РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 04 февраля 2021 года
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Жуковой С.С.
при секретаре ФИО3
с участием в судебном заседании:
представителя ответчика Администрации г/о Домодедово ФИО6; доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№;
представителя ответчика Управления образования Администрации городского округа Домодедово ФИО7, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к Администрации городского округа Домодедово, Управлению образования Администрации городского округа Домодедово о предоставлении несовершеннолетним детям мест в группе полного дня с 12-ти часовым пребыванием в МДОО на территории городского округа Домодедово с учетом территориальной доступности, выражающейся в безопасной физической досягаемости; обязании рассмотрения вопроса о зачислении детей в муниципальные дошкольные образовательные организации, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась к Администрации городского округа Домодедово, Управлению образования Администрации городского округа Домодедово с иском о предоставлении несовершеннолетним детям мест в группе полного дня с 12-ти часовым пребыванием в МДОО на территории городского округа Домодедово с учетом территориальной доступности, выражающейся в безопасной физической досягаемости, обязании рассмотрения вопроса о зачислении детей в муниципальные дошкольные образовательные организации.
В обоснование заявленных требований указала, что является матерью несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ёе дети своевременно поставлены на учет по месту постоянной регистрации в Управлении образования администрации городского округа <адрес> для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации МДАОУ детский сад № «Улыбка», МДАОУ детский сад № «Ласточка», МДАОУ детский сад № «Русалочка». В ДД.ММ.ГГГГ ответом ей было сообщено, что место в указанных детских садах предоставлено не будет в связи с отсутствием свободных мест и с предложением мест в группе кратковременного пребывания в МДАОУ детский сад № «Дружба». Считает, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждений, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансирования. Истец считает незаконным бездействие администрации городского округа <адрес> и Управления образования администрации городского округа <адрес> выразившееся в необеспечении возможности детям истца получить дошкольное образование в МДОУ по месту жительства. Непредставление места в детском саду по причине отсутствия свободных мест нарушает конституционные права несовершеннолетних на получение бесплатного дошкольного образования. Истец просит возложить на ответчиков обязанность предоставить несовершеннолетним детям ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в группе полного дня с 12-часовым пребыванием в МДОО на территории городского округа Домодедово с учетом территориальной доступности, выражающейся в безопасной досягаемости, обязать ответчиков рассмотреть вопрос о зачислении детей в МДАОУ детский сад № «Улыбка», МДАОУ детский сад № «Ласточка», МДАОУ детский сад № «Русалочка».
В судебном заседании истец в судебное заседание не явилась, извещена судом, направила заявление о рассмотрении в ее отсутствие.
Представитель Администрации городского округа <адрес>ФИО6 иск не признал. В обоснование возражений пояснил, что комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа проводится в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа <адрес>», утвержденным постановлением Администрации городского округа Домодедово № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании «Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.о. Домодедово, реализующих образовательную программу дошкольного образования» утверждённого Постановлением Администрации городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом очередь на предоставление места в детских садах является единой. Администрацией произведены все необходимые меры по созданию детских учреждений, существует определенный порядок предоставления мест в детских учреждениях, учитывая установленный законом порядок оснований для предоставления мест не имеется, кроме того, в данном случае Администрация выступает в качестве ненадлежащего ответчика. Просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель Управления образования Администрации городского округа <адрес>ФИО7 в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы ранее представленного письменного пояснения. Пояснил, что комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа проводится в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа <адрес>», в соответствии с п. 8.2.2 регламента направление на в ДОУ на новый учебный год осуществляется с 01 апреля по 31 августа текущего года. Таким образом список нуждающихся на 2020 год сформирован на ДД.ММ.ГГГГ. Истцом заявление подано поздно. Согласно п. 16.17 дети, родитель которых подали заявление о постановке на учет после 01 апреля текущего календарного года, включаются в список детей, которым место в ДОО необходимо предоставить с 01 сентября следующего календарного года. Указал, что заявления истца на предоставление мест несовершеннолетним зарегистрировано в Единой информационной системе управления дошкольными образовательными организациями <адрес>, дата постановки на очередь ДД.ММ.ГГГГ с указанием о регистрации по месту пребывания, на ДД.ММ.ГГГГ свободных мест в детский садах указанных истцом свободных мест нет, они укомплектованы и вопрос о предоставлении мест несовершеннолетним детям истца будет решать в автоматическом режиме через автоматизированную информационную систему ЕИСДОУ в порядке общей очереди при проведении планового комплектования на 2021-2022 учебный год. В связи с чем ответчиками права истца не были нарушены и обязать предоставить несовершеннолетним детям истца мест в группе полного дня с 12-часовым пребыванием и рассмотреть вопрос о зачислении детей в МДАОУ детский сад № «Улыбка», МДАОУ детский сад № «Ласточка», МДАОУ детский сад № «Русалочка» невозможно. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав представитель ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение правом каждого на образование, в том числе дошкольное. Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.
Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.
Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье. При этом вышеназванный Закон сосредоточивает все функции местного самоуправления в сфере образования, в том числе организацию предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на уровне муниципального района. Пояснил, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального района. Постановлением Администрации городского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги и утвержден порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Из материалов дела следует, что согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа <адрес>» утвержденным Постановлением Администрации городского округа Домодедово № (далее Регламент) от ДД.ММ.ГГГГ на основании «Порядка комплектования муниципальных услуг дошкольных образовательных учреждений городского округа Домодедово, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Домодедово № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении муниципальных дошкольных образовательных учреждений за территориями городского округа Домодедово» проводится комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа Домодедово.
Регистрация заявлений на предоставление мест в ДОУ производится в единой информационной системе управления дошкольными образовательными организациями <адрес> (ЕИСДОУ), места распределяются в системе автоматически, и в соответствии с п.8.2.2 Регламента список детей нуждающихся в предоставлении места формируется на 01 апреля по 31 августа текущего года. Согласно п. 16.17 Регламента дети, родители которых подали заявление о постановке на учет после 01 апреля текущего календарного года включаются в указанный список с 01 сентября следующего календарного года.
Судом установлено, что истец обратилась с заявлением о предоставлении мест в МДАОУ детский сад № «Улыбка», МДАОУ детский сад № «Ласточка», МДАОУ детский сад № «Русалочка» несовершеннолетним ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированным в ЕИСДОУ ДД.ММ.ГГГГ, с указанием регистрации по месту пребывания в мкр. Южный <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу администрации городского округа <адрес> на обращение ФИО2 направление на в ДОУ на новый учебный год осуществляется с 01 апреля по 31 августа текущего года, список нуждающихся на 2020 год сформирован на ДД.ММ.ГГГГ, свободных мест в детский садах, указанных заявителем свободных мест нет, они укомплектованы и вопрос о предоставлении мест несовершеннолетним детям ФИО2 будет решать в автоматическом режиме через автоматизированную информационную систему ЕИСДОУ в порядке общей очереди при проведении планового комплектования на 2021-2022 учебный год. Заявителю предложены места в группе кратковременного пребывания МАДОУ № «Дружба».
Как следует из пояснений представителей ответчиков и это не оспаривалось в судебном заседании, заявления истца зарегистрировано после 31 августа текущего года, после окончания комплектования списка детей нуждающихся в предоставлении места в ДОО, согласно регламенту действующему на территории <адрес>, однако несовершеннолетним детям истца предоставлены места в группе кратковременного пребывания МАДОУ № «Дружба», однако заявитель правом на предоставление данного места не воспользовалась.
Таким образом ответчиками возложенные на них Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимые действия по предоставлению мест несовершеннолетним детям заявителя в детском саду исполнены.
Из искового заявления следует, что истца интересуют места в конкретных детских садах МДАОУ детский сад № «Улыбка», МДАОУ детский сад № «Ласточка», МДАОУ детский сад № «Русалочка», поскольку данные детские сады наиболее ближайшие к месту ее жительства и месту жительства её детей. Учитывая позицию истца и ответчиков в предоставлении мест в конкретных детских садах с учетом территориальной доступности, порядок комплектования ДОУ в соответствии с Регламентом, отсутствие свободных мест в конкретных детских садах в рамках рассматриваемого дела нельзя расценить как незаконное бездействие и не обеспечение доступным бесплатным дошкольным образованием в отношении несовершеннолетних детей истца.
Удаленность предложенного детского сада от места жительства заявителя, отсутствие пешей доступности не свидетельствует о бездействии Управления образования администрации городского округа <адрес>.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, а также Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указывают, что доступность образования определяется как равные для всех права и возможности его получения, предполагает не только экономическую доступность, но и физическую доступность, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям. При этом говорится об экономической и физической доступности начального, среднего и высшего образования.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, согласно вышеуказанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, доступность образования означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. При этом доступность образования должна обеспечиваться, в том числе нахождением образовательного учреждения на разумном географическом удалении от местожительства ребенка. В свою очередь «разумная географическая удаленность» образовательного учреждения от места жительства несовершеннолетнего и его законных представителей, речь о которой идет в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, не является тождественной по содержанию понятию «пешеходная доступность» или «незначительная географическая удаленность».
Каких-либо ограничений в равном доступе существующие в городском округе <адрес> дошкольные образовательные учреждения несовершеннолетним детям ФИО2 не имелось, несовершеннолетние дети ФИО2 в установленном порядке наравне с другими несовершеннолетними поставлены на очередь на предоставление места в детском саду, а отсутствие свободных мест в конкретном детском саду не может быть расценено как ограничение в равном доступе на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Внеочередное предоставление мест детям истца в конкретном детском саду с учетом предоставления при постановке на в общую очередь временной регистрации по месту пребывания, повлечет нарушение прав других несовершеннолетних, состоящих на учете в данном саду, которые поставлены на очередь раньше детей истца и имеющих первоочередное право с учетом регистрации по месту жительства.
Учитывая, что со стороны ответчиков незаконного бездействия не установлено, возложенные в силу закона на него обязанности им исполнены, оснований полагать, что были нарушены права истца и её несовершеннолетних детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, требования истца о предоставлении несовершеннолетним детям ФИО9 Дамиру, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО9 Таисии, ДД.ММ.ГГГГ года рождения мест в группе полного дня с 12-ти часовым пребыванием в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории городского округа Домодедово с учетом территориальной доступности, выражающейся в безопасной физической досягаемости и обязании рассмотрения Администрацией городского округа Домодедово, Управлением образования Администрации городского округа Домодедово вопроса о зачислении несовершеннолетних детей ФИО9 Дамира, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО9 Таисию, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в муниципальные дошкольные образовательные организации: МАДОУ детсад № «Улыбка», МАДОУ детсад № «Ласточка», МАДОУ детсад № №Русалочка» удовлетворению не подлежат.
руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации городского округа Домодедово, Управлению образования Администрации городского округа Домодедово о:
- предоставлении несовершеннолетним детям ФИО9 Дамиру, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО9 Таисии, ДД.ММ.ГГГГ года рождения мест в группе полного дня с 12-ти часовым пребыванием в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории городского округа Домодедово с учетом территориальной доступности, выражающейся в безопасной физической досягаемости;
- обязании рассмотрения Администрацией городского округа Домодедово, Управлением образования Администрации городского округа Домодедово вопроса о зачислении несовершеннолетних детей ФИО9 Дамира, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО9 Таисию, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в муниципальные дошкольные образовательные организации: МАДОУ детсад № «Улыбка», МАДОУ детсад № «Ласточка», МАДОУ детсад № №Русалочка» - отказать.
Решение Домодедовского городского суда может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.
Председательствующий С.С.Жукова