РТ в части неприятия мер по запрету МБУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» оказывать муниципальную услугу по приватизации муниципального жилищного фонда в отсутствии Административного регламента. Так, Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в части предоставления гражданам права на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилых помещений утрачивает силу с 1 марта 2013 г. Поэтому запрещение оказывать муниципальную услугу по приватизации муниципального жилищного фонда существенно нарушит права граждан.

Кроме того, ФЗ №210-ФЗ не содержит норм, запрещающих оказывать муниципальные услуги, не включенные в реестр и без принятого административного регламента.

Представитель заинтересованных лиц пояснила, что работа по включению услуги по приватизации жилых помещений гражданами в перечень муниципальных услуг и разработке административного регламента началась и будет доведена до конца.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Зеленодольского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования «г.Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района РТ в части не включения в реестр муниципальных услуг сведений о муниципальной услуге по приватизации муниципального жилищного фонда.

Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования «г.Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района РТ в части непринятия мер по разработке и утверждению Административного регламента по приватизации жилых помещений в г.Зеленодольске.

В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования «г.Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района РТ в части неприятия мер по запрету МБУ «Департамент ЖКХ г.Зеленодольска» оказывать муниципальную услугу по приватизации муниципального жилищного фонда в отсутствии Административного регламента - отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде Республики Татарстан 22.10.2012г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форма.

Судья: