Дело № 2-4640/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2016 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Лопуховой Н.Н.,
при секретаре Бацюра А.В.,
с участием ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Романовского района Алтайского края в интересах муниципального образования Романовского района Алтайского края к ФИО2 о взыскании суммы государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Романовского района Алтайского края обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании денежных средств, выданных в виде субсидии в размере *** рублей.
Требования мотивированы тем, что администрация Романовского района и Главное управление сельского хозяйства Алтайского края заключили договор *** от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии сторон по выполнению мероприятий Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и обеспечении жильем молодых специалистов на селе. ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась в администрацию Романского района Алтайского края с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села» в виде приобретения жилого помещения в <адрес>.
Комиссия по распределению денежных средств рассмотрения заявление ФИО3 и приложенные к заявлению. Документы, которые были представлены ответчиком в соответствии с требованиями ФЦП «Социальное развитие села 2012» и принято решение о выделении федерального и краевого бюджета *** рублей. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Романовского района и работодателем МБДОУ «***» и ответчиком заключен договор об обеспечении жильем молодого специалиста, предметом которого явилось определение порядка взаимодействия сторон по реализации на территории муниципального образования Романовский район Алтайского края федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012» в части улучшения жилищных условий участника. Сумма на приобретение жилья составила *** рублей, в том числе из средств краевого бюджета *** рублей и федерального бюджета *** рублей. В рамках указанного договора, истец обязался оказать поддержку ответчику в виде предоставления денежных средств на приобретение жилого помещения.
Распоряжением администрации Романовского района ***-р от ДД.ММ.ГГГГ, ***-р от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере *** рублей были перечислены ответчику. Распоряжением администрации Романовского района ***-р от ДД.ММ.ГГГГ, ***-р от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства *** рублей были перечислены ответчику. Однако ответчик свои обязательства по указанным обязательствам не исполнил, поскольку уволилась с рабочего места ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию (копия приказа ***), не отработав у работодателя по трудовому договору *** леи с даты выдачи свидетельства о предоставлении субсидии, что является основанием для взыскания с ответчика денежных средств в указанном выше размере.
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение ответчиком было продано ДД.ММ.ГГГГ, но сумма субсидий не возвращена.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещены надлежаще о рассмотрении дела.
Ответчик в судебном заседании, не оспаривая факт участия в программе по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», факта получения по данной программе средств в размере *** рублей, возражала против удовлетворения иска, представила письменный отзыв (л.д. 37), в котором указывает, что администрация Романовского района не ознакомила ответчика в полном объеме с условиями федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012». Между администрацией Романовского района и работодателем МБЛОУ «***» и ответчиком не был заключен договор об обеспечении жильем молодого специалиста. Ответчик уволилась с рабочего места ДД.ММ.ГГГГ, договор об обеспечении жильем молодого специалиста не расторгала, так как его не заключала и не подписывала. ДД.ММ.ГГГГ ответчик получила по почте заказное письмо от администрации Романовского района, в котором была уведомлена выплатить сумму в размере *** рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик направила ответное письмо истцу, в котором объяснила, что выплатить указанную сумму до ДД.ММ.ГГГГ не может. Просьба выслать копию договора об обеспечении жильем молодого специалиста не была выполнена администрацией Романовского района.
Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из смысла положений ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право. Действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах судебной защите не подлежат.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательное обогащение обусловлено приобретением или сбережением лицом имущества за счет другого лица без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
В п. 2 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Спорные правоотношения регулируются Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858, которым утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (ред. от 31.01.2009, действовавшей на момент выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты) "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", ранее, до внесения в указанное Постановление Правительства изменений, данная программа именовалась федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года", субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих, в том числе, предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению N 1.
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам в порядке и на условиях, предусмотренных приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющимся приложением N 16 к федеральной целевой программе.
Для участия в Программе граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляют в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по утвержденной форме.
В соответствии с п. п. 31, 33 Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (в редакции от 31.01.2009, действовавшей на момент выдачи ФИО2 свидетельства о предоставлении социальной выплаты) "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются: а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства; б) право уполномоченного органа (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
Согласно трехстороннего договора от ДД.ММ.ГГГГ орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от Получателя средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе Получателя (молодого специалиста, члена молодой семьи (если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением Получателем положений трудового законодательства.
Судом установлено, что на момент предоставления социальной выплаты ФИО3 состояла в трудовых отношениях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «***», что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 21-22).
ФИО4 (ФИО5) подано заявление в администрацию Романовского района Алтайского края о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года»(л.д. 8).
Факт подачи ответчиком соответствующего заявления не оспаривался в ходе рассмотрения дела по существу.
В материалы дела представлен договор "Об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста)" от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Романовский район Алтайского края (администрация), МДОУ «***» (работодатель) и ФИО4 (участник). В соответствии с п. 2.1 указанного договора администрация муниципального образования Романовского района Алтайского края обладает правом требования в судебном порядке возврата выплаченной субсидии в случаях нецелевого использования субсидий, а также в случае расторжения трудового договора до истечения срока по инициативе Участника в соответствии со ст. 80 Трудового кодекса РФ или по инициативе работодателя по предусмотренным ст. 81 ТК РФ основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было выдано Свидетельство N *** "О предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности", в соответствии с которым ФИО3 предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере *** рублей, в том числе *** рублей средства федерального бюджета, *** рублей средства бюджета субъекта Российской Федерации (л.д. 25).
Факт получения свидетельства, денежной суммы по нему, ответчик не оспаривала, как и не оспаривала то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 на основании договора купли-продажи купила по цене *** рублей в собственность квартиру, расположенную по адресу <адрес> (л.д. 23-24), оплатив за квартиру в том числе сумму полученную в рамках участия по целевой программе ДД.ММ.ГГГГ, что следует из отметки, наличествующей в свидетельстве о предоставлении государственной поддержки (л.д.25 оборотная сторона).
Как следует из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения по адресу <адрес> является ФИО1 (л.д. 13).
Из пояснений ответчика установлено, что квартира была продана.
Из материалов дела следует, что ответчик на основании приказа *** от ДД.ММ.ГГГГ уволена из МДОУ «***» по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ.
С указанным приказом ответчик ознакомлена, что подтверждается ее подписью (л.д. 20) и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
Из трудовой книжки следует, что после увольнения ответчик ДД.ММ.ГГГГ принята в филиал «***» ООО «***» на должность продавца, уволена ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принята на должность кассира ООО «***».
Из пояснений ответчика установлено, что после увольнения истец выехала из села в <адрес> для постоянного проживания, из документа удостоверяющего личность ответчика следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчик зарегистрирована в <адрес> (л.д.35).
О том, что ответчик была уволена со собственному желанию из МДОУ «***» истцу стало известно не ранее ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленной информацией (л.д.44-45).
ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено письмо из администрации Романовского района Алтайского края о необходимости возврата в срок до ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в размере *** рублей, направленных на улучшение жилищных условий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, так как трудовой договор расторгнут по собственной инициативе (л.д. 14).
Указанное письмо получено ответчиком (л.д. 15 оборот).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком направлено письмо в администрацию Романовского района Алтайского края (л.д. 15), в котором она указывает, что денежные средства в размере *** рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ возвратить не может, просит продлить срок возврата до ее выхода на работу.
Указанные обстоятельства ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривались, однако ответчик ссылалась на то, что трехсторонний договор от ДД.ММ.ГГГГ ею не подписан, в связи с чем она его не расторгала, соответственно об условиях которые в нем содержатся она не знала, а потому их не нарушала, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения иска.
К указанным доводам ответчика, суд относится критически, поскольку из представленных суду документов следует, что денежные средства ответчиком были получены по соответствующей федеральной программе, израсходованы.
К доводам ответчика о том, что об условиях программы она не знала, поскольку не была ознакомлена с условиями трехстороннего соглашения, суд относится критически, поскольку как следует из текста поданного ответчиком заявления в администрацию Романовского района о включении ответчика в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010», условия которой не изменились на период получения ответчиком субсидии, с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», ответчик была ознакомлена, обязала их выполнять, о чем свидетельствует подпись ответчика в тексте заявления.
При этом, учитывая, что в самой программе и в правилах предоставления субсидий зафиксировано право уполномоченного органа исполнительной власти взыскать ранее выплаченные денежные средства с лица, не выполнившего в полной мере все условия такой программы, о чем ответчик не могла не знать исходя из обстоятельств рассмотренного дела, то незаключение трехстороннего договора не меняет существа спорных правоотношений и не влияет на их регулирование, установленное нормативно-правовым актом.
Вместе с тем, как установлено в суде, условия данной программы ответчиком не были выполнены, в связи с чем предоставленная ответчику субсидия подлежит возврату, так как у ответчика возникла обязанность в силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации ее возвратить.
Правовых оснований для сохранения за ответчиком права на социальную выплату в рамках программы не имеется, в том числе по основанию п. 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N 858.
Что касается доводов ответчика о применении срока исковой давности, то оснований для его применения не имеется.
Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исходя из положений п. п. 1 - 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку истец узнал о нарушении прав не ранее ДД.ММ.ГГГГ, когда получил копию приказа об увольнении ФИО4, а с иском в суд обратился ДД.ММ.ГГГГ, то срок исковой давности не пропущен.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, от которых истец при подаче иска был освобожден в размере *** рублей.
Руководствуясь ст.ст.103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Романовского района Алтайского края в интересах муниципального образования Романовского района Алтайского края к ФИО2 о взыскании суммы государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, удовлетворить.
Взыскать в пользу администрации Романовского района Алтайского края с ФИО2 сумму государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере *** рублей *** копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** рублей *** копеек.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья Личная подпись Н.Н. Лопухова
Решение суда в окончательной форме принято с учетом положений ч. 2 ст. 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 31 октября 2016.
Верно, судья Н.Н.Лопухова
Секретарь А.В. Бацюра
Решение на 01.11.2016 не вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2-4640\2016 Индустриального районного суда города Барнаула.