ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4642/2013 от 01.10.2013 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-4642/2013

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

01 октября 2013 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании недействительными распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 04.02.2013 года № «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» и распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 04.02.2013 года №-р «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции»,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании недействительными распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 04.02.2013 года № «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» и распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 04.02.2013 года № «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции». В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка имеющего адрес: <адрес>. ФИО2 является собственником дома и земельного участка имеющего адрес: <адрес>.

В марте 2013 года на электрических столбах вдоль улицы <адрес> рядом с домами № были установлены рекламные конструкции. Так как документов, подтверждающих обоснованность их установки, ФИО1 представлено не было, конструкции были сняты.

23.07.2013 года К.Д.В., которому принадлежали указанные рекламные конструкции, обратился в Первомайский районный суд города Омска с иском к ФИО1 о возмещении убытков, вызванных снятием указанных рекламных конструкций с вышеуказанных опор № и №, расположенных по адресу: <адрес>.

Из указанного иска стало известно, что ФИО3 право на установку рекламных конструкций было предоставлено распоряжением № от 04.02.2013 года (на опоре № напротив <адрес>) и распоряжением № от 04.02.2013 года (на опоре № напротив дома <адрес> - по факту напротив дома <адрес>).

Согласно ГОСТ Р 52044-2003 п. 6.1. средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: на опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофора; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах; п. 6.4. удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1 м; п. 6.6. расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков должно быть не менее указанного в таблице; п. 6.7 в зависимости от площади рекламного объявления расстояния между отельными размещениями на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее приведенного в таблице.

Просят признать недействительными распоряжение департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 04.02.2013 года № «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» и распоряжение департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 04.02.2013 года № «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции».

Определением суда от 28.08.2013 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Омска, МПЭП города Омска «Омскэлектро», индивидуальный предприниматель ФИО3

В судебное заседание ФИО1, ФИО2, представитель по доверенности не явились, извещены надлежащим образом. Причину неявки в судебное заседание суду не сообщили.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

В судебное заседание представитель МПЭП города Омска «Омскэлектро» не явился, извещены надлежащим образом. Просил дело рассмотреть в отсутствие стороны.

ИП ФИО3 в судебном заседании настаивая на рассмотрении дела по существу, в удовлетворении заявления просит отказать. В обоснование своих возражений указал, что сам по себе факт расположения конструкции напротив помещения истцов не свидетельствует о нарушении их прав, установка конструкции произведена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представителем департамента имущественных отношений Администрации города Омска представлен письменный отзыв на иск, в котором указано, что отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». В соответствии с Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 года № 452 департамент на территории муниципального образования город Омск осуществляет контроль за размещением средств наружной рекламы, а также осуществляет выдачу разрешения на установку рекламных конструкций на территории города Омска. 04.02.2013 года департаментом были изданы распоряжения № и № о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций согласно разрешениям № (<адрес> опора №) и № (<адрес>, опора №) ФИО3 П. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-Ф3 «О рекламе» предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В соответствии с п. 6 и п. 7 ст. 23 положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского совета № 452 от 26.10.2011 года департамент принимает решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска; выдает разрешения на установку рекламных конструкций на территории города Омска, аннулирует такие разрешения, выдает предписания о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Омска. Таким образом, департамент при издании оспариваемых распоряжений действовал в рамках своих полномочий, в соответствии с законом о рекламе.

Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо одновременное несоответствие его закону или иному правовому акту, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч. 20 ст. 19 ФЗ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа; обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов; несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления; нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта; возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа. Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 года № 711 на Госавтоинспекции возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, в подпункте «ч» п. 12 Положения установлено, что Госавтоинспекции в пределах своей компетенции осуществляют согласование установки рекламной конструкции при обращении за таким согласованием. Следовательно, оценка влияния наружной рекламы на безопасность движения является исключительной компетенцией органов ГИБДД. На основании изложенного просит в удовлетворении требований заявителей отказать.

В судебном заседании настаивает на рассмотрение дела по существу, считая неявку стороны направленной на затягивание рассмотрения дела по существу.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно п. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными полностью или частично. Аналогичная норма содержится в статье 61 ЗК РФ.

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления – один из предусмотренных ст. 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав. Статья 13 ГК РФ, определяющая условия его реализации, по своему предназначению направлена на обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (п. 1 ст. 1 ГК РФ) и создает – наряду с положениями других федеральных законов – необходимую правовую основу государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 45, статья 46, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации). В этой связи основанием для признания акта государственного органа и местного самоуправления недействительными (решения или действия – незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.

ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 11, 12). ФИО2 является собственником дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 13, 14-15).

В судебном заседании установлено, что на электрических столбах вдоль улицы <адрес>, рядом с домами № и № были установлены рекламные конструкции.

Согласно п. 23 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского совета от 26 октября 2011 года №, к функциям департамента в области рекламы и дизайна относится принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска; выдача разрешения на установку рекламных конструкций на территории города Омска, аннулирование таких разрешений, выдача предписания о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Омска.

На основании распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска № от 04.02.2013 года «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» индивидуальному предпринимателю ФИО3 выдано разрешение № на установку рекламной конструкции на территории города Омска по адресу: <адрес> (опора №) (л.д. 7).

На основании распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска № от 04.02.2013 года «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» индивидуальному предпринимателю ФИО3 выдано разрешение № на установку рекламной конструкции на территории города Омска по адресу: <адрес> (опора №) (л.д. 8).

Согласно ст. 19 ФЗ от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта РФ. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

К указанному в ч. 9 настоящей статьи заявлению прилагаются: 1) данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом РФ и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.

Как усматривается из материалов дела, что 04.02.2013 года между Муниципальным производственно-эксплуатационным предприятием города Омска «Омскэлектро» в лице директора М.М.Л., действующего на основании Устава, и Индивидуальным предпринимателем ФИО3, «Рекламораспространитель», действующим на основании свидетельства серии № за основным государственным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя №, заключен договор № на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, по условиям, которого предприятие обязуется предоставить рекламораспространителю право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на опоре линии наружного освещения форматом 1,2x1,5 м вертикального исполнения для размещения рекламы с площадью информационного поля; 3,60 кв. м, на опоре Предприятия по адресу: <адрес> (опора №) в Центральном административном округе города Омска, в границах, указанных в топографической съемке (для отдельно стоящих конструкций), и в соответствии с разрешением на установку рекламной конструкции № на основании Протокола № б/н от «22» января 2013 года «Об итогах аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности», проведенного департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, именуемого далее «Протокол», а Рекламораспространитель обязуется оплатить предоставленное ему право в порядке, предусмотренном настоящим договором. Срок Действия договора: с 04 февраля 2013 года по 03 февраля 2018 года (л.д. 23).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что департамент при издании оспариваемых распоряжений действовал в рамках своих полномочий, в соответствии с законом о рекламе.

Кроме того, согласно ч. 20 ст. 19 ФЗ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа; обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов; несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления; нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта; возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств того, что спорная рекламная конструкция в настоящее время размещена с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ заявителями суду представлено не было.

Как следует из определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2009 № 5-Г08-105, применение ГОСТ Р 52044-2003 при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы обязательно ввиду отсутствия технических регламентов, определяющих правила установки рекламных конструкций.

Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые распоряжения не нарушает права заявителей и не препятствуют законному использованию земельного участка и дома.

Каких-либо доказательств в обоснование требований заявителями ФИО1 и ФИО2 не представлено. В связи с вышеизложенным, правовых оснований считать оспариваемые распоряжения незаконными не имеется.

В силу п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом и в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования ФИО1, ФИО2 о признании недействительными распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 04.02.2013 года № «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» и распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 04.02.2013 года № «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Г.Г. Щеглаков